Решение №РХ-06/6817 Акт плановой проверки Исполнительного комитета Рыбно-Слободс... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт плановой проверки Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

РХ-06/6817 от 05.05.2015

На основании приказа от 24.03.2015г. №02/154-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

Проверка начата 06 апреля 2015 года, окончена 05 мая 2015 года.

Акт составлен: <…>.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

________________________________________________________________________

          (Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

<…>.

Предметом проводимой проверки является контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2013г. по 06.04.2015г.

Срок проведения проверки: с 06.04.2015г. по 05.05.2015 г. включительно.

Адрес проверяемой организации: 422650, РТ, пгт. Рыбная Слобода, ул. Ленина, д.48.

Место проведения проверки: 422650, РТ, пгт. Рыбная Слобода, ул. Ленина, д.48.

Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан действует на основании Положения, утвержденного Решением Совета Рыбно-Слободского муниципального района №XLI-8 от 12.11.2014 года.

Решением Совета Рыбно-Слободского муниципального района №XLIII-2 от 30.12.2014 года [должностным лицом] Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района  —  назначен <…>, принята отставка [должностного лица] Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района  <…>.

За проверяемый период Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района издано:

- 2013 год – 68 распоряжений, 265 постановлений;

- 2014 год – 76 распоряжений, 226 постановлений;

- 2015 год – 37 распоряжений, 90 постановлений.

В ходе проведения проверки установлено:

  1. В соответствии с пунктом 3.2.4. Положения, утвержденного Решением Совета Рыбно-Слободского муниципального района №XLI-8 от 12.11.2014 года в области строительства, транспорта и связи Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан:

- создает условия для предоставления транспортных услуг населению и обеспечивает организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района посредством создания муниципальных транспортных организаций или привлечения на договорных началах к транспортному обслуживанию населения частных и иных транспортных предприятий и организаций;

- утверждает или согласовывает маршруты, графики движения, места остановок общественного транспорта, обслуживающего население между населенными пунктами в границах района.

Постановлением Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района №11пи от 21.01.2013 года на основании акта обследования пассажиропотока на городском маршруте с.Полянка – Рыбно-Слободское ХПП от 25.10.2012 года ООО «Рыбно-Слободское ПАТП» разрешено осуществлять деятельность по перевозке пассажиров на территории Рыбно-Слободского муниципального района.

Вместе с тем, указанное постановление противоречит требованиям действующего законодательства на основании следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 №70-ЗРТ  «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» (далее - Закон №70-ЗРТ), настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по транспортному обслуживанию населения по регулярным межмуниципальным и муниципальным маршрутам (далее также - организация пассажирских перевозок).

В соответствии с  частью 1 статьи  9  Закона №70-ЗРТ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, в том числе формируют муниципальную маршрутную сеть, организуют и проводят конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования.

Согласно части 1 статье 10 Закона №70-ЗРТ, заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования; по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок; ведет реестр перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам; формирует и утверждает соответственно межмуниципальную и муниципальную маршрутную сеть; в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями нормативных правовых актов порядок допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона №70-ЗРТ, открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 11 Закона №70-ЗРТ, пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, а также при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.

Конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.

Конкурс проводится в случаях:

1) открытия маршрута (маршрутов) регулярного сообщения;

2) истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора;

3) введения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения в случае, если пассажирские перевозки на данном маршруте осуществляли несколько перевозчиков, а также в случае, если действующий перевозчик не способен обеспечить выполнение установленных договором требований при введении новых маршрутных графиков.

Вместе с тем, Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан было издано Постановление №11пи от 21.01.2013 года о разрешении ООО «Рыбно-Слободское ПАТП» осуществлять деятельность по перевозке пассажиров на территории Рыбно-Слободского муниципального района, без заключения договора пассажирских перевозок, без проведения процедуры торгов, что  приводит к незаконному осуществлению перевозок пассажиров, следовательно, к возникновению нездоровой конкуренции среди перевозчиков.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях  Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ усматриваются  признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не проведении торгов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования, принятии Постановления №11пи от 21.01.2013 года, согласно которому ООО «Рыбно-Слободское ПАТП» разрешено осуществлять деятельность по перевозке пассажиров на территории Рыбно-Слободского муниципального района, что  приводит к незаконному осуществлению перевозок пассажиров, следовательно, к возникновению нездоровой конкуренции среди перевозчиков.

  1. 01.04.2015 года между МУП «Рыбная Слобода» и ООО «Рыбно-Слободский Жилищно-Коммунальный Сервис» заключен договор №15 передачи на обслуживание имущества – имущественного комплекса полигона ТБО (здание на полигоне, КТП, полигон, хранилище бытовых отходов).

Указанное имущество было передано МУП «Рыбная Слобода» на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 21.04.2008 года №37-009-0005 заключенного с Палатой имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района.

Балансодержателем имущества является Исполнительный комитет Рыбно-Слободского городского поселения, таким образом, указанное имущество находится в муниципальной собственности.

02 июля 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 20.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.05.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – закон 108-ФЗ), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества».

В соответствии со ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» заключение договора аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения (т.е. права собственности) в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации торги на право заключения договора передачи на обслуживание муниципального имущества – имущественного комплекса полигона ТБО не проводились.

Более того, датой регистрации юридического лица ООО «Рыбно-Слободский Жилищно-Коммунальный Сервис» является 17.02.2015 года.

На момент передачи на обслуживание муниципального имущества – имущественного комплекса полигона ТБО указанное юридическое лицо не имело лицензии на обезвреживание, размещение отходов.

В ходе изучения входящей-исходящей корреспонденции было установлено, что письмом от 31.03.2015 года №405 должностное лицо Рыбно-Слободского муниципального района обращался в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам с просьбой разрешить ООО «Рыбно-Слободский Жилищно-Коммунальный Сервис» пользоваться утвержденными ранее тарифами для иных организаций по водоснабжению, водоотведению и утилизации ТБО.

Исходя из изложенных обстоятельств следует, что ООО «Рыбно-Слободский Жилищно-Коммунальный Сервис» не имея опыта работы, лицензии на право осуществления деятельности, утвержденных тарифов на оказание услуг, получило муниципальное имущество в приоритетном порядке, без проведения торгов.

Данная ситуация противоречит условиям здоровой и справедливой конкуренции исходя из следующего.

В соответствии  с частью 1  статьи 34  Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей,  имущества для предпринимательской и иной,  не запрещенной законом,  экономической деятельности.

Рынок утилизации ТБО является конкурентным, любой хозяйствующий субъект, имея намерение осуществлять деятельность на указанном рынке, заинтересован в получении муниципального имущества, поддержке органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства,  свободного перемещения товаров,  свободы экономической деятельности в Российской Федерации,  защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2  статьи 1 Закона №135-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действиями Главы Рыбно-Слободского муниципального района, Исполнительного комитета Рыбно-Слободского городского поселения, Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района, МУП «Рыбная Слобода», ООО «Рыбно-Слободский Жилищно-Коммунальный Сервис» полностью устранена конкуренция на рынке утилизации ТБО, деятельность на данном рынке необоснованно монополизирована и передана определенному хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур.

Подобное поведение Главы Рыбно-Слободского муниципального района, Исполнительного комитета Рыбно-Слободского городского поселения, Палаты имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района, МУП «Рыбная Слобода», ООО «Рыбно-Слободский Жилищно-Коммунальный Сервис» является нарушением антимонопольного законодательства, что недопустимо в соответствии со статьями, 15, 16, 17.1  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  1. В ходе изучения документации Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан установлено, что на территории Рыбно-Слободского муниципального района осуществляет деятельность МУП «Рыбная Слобода».

Постановлением №93пи от 05.04.2012 года утвержден устав МУП «Рыбная Слобода».  

Согласно пункту 2.1 устава МУП «Рыбная Слобода»  предприятие создано для выполнения работ, производства работ, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- выполнение заказов муниципального района по созданию проектов благоустройства;

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- деятельность по обеспечению работоспособности котельных;

- деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;

- разработка  проектной документации;

- производство всех видов строительных работ и пуско-наладочных работ и прочее.

На основании договора безвозмездного пользования имуществом от 21.04.2008 года №37-009-0005 заключенного между Палатой имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района и МУП «Рыбная Слобода», последнему были переданы объекты теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО на общую сумму остаточной стоимости объектов коммунальной инфраструктуры 15 233 447 рублей.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия.  

Вместе с тем, к деятельности МУП «Рыбная Слобода» отнесены виды деятельности на рынках теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО, которые вправе обслуживать частные организации, хозяйствующие субъекты, потенциально указанные рынки являются конкурентными.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Рыбная Слобода» является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «Рыбная Слобода», осуществляющего виды деятельности на рынках теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО,  противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечает пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», МУП «Рыбная Слобода» осуществляет деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета  Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании МУП «Рыбная Слобода» и не принятии решения о несоответствии деятельности МУП «Рыбная Слобода» целям создания унитарных предприятий, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

4. В ходе изучения документации Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан установлено, что на территории Рыбно-Слободского муниципального района осуществляет деятельность МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан».

Постановлением №22 от 10.02.2006 года утвержден устав МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан».

Согласно пункту 2.1 устава МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан»  предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- осуществление технического надзора за капитальным строительством, реконструкцией, ремонтом производственных и социально-бытовых объектов района;

- оформление проектно-сметной документации;

- ведение контроля за проектированием и разработкой проектно-сметной документации;

- ведение контроля за проведением экологической и государственной экспертизы;

- составление графиков проведения ремонтных работ по объектам образования;

- осуществление функций генподрядчика и прочее.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия.

Вместе с тем, к деятельности МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» отнесены полномочия, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления.  На МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» возложены функции по строительному надзору и выполнении функций заказчика.

Таким образом, закрепление полномочий по строительному надзору и выполнению функций заказчика за МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» - коммерческой организацией,  противоречит нормам действующего законодательства, поскольку создает последнему необоснованное преимущество в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, так как, осуществляя властно-распорядительные функции МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» имеет возможность в субъективном одностороннем порядке принимать решения при реализации полномочий органов местного самоуправления.    

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и передачи полномочий органов местного самоуправления.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета  Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки  нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении МУП «Служба единого заказчика по капитальному строительству и ремонту Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» полномочиями органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. Постановлением Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан от 19.11.2013 года №230пи утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.  

Согласно приложению №2 к вышеуказанному Административному регламенту при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка органами местного самоуправления Арского муниципального района Республики Татарстан запрашиваются документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.   

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления данного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Исходя из указанной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации кроме заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка от гражданина предоставления иных документов не требуется.

В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится разработка и выдача градостроительной документации.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению,  устранению конкуренции.

В частности, пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, создание дополнительных административных барьеров при получении хозяйствующими субъектами муниципальной услуги является нарушением действующего антимонопольного законодательства.

Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012г. №АТТЛ12-449, Определении Верховного суда от 27.03.2013г. №6 – КГ12-11, письме Госстроя от 17.12.2012 № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана».

Установление Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. В ходе изучения договоров на размещение рекламных конструкций и средств размещения информации на территории Рыбно-Слободского муниципального района РТ  были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) до 1 января 2014 года обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно части 5 указанной статьи с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Согласно полученным в ходе проведения проверки сведениям, утвержденной в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории  Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не имеется.

По данному факту должностное лицо Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан  пояснило следующее.

05.08.2013г. Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан  заключил договор № 100/Р с ООО «Продюсерский центр «Возрождение», по условиям которого ООО «Продюсерский центр «Возрождение» обязалось в срок до 23.10.2013г. оказать услуги по подготовке и реализации мероприятий в определении единой политики в области наружной рекламы и информации на территории Рыбно-Слободского муниципального района РТ согласно Техническому заданию. В Техническое задание по данному договору входило:

  • разработка сборника типовых рекламных конструкций, разрешенных к установке на территории района; правила размещения рекламных конструкций на территории района; положение о торгах; документов о стартовых ценах в торгах на право размещения средств наружной рекламы и информации; формы договоров для установки и эксплуатации средств наружной рекламы и информации;
  • подготовка и выпуск печатного медийного информационного материала (буклет); специалистов профильного отдела исполкома по отдельной программе (6 час) в соответствии с составными разделами и подразделами технического задания;
  • сборник законодательных актов РФ, нормативных документов, регламентирующих рекламную детальность на территории района в виде книги;
  • проведение презентации нового направления в деятельности исполнительного комитета района с демонстрацией слайдов, анимационного материала со звуковым сопровождением и раздачей печатной продукции.

01.11.2013г. был заключен новый договор между Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Продюсерский центр «Возрождение» - № 101/Р, по условиям которого ООО «Продюсерский центр «Возрождение» обязуется разработать схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района согласно Техническому заданию. Срок окончания оказания услуг по данному договору – 27.12.2013г.

На дату проведения проверки по итогам оказания ООО «Продюсерский центр «Возрождение» услуг  по  вышеназванным договорам Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан получил лишь предварительную схему размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского района РТ.

Также Исполнительный  комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан представил справку от 17.04.2015г., в которой пояснил, что ввиду отсутствия в бюджете района денежных средств по состоянию на 01.01.215 года у Рыбно-Слободского муниципального района образовалась кредиторская  задолженность  по вышеназванным договорам; после выделения денежных средств и оплаты долга по договору №101/Р от 01.11.2013г.  ООО «Продюсерский центр «Возрождение» будет направлена схема размещения рекламных конструкций.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан  усматриваются признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту не утверждения схемы  размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского  муниципального района РТ.

Уполномоченным органом по размещению закупок в Рыбно-Слободском муниципальном районе РТ является Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

В ходе проведения проверки было установлено следующее.

  1. Извещение о проведении аукциона №0111300006415000011 на предмет: «Закупка ГСМ» было размещено на официальном сайте Республики Татарстан www.zakupki.gov.ru 09.04.2015 года.

Заказчик – Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

Начальная (максимальная) цена контракта – 577984,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в ред. от 04.06.2014г. 140-ФЗ), при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в разделе 1.5 аукционной документации заказчика установлено требование к участникам закупки: «правомочность участника закупки заключать контракт».

Таким образом, учитывая, что требование к правомочности участника закупки не предусмотрены статьей 31 в ред. от 04.06.2014г., данные требования являются излишними и нарушают требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Разделом 1.4 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать «конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя (Раздел 2.11. Форма предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (рекомендуемая к заполнению)».

Вместе с тем, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу с 31 декабря 2014 года, Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о содержании в составе первой части заявки наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.

На основании изложенного, в связи с вступившими изменениями с 31 декабря 2014 года в настоящее время первая часть заявки должна содержать только наименование страны происхождения товара.

8. В соответствии с Приказом от 20 сентября 2013 г. №544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы", планы-графики подлежат размещению на официальном сайте zakupki.gov.ru не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки, не позднее чем за десять дней до даты заключения контракта.

Частью 11 статьи 21 закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Заказчиком в 2015 году были проведены закупки №0111300006415000005 на поставку тепловой энергии, №0111300006415000004 на услуги внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, №0111300006415000011 на поставку ГСМ.

Однако в нарушение требований части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, данные закупки не отражены в плане-графике заказчика на 2015 год, который опубликован на официальном сайте 22.01.2015г.

9. В соответствии с частью 3 постановления Правительства РФ №1093 от 28.11.2013г. «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вступило в силу 01.01.2014г.), отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного постановления, заказчиком отчеты об исполнении контрактов, заключенных за проверяемый период, не публиковались на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Иных признаков нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действиях Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан  не установлено.

Связанные организации

Связанные организации не указаны