Решение №РХ-06/6303 Решение по делу №06-11/2015 в отношении Совета Зеленодольско... от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-11/2015 в отношении Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района»

Исх. от 24.04.2015 г. № РХ-06/6303

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия)  в составе:

<…>,

с участием:

представителя ответчика – Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан <…>, доверенность №01-2/431ДСП от 10.03.2015г., личность установлена паспортом;

от второго ответчика – МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» <…>, доверенность от 03.02.2015г., личность установлена паспортом;

рассмотрев дело №06-11/2015 по признакам нарушения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (422550, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Ленина, 41а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного освобождения от арендной платы ООО «Агат», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

На основании приказа от 13.08.2014г. №01/307-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. В ходе проведения контрольного мероприятия Инспекцией Татарстанского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

18.04.2014 г. ООО «Агат» обратилось с письмом (исх.№12) в адрес Главы Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с просьбой освободить от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а.

Указанные помещения были переданы ООО «Агат» согласно договору аренды муниципального имущества №08-014-0881 от 12.07.2013г., заключенному по итогам аукционных торгов, проведенных на основании постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №1262 от 03.06.2013 г.

На основании обращения ООО «Агат» и письменного заключения руководителей МУ «Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» и МУ «Финансово-бюджетной палаты Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан был подготовлен проект решения «Об освобождении ООО «Агат» от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а».

30.06.2014 г. Советом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было принято решение №417 «Об освобождении ООО «Агат» от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а».

Пунктом 20 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» определено, что предоставление органами местного самоуправления, преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке - представляет собой муниципальную преференцию.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Заявление о согласовании муниципальной преференции ООО «Агат» в форме освобождения от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а в адрес Татарстанского УФАС России не поступало.

На основании вышеизложенного, основания для освобождения ООО «Агат» от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а, отсутствовали.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установление льготы в виде освобождения от арендной платы, ставит вышеуказанного хозяйствующего субъекта в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, что может привести к дискриминационным условиям деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке и, как следствие, к ограничению конкуренции между ними.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.  

Таким образом, в действиях Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», в части незаконного освобождения от арендной платы ООО «Агат», что привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 26.01.2015 года №01/21-к было возбуждено дело №06-11/2015 по признакам нарушения Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (422550, Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Ленина, 41а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного освобождения от арендной платы ООО «Агат», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

26.10.2006г. вступил в законную силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 1 статьи 15 которого установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ определено, что предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке - представляет собой государственную помощь.

В соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно ст. 20 ФЗ «О защите конкуренции», имеющих намерение предоставить государственную помощь хозяйствующим субъектам, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.

Часть 1 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. на момент заключения договора устанавливала, что в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.

Не являлось государственной помощью, в частности предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения дела Комиссии Татарстанского УФАС России стало известно следующее.

На основании заявления ООО «Агат» решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №417 от 30.06.2014г. ООО «Агат» было освобождено от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д. 41а.

Освобождение от уплаты арендных платежей за использование муниципального имущества возможно только в качестве предоставления муниципальной преференции.
Заявление о согласовании муниципальной преференции ООО «Агат» в форме освобождения от арендных платежей за использование муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д. 41а, в адрес Татарстанского УФАС России не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, частью 7 пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, действия органа власти по предоставлению преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции являются нарушением п. 7 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Соответственно, Советом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предоставлена незаконная преференция ООО «Агат» путем освобождения от арендных платежей за использование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности города Зеленодольск в нарушение установленного Главой 5 Закона о защите конкуренции порядка предоставления муниципальной преференции.
Таким образом, решение Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №417 от 30.06.2014г. противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия органов местного самоуправления, связанные с освобождением от арендной платы ООО «Агат», содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно акту сверки №0881, ООО «Агат» не оплачивало арендные платежи с 01.07.2014г. по 31.12.2014г.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Агат» пользовалось муниципальным имуществом по договору аренды не оплачивая арендные платежи по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а, а это значит, что фактически решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, были предоставлены конкурентные преимущества ООО «Агат» путем освобождения от обязательной уплаты арендных платежей.

Зеленодольская городская прокуратура вынесла Протест №02-01-26/2014 от 21.08.2014г. на решение Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №417 от 30.06.2014г.

На основании вышеуказанного протеста Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан решением №478 от 30.12.2014г. признал утратившим силу решение от 30.06.2014г. №417 «Об освобождении общества с ограниченной ответственностью «Агат» от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а».

В ходе рассмотрения дела МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан привлечено в качестве ответчика, в части бездействия по осуществлению муниципального контроля.

Представитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Комиссии Татарстанского УФАС России в процессе рассмотрения дела пояснил, что после выявления Прокуратурой города Зеленодольска незаконного освобождения от арендных платежей ООО «Агат», какие-либо контрольные действия по возмещению ущерба бюджету муниципального образования не совершались.

В ходе рассмотрения дела МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не представило материалы и сведения, подтверждающие осуществление контрольных действии по возмещению ущерба в результате освобождения решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от арендных платежей ООО «Агат».

Таким образом, в действиях Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан имеется нарушение части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части незаконного освобождения от арендной платы ООО «Агат», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В действиях МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан имеется нарушение части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия по осуществлению муниципального контроля, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно статье 55 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.41,42,65 Бюджетного кодекса РФ поступления от использования муниципального имущества являются не налоговыми доходами местных бюджетов.

Муниципальное имущество является одним из источников формирования финансовой основы органов местного самоуправления.

В результате действий Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ООО «Агат» было освобождено от арендной платы за пользование муниципального имущества равной сумме 33 655,37 рублей на протяжении 6 месяцев, что подтверждает акт сверки на 31.12.2014г. предоставленный ООО «Агат».

Следовательно, за 6 месяцев освобождения от арендной платы, муниципальный бюджет не дополучил доход в размере 201 932,22 рубля.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г.      №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с тем, что Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вынес решением №478 от 30.12.2014г. и признал утратившим силу решение от 30.06.2014г. №417 «Об освобождении общества с ограниченной ответственностью «Агат» от арендной платы за использование нежилого помещения и оборудования, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Ленина, д.41а» Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания Совету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части незаконного освобождения от арендной платы ООО «Агат», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием состава нарушения  в рамках статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Признать МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по осуществлению муниципального контроля, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  4. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- совершить действия, направленные на взыскание с ООО «Агат» суммы недоначисленных арендных платежей, установленных условиями договора аренды муниципального имущества от 12.07.2013 №08-014-0881, заключенного по результату аукциона.

4. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны