Решение №РХ-06/6474 РЕШЕНИЕ по делу №06-22/2016 от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №06-22/2016

Исх. РХ-06/6474 от 10.05.2016 г.

Резолютивная часть объявлена «04» мая 2016 г.

Полный текст решения изготовлен «10» мая 2016 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:   <…>

Члены комиссии:                <…>

                                    <…>

с участием:

- представителя ответчика Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан по доверенности – <…>, личность установлена паспортом,

- представителя ответчика ООО «Пресс» - <…>, личность установлена паспортом,    

рассмотрев дело №06-22/2016 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту №2013.41527 от 23.12.2013г., а также с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица.

Установила:

Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» является результат проведенной Татарстанским УФАС России плановой проверки в отношении Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 18.02.2016 г. № 01/49-к было возбуждено дело № 06-22/2016 в отношении Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» по признакам нарушения  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что за 2013-2015 гг. органами местного самоуправления Пестречинского муниципального района Республики Татарстан сформирована многочисленная отрицательная практика заключения в конце года (декабрь) муниципальных контрактов на выполнение объемных строительных работ, оказание монтажных услуг, приемки и оплаты выполненных работ по контрактам спустя незначительное время с момента заключения контрактов, тогда как по факту работы выполняются либо до заключения контрактов, либо уже после приемки и оплаты.

Указанные факты также нашли подтверждение в результате проведения проверки Комиссией Республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции в апреле 2015 г.

23.12.2013г. между Исполнительным комитетом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» был заключен муниципальный контракт №2013.41527.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель ООО «Пресс» обязался выполнить работы по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с.Пестрецы, срок выполнения работ указан по 31.12.2013 г.

Стоимость работ по муниципальному контракту № 2013.41527 от 23.12.2013 г. составила 841 500 руб. (без НДС), лимит финансирования – 850 тыс. руб.

Счет на оплату выполненных работ выставлен 23.12.2013 г. – в день заключения контракта.

На основании платежного поручения № 729  работы оплачены в полном объеме 27.12.2013 г.

Таким образом, работы оплачены в полном объеме спустя три дня с момента подписания контракта, то есть через недостаточное для выполнения работ в полном объеме время.

Согласно письменным пояснениям представителя Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ <…> следует, что в связи с признанием победителя открытого аукциона ООО «Пресс» и в связи со срочностью очистки улиц от снега, фактически работы по содержанию дорог и тротуаров выполнялись с 10.12.2013 г. по 25.12.2013 г., тогда как на основании муниципального контракта №2013.41527 от 23.12.2013 г. четко указаны срок и условия выполнения работ: с момента заключения контракта до 31.12.2013 г. Выполнение работ осуществляется ежедневно, включая выходные и праздничные дни. В случае  обильного снегопада предусматривается круглосуточная уборка.

Соответственно, ООО «Пресс»  нарушило сроки выполнения работ по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы: акт выполненных работ был составлен уже 25.12.2013 г., за шесть дней до окончания  срока муниципального контракта, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Выполнение работ, оказание услуг по содержанию дорог и тротуаров в зимний период объективно требует определенных погодных условий, привлечения большого количества трудовых, денежных, временных и иных ресурсоемких затрат, а также работы должны осуществляться на протяжении всего зимнего периода, тогда как ООО «Пресс» выполняло работы в соответствии с условиями муниципального контракта  в промежутке с 10.12.2013 г. по  25.12.2013 г.

Исходя из устных пояснений представителя ответчика ООО «Пресс» было выяснено, что кроме муниципального контракта №2013.41527 от 23.12.2013 г., иных договоров (муниципальных контрактов) по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы заключено не было.

Вместе с тем, работы по содержанию  дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы Пестречинского муниципального района Республики Татарстан осуществлялись за пределами установленного муниципальным контрактом №2013.41527 от 23.12.2013 г. срока, а именно, ООО «Пресс» продолжал осуществлять работы по уборке снега  в январе и феврале  2014 г.

Действия Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» являются нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении согласованных действий при выполнении муниципального контракта по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 18.02.2016 г. № 01/49-к было возбуждено дело №06-22/2016 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту №2013.41527 от 23.12.2013г., а также с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам. 

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что за 2013-2015 гг. органами местного самоуправления Пестречинского муниципального района Республики Татарстан сформирована многочисленная отрицательная практика заключения в конце года (декабрь) муниципальных контрактов на выполнение объемных строительных работ, оказание монтажных услуг, приемки и оплаты выполненных работ по контрактам спустя незначительное время с момента заключения контрактов, тогда как по факту работы выполняются либо до заключения контрактов, либо уже после приемки и оплаты.

Указанные факты также нашли подтверждение в результате проведения проверки Комиссией Республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции в апреле 2015 г.

23.12.2013г. между Исполнительным комитетом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» был заключен муниципальный контракт №2013.41527.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель ООО «Пресс» обязался выполнить работы по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с.Пестрецы, срок выполнения работ указан по 31.12.2013 г.

Стоимость работ по муниципальному контракту № 2013.41527 от 23.12.2013 г. составила 841 500 руб. (без НДС), лимит финансирования – 850 тыс. руб.

Счет на оплату выполненных работ выставлен 23.12.2013 г. – в день заключения контракта.

На основании платежного поручения № 729  работы оплачены в полном объеме 27.12.2013 г.

Таким образом, работы оплачены в полном объеме спустя три дня с момента подписания контракта, то есть через недостаточное для выполнения работ в полном объеме время.

Согласно письменным пояснениям представителя Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ <…> следует, что в связи с признанием победителя открытого аукциона ООО «Пресс» и в связи со срочностью очистки улиц от снега, фактически работы по содержанию дорог и тротуаров выполнялись с 10.12.2013 г. по 25.12.2013 г., тогда как на основании муниципального контракта №2013.41527 от 23.12.2013 г. четко указаны срок и условия выполнения работ: с момента заключения контракта до 31.12.2013 г. Выполнение работ осуществляется ежедневно, включая выходные и праздничные дни. В случае  обильного снегопада предусматривается круглосуточная уборка.

Соответственно, ООО «Пресс»  нарушило сроки выполнения работ по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы: акт выполненных работ был составлен уже 25.12.2013 г., за шесть дней до окончания  срока муниципального контракта, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Выполнение работ, оказание услуг по содержанию дорог и тротуаров в зимний период объективно требует определенных погодных условий, привлечения большого количества трудовых, денежных, временных и иных ресурсоемких затрат, а также работы должны осуществляться на протяжении всего зимнего периода, тогда как ООО «Пресс» выполняло работы в соответствии с условиями муниципального контракта  в промежутке с 10.12.2013 г. по  25.12.2013 г.

Исходя из устных пояснений представителя ответчика ООО «Пресс» было выяснено, что кроме муниципального контракта №2013.41527 от 23.12.2013 г., иных договоров (муниципальных контрактов) по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы заключено не было.

Вместе с тем, работы по содержанию  дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы Пестречинского муниципального района Республики Татарстан осуществлялись за пределами установленного муниципальным контрактом №2013.41527 от 23.12.2013 г. срока, а именно, ООО «Пресс» продолжал осуществлять работы по уборке снега  в январе и феврале  2014 г.

Стремление уполномоченных должностных лиц освоить выделенные бюджетные средства в текущем году ставит их перед выбором, либо игнорировать законные процедуры и с нарушением законодательства освоить бюджетные средства, либо отказаться от их освоения в текущем году и, следовательно, затормозить решение государственных (муниципальных) задач.

Целью заключения указанных муниципальных контрактов был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами без каких либо правовых оснований.  

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов на территории Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Несоблюдение условий, прописанных в муниципальном контракте является нарушением существенных условий договора, и влечет расторжение контракта в одностороннем порядке.

Вместе с тем, муниципальным заказчиком Исполнительным комитетом Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан указанные действия не предпринимались, условия контракта не исполнялись, контракт не расторгался, что свидетельствует о согласованности действий Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс».

Таким образом, действия Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» являются нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении согласованных действий при выполнении муниципального контракта по содержанию дорог и тротуаров в зимний период в с. Пестрецы.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №135-ФЗ антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Исходя из изложенного, действия Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» являются нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту № 2013.41527 от 23.12.2013г., а также с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1.   Признать Исполнительный комитет Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Пресс» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту № 2013.41527 от 23.12.2013г., а также с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица.

2.     Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

<…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке предусмотренной  статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны