Определение №РХ-06/7287 Определение о назначении дела №06-118/2016 в отношении Испол... от 26 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о назначении дела №06-118/2016 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…>

Исх. РХ-06/7287 от 25.05.2016 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>

УСТАНОВИЛ:

28.06.2012 МУП «ГУАД» выступило поручителем и залогодателем в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного ОАО «Россельхозбанк»  главе КФХ <…> (сын бывшего заместителя прокурора Альметьевского района <…>) для организации многопрофильного сельскохозяйственного комплекса в с.Новоникольск Альметьевского района.

Между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» заключен договор залога, по условиям которого в залог банку передано муниципальное имущество – уборочная техника.

Кредитные обязательства перед ОАО «Россельхозбанк» <…> по договору залога не исполнил.

В этой связи по иску банка Альметьевский городской суд Республики Татарстан 23.03.2016 вынес решение о взыскании в пользу ОАО «Россельхозбанк» с <…> и МУП «ГУАД» в качестве его поручителя 10 026 168 рублей, а также об обращении взыскания на залог, то есть на муниципальное имущество, закрепленное за МУП «ГУАД».

Согласно части 1 статьи 349 Гражданского кодекса РФ обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество. При обращении взыскания и реализации заложенного имущества залогодержателем и иными лицами должны быть приняты меры, необходимые для получения наибольшей выручки от продажи предмета залога.

Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств  по кредитному договору КФХ <…> ОАО «Россельхозбанк»  вправе обратить взыскание на уборочную технику, являющуюся муниципальной собственностью, для удовлетворения своих требований.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Реализация предмета залога опосредованно повлечет переход правомочий собственника, в том числе владения и пользования, третьему лицу.

Таким образом, заключение договора залога недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта без проведения торгов является нарушением действующего законодательства.

Согласно рекомендациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по стимулированию строительства семейных ферм в сельской местности, а также о софинансировании строительства семейных ферм  (№04/1-1199 от 07.04.2011 и 04/1-3642 от 20.10.2010) Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на совещании (протокол №75 от 04.08.2011) было рассмотрено заявление КФХ <…> о включении его в программу «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2010-2012 годы» для развития свиноводства.

По результатам рассмотрения заявления в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было направлено ходатайство о включении <…> в программу «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2010-2012 годы» для развития свиноводства, а <…> дан ответ с разъяснениями о порядке участия в программе «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан» и получения кредита в банке.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по программе «Развитие семейных животноводческих ферм в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» №1-1 КК СЖФ от 5-6 сентября 2012 года кандидатура <…> была согласована на предоставление грантов по программе «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2012-2014 годы».

Порядок проведения конкурса определён Приказом Минсельхозпрода РТ от 17.07.2012 №122/2-ПР «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан на 2012-2014 годы».

В соответствии с протоколом республиканского совещания №ПР-3 от 14.01.2012, проведенного Президентом Республики Татарстан, главам муниципальных образований было рекомендовано предусмотреть в бюджетах муниципальных районов на 2012 год средства на поддержку строительства семейных ферм при  наличии дополнительных доходов в ходе исполнения местных бюджетов.

В целях реализации вышеуказанного протокола Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление №3540 от 10.10.2012 «О предоставлении субсидии из бюджета Альметьевского муниципального района на возмещение части затрат по строительству (реконструкции) животноводческих ферм в Альметьевском муниципальном районе».

Также во исполнение протокола №ПР-3 от 14.01.2012 Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан была предоставлена информация о том, что средства на поддержку строительства семейных ферм в бюджете района на 2012 год не предусмотрены.

Для поддержки участников программы предусматривается обеспечение залогом муниципального имущества при получении кредитов.

Вместе с тем, положения о возможности передачи государственного имущества в залог с целью поддержки строительства семейных ферм ни в документацию о проведении конкурса, ни в Положение о предоставлении субсидии из бюджета Альметьевского муниципального района на возмещение части затрат по строительству (реконструкции) животноводческих ферм в Альметьевском муниципальном районе, ни в проект соглашения о предоставлении субсидий не включены, а, следовательно, не могут исключать обязанность органа местного самоуправления передавать в залог муниципальное имущество в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта путем проведения торгов.

Также согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 27.06.2007 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов при предоставлении государственной преференции.

Между тем Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и МУП «ГУАД» не обращались в установленном порядке в антимонопольный орган для предоставления КФХ <…>  преимущества в порядке статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предоставляя муниципальное имущество в залог в нарушение процедуры торгов, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «ГУАД» поставили КФХ <…> в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности на товарном рынке, исключило возможность иных потенциальных желающих при участии в конкурентных процедурах использовать муниципальное имущество для ведения предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, предоставление кредита, обеспеченного залогом муниципального имущества, позволило КФХ <…> получить кредитные средства для организации многопрофильного сельскохозяйственного комплекса в с.Новоникольск Альметьевского района. Тем самым предоставление имущества в залог обеспечило более выгодные условия получения кредита для осуществления предпринимательской деятельности, при этом отсутствие имущества в залоге исключает возможность предоставления кредита.

Предметом залога является имущество казны Альметьевского муниципального района, а не КФХ <…> Поэтому обеспечив кредитные обязательства залогом муниципального имущества, КФХ <…> гарантированно получил кредит на необходимых условиях и возможность не отвечать по кредитным обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения.

Более того, отсутствие собственного имущества в залоге позволило КФХ <…> свободно и без ограничений использовать его в своей предпринимательской деятельности и получать потенциальную прибыль. 

Иные хозяйствующие субъекты для получения кредитов на осуществление строительной деятельности и выполнение строительно-монтажных работ вынуждены предоставлять в залог собственное имущество, что сокращает их присутствие на товарном рынке строительной деятельности, препятствует расширению их предпринимательской деятельности, и, как следствие, ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок.

Передача муниципального имущества в залог отдельному хозяйствующему субъекту может при ненадлежащем исполнении обязательств по кредитному договору повлечь изъятие имущества из муниципальной собственности, а, следовательно, может причинить значительный ущерб бюджету муниципального образования и создаст угрозу прекращения деятельности МУП «ГУАД» Альметьевского района.

Необходимо отметить, что 20.10.2010 за №61 и 24.12.2010 за №78 Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан изданы распоряжения об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам, заключаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в рамках целевой республиканской программы «Семейные фермы Республики Татарстан». В перечень включены автомобили, здания и сооружения.

Вместе с тем, имущество, переданное в залог ОАО «Россельхозбанк» по кредиту <…>, в утвержденный перечень не вошло. Другие муниципальные правовые акты об использовании уборочной техники в качестве обеспечения кредитных обязательств не принимались.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава МУП «ГУАД» Альметьевского района учредителем предприятия является муниципальное образование «г.Альметьевск», в лице Исполнительного комитета г.Альметьевска.

Часть 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации договор поручительства юридического лица, договор о залоге были заключены с согласия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, который не является учредителем МУП «ГУАД» Альметьевского района.

Таким образом, передача названного муниципального имущества в залог была проведена в отсутствие правовых оснований.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 19.05.2016 года № 02/180-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №06-118/2016 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №06-118/2016 к рассмотрению на 03 июня 2016 года в 11 часов 00 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, конференц-зал.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №06-118/2016 Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в качестве ответчика.

  1. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан представить в срок до 01 июня 2016 года следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

3.1. письменные пояснения по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства со ссылками на нормативные правовые акты;

3.2. информацию о задолженности (на момент получения настоящего определения) главы КФХ <…> по кредитному договору №126725/0011 от 28.06.2012 года, заключенному между КФХ <…> и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», с приложением подтверждающих документов;

3.3. информацию о мерах, принятых Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан для устранения нарушения, указанного в пункте 3.1. настоящего определения.

3.4. иные документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения данного дела.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела №06-118/2016 МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района в качестве ответчика.

5.       В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района (далее также - МУП «ГУАД») представить в срок до 01 июня 2016 года следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

5.1. письменные пояснения по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства со ссылками на нормативные правовые акты;

5.2. копию всей входящей и исходящей корреспонденции между МУП «ГУАД» и главой КФХ <…> по вопросу передачи муниципального имущества (уборочной техники) по договору залога между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>;

5.3. информацию о правовом основании заключения договоров поручения, залога между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>;

5.4. информацию о правовом основании передачи муниципального имущества (уборочной техники) по договору залога между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>, учитывая факт отсутствия данного имущества в перечне муниципального имущества, предназначенного в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам, заключаемым КФХ в рамках целевой республиканской программы «Семейные фермы РТ»;

5.5. информацию о задолженности (на момент получения настоящего определения) главы КФХ <…> по кредитному договору №126725/0011 от 28.06.2012 года, заключенному между КФХ <…> и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», с приложением подтверждающих документов;

5.6. информацию о мерах, принятых МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района для устранения нарушения, указанного в пункте 5.1. настоящего определения.

5.7. иные документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения данного дела.

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела №06-118/2016 КФХ <…> в качестве ответчика.

7.     В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» КФХ <…> представить в срок до 01 июня 2016 года следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

7.1. письменные пояснения по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства со ссылками на нормативные правовые акты;

7.2.   учредительные документы КФХ <…>, в том числе (в случае наличия) соглашение о создании фермерского хозяйства, устав, учредительный договор, договор о совместной деятельности и т.п. в редакции, действующей на настоящий момент, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.05.2016 года;

7.3. информацию о выручке (в тыс.руб.), полученной КФХ <…> в период 2013-2016 годы, с приложением копий отчетов о финансовых результатах деятельности за 2013-2015 годы;

7.4. копию бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2013г., на 31.12.2014г., на 31.12.2015г.;

7.5.   сведения о видах деятельности, фактически осуществляемых КФХ <…> в период 2013-2016 годы, с указанием объема (в тыс.руб.) выполненных работ (оказанных услуг) по каждому виду деятельности;

7.6.   расшифровка дебиторов и кредиторов;

7.7.   расшифровка основных средств;

7.8.   выписки о состоянии счетов в банках;

7.9. информацию о правовом основании заключения договоров поручения, залога между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>;

7.10. информацию о правовом основании передачи муниципального имущества (уборочной техники) по договору залога между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>, учитывая факт отсутствия данного имущества в перечне муниципального имущества, предназначенного в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам, заключаемым КФХ в рамках целевой республиканской программы «Семейные фермы РТ»;

7.11. информацию о задолженности (на момент получения настоящего определения) главы КФХ <…> по кредитному договору №126725/0011 от 28.06.2012 года, заключенному между КФХ <…> и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», с приложением подтверждающих документов;

7.12. информацию о мерах, принятых КФХ <…> для устранения нарушения, указанного в пункте 7.1. настоящего определения.

7.13. иные документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения данного дела.

8. Привлечь к участию в рассмотрении дела №06-118/2016 АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (119034, г. Москва, пер. Гагаринский, д. 3, office@rshb.ru) в качестве лица, обладающего сведениями.

9.     В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» АО «Российский Сельскохозяйственный банк» представить в срок до 01 июня 2016 года следующие надлежащим образом заверенные копии документов и информацию:

8.1. копию всей входящей и исходящей корреспонденции между АО «Российский Сельскохозяйственный банк» и МУП «ГУАД», КФХ <…> по вопросу передачи муниципального имущества (уборочной техники) по договору залога между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>;

8.2. копии всех справок, иных подтверждающих документов, предоставленных АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в адрес МУП «ГУАД», Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ по факту поступления платежей от КФХ <…> по кредитному договору №126725/0011 от 28.06.2012 года;

8.3. информацию обо всех поступивших платежах от КФХ <…> по кредитному договору №126725/0011 от 28.06.2012 года, заключенному между КФХ <…> и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в период 2012-2016 годы (представить в форме таблицы с указанием поступившей денежной суммы за каждый месяц).

При формировании ответа на определение о назначении дела №06-118/2016 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Явка представителей (с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела №06-118/2016 в Татарстанском УФАС России) обязательна.

Разъясняю, что согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Дополнительно сообщаю, что за непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган, физические и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны