Решение №РХ-06/7705 РЕШЕНИЕ по делу №06-426/2015 от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №06-426/2015

№ РХ-06/7705 от 02.06.2016

Резолютивная часть объявлена «19» мая 2016 года

Полный текст решения изготовлен «02» июня 2016 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

     Председатель комиссии:      - <…> – <…>;

     Члены комиссии:                   - <…> – <…>;

                                           - <…> – <…>,    

при участии:

представитель ответчика – Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан – по доверенности №55 от 24.11.2015 года <…>;

представитель заинтересованного лица – МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан» – по доверенности №4 от 11.01.2016 года <…>;

рассмотрев дело №06-426/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Советом Елабужского муниципального района Республики Татарстан части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» и не принятии решения о несоответствии деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, а также в наделении МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» полномочиями органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение от <…> (вх. №2167/ж от 16.11.2015 года) по признакам нарушения Советом Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительным комитетом  Елабужского муниципального района Республики Татарстан и Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан антимонопольного законодательства, в части наделении МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» полномочиями органа местного самоуправления. 

По итогам изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» является Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Предметом деятельности Департамента является:

1. Капитальный ремонт жилищного фонда, расположенного на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

2. Деятельность, направленная на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Елабужского муниципального района Республики  Татарстан;

Согласно пункту 2.1 устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района»  предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- управление эксплуатацией жилого фонда;

- полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;

- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

- строительство зданий и сооружений;

- оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);

- оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;

- управление недвижимым имуществом;

- рекламная деятельность;

- организация перевозок грузов и прочее.

Вместе с тем, к деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» отнесены полномочия, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления. На МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» возложены функции по управлению эксплуатацией жилого фонда.

Таким образом, закрепление полномочий по управлению эксплуатацией жилого фонда за МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» - коммерческой организацией, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку создает последнему необоснованное преимущество в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, так как, осуществляя властно-распорядительные функции МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» имеет возможность в субъективном одностороннем порядке принимать решения при реализации полномочий органов местного самоуправления.   

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 17.12.2015 года №02/833-к было возбуждено дело №06-426/2015 по признакам нарушения Советом Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» полномочиями органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела №06-426/2015, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в действиях Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» и не принятия решения о несоответствии деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.  

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

28.02.2012 года, Советом Елабужского муниципального района Республики Татарстан было принято решение №193 от 28.02.2012 года о  создании муниципального унитарного предприятия «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района».

В соответствии с уставом, утвержденным в новой редакции распоряжением Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан №432/1 от 05.11.2014 года, учредителем МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» является муниципальное образование Елабужского муниципального района Республики Татарстан в лице Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Предметом деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» является:

1. Капитальный ремонт жилищного фонда, расположенного на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

2. Деятельность, направленная на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Елабужского муниципального района Республики  Татарстан;

Согласно пункту 2.2 устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района»  целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального строительства, решение вопросов местного значения, а также получение прибыли.

Согласно пункту 2.3 устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» основными видами деятельности предприятия являются:

- управление эксплуатацией жилого фонда;

- строительство, реконструкция, проектирование, капитальный ремонт, а также снос зданий и сооружений;

- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов на территории района;

- организация надлежащего содержания мест утилизации и переработки бытовых отходов;

- организация деятельности паспортных столов, выдача справок населению на платной основе;

- осуществление торговой, посреднической, торгово-закупочной и снабженческо-сбытовой деятельности;

- оказание услуг, выполнение работ строительными машинами, механизмами, транспортом;

- организация услуг в сфере рекламной деятельности;

- организация бытовых услуг и прочее.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в норме пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  

Вместе с тем, к деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» отнесены виды деятельности на рынках недвижимости, строительства, торговой деятельности, перевозок, рекламы, которые вправе обслуживать частные организации, хозяйствующие субъекты, потенциально указанные рынки являются конкурентными.

Так, согласно пункта 2.3 устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района», предприятие занимается следующими конкурентными видами деятельности:

– оказание услуг по проверке и приведению в соответствие имеющейся документации и подготовке дополнительной технической документации для оформления ордера на земляные работы: аварийный и плановый ремонт существующих подземных сетей и коммуникаций;

– оказание услуг по проверке и приведению в соответствие имеющейся документации и подготовке дополнительной технической документации для оформления ордера на земляные работы: строительство жилых и нежилых объектов, прокладка и реконструкция подземных сетей и коммуникаций по следующим видам работ:

1. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт.

1.1. Подземные инженерные сети:

- трубчатые – водопроводы, канализация, теплосети, нефтепроводы и газопроводы, дождевая канализация, дренаж;

- кабельные – электрические сети, сети связи, радио, телевидение, светофоры, уличное освещение.

1.2. Дороги, проезжая часть улиц, тротуары, бортовой камень, разделительные полосы, подпорные стенки, газоны, опоры линий электропередач, средства наружной рекламы, светофоры, освещаемые дорожные знаки, информационные указатели.

1.3.  Жилые, административные и производственные здания.

1.4. Строения (отдельно стоящие, пристроенные), временные наземные сооружения:

- объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автосервиса, автозаправочные станции, открытые автостоянки и т.п. (включая их ограждение).

2. Реконструкция, переоборудование, перепланировка и капитальный ремонт нежилых помещений, расположенных в зданиях, строениях первых этажей и имеющие наружный выход на территорию общего пользования.

3. Разрытие котлованов и забивка свай под фундамент зданий и сооружений, в том числе гаражей, разработка карьеров (предпроектная выработка грунта и добыча строительных материалов).

4.  Снос зданий и сооружений, вынос (ликвидация) инженерных коммуникаций.

5. Ограждение строительной площадки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте или сносе зданий сооружений.

6. Ограждение территорий временными и стационарными заборами.

7. Бурение:

7.1. Инженерно – геологические скважины.

7.2. Гидрологические скважины.

7.3. Скважины под воду и др.

7.4. Бурозабивные и корневидные сваи.

 8.  Вскрытие шурфов.

 9. Укрепление оснований фундаментов.

10. Противофильтрационные работы.

11. Благоустройство и озеленение территории.

12. Планировочные работы (срезка и отвал грунта, засыпка ложбин и оврагов и т.д.)

– оказание услуг по проверке и приведению в соответствие имеющейся документации и подготовке дополнительной технической документации для оформления ордера на земляные работы для частных домовладельцев;

– оказание услуг по проверке и приведению в соответствие имеющейся документации и подготовке дополнительной документации по переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений и строительству лоджий в жилых домах;

– организация деятельности паспортных столов, выдача справок населению на платной основе;

– осуществление внепланового обследования объектов по обращениям потребителей и заинтересованных организаций, прогнозирование объемов и возможные изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг;

– осуществление торговой, посреднической, торгово-закупочной и снабженческо-сбытовой деятельности;

– проведение проектировочных, ремонтно-строительных, монтажных, архитектурных и отделочных работ;

– оказание услуг, выполнение работ строительными машинами, механизмами, транспортом;

– оказание бытовых услуг;

– оказание услуг в сфере рекламной деятельности.

2.3.5. Услуги по сдаче жилья в наем (аренду) гражданам. Услуги по купле – продаже жилья.

2.3.6. Услуги по оценке имущества, в т.ч. недвижимого.

2.3.7. Выполнение проектно-изыскательских и строительно – монтажных работ по проектированию и строительству жилых домов и объектов социально – культурной сферы.

2.3.8. Участие в ипотечном кредитовании строительства жилья.

2.3.15. Создание платных автомобильных стоянок.

Стоит отметить, что неосуществление муниципальным унитарным предприятием целей и задач ради которых оно может быть создано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и привлечение его в конкурентный рынок создает такие условия, при которых нарушается баланс состязательности, что в свою очередь влечет за собой нарушение принципов конкуренции.

В ходе рассмотрения дела МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» представлены письменные пояснения, а также информация (вх. №3974 от 08.04.2016 года), согласно которой следует, что за период с 2013 года по 2015 года выручка, полученная МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» составила:

Код вида деятельности (ОКВЭД)

Расшифровка кода вида деятельности

Доход за 2013 год

Доход за 2014 год

Доход за 2015 год

Доход за 2016 год

70.32.1

Управление эксплуатацией жилого фонда

-2412

+20

+34

-51

 

 

Кроме того, согласно сведениям, представленным МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района», перечисления МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» в муниципальный бюджет части своей прибыли, полученной в результате выполнения работ согласно устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» составила:

- за  2014 год: согласно платежного поручения №145 от 07.05.2015 года 30% от прибыли в размере 6 000 рублей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 2 вышеназванного федерального закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Часть 1 ст. 7 закона 131-ФЗ предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ст. 2 федерального закона 131-ФЗ).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения реализуются посредством издания уполномоченными лицами муниципальных правовых актов, т.е. осуществление полномочий органов местного самоуправления подразумевает под собой  и возможно только при наличии властно-распорядительных полномочий.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» создан местным самуправлением «Елабужский муниципальный район» в форме Муниципального унитарного предприятия.

МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 3 федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В целях реализации вышеуказанного положения устав предприятия содержит в себе перечень направлений деятельности, которые могут осуществляться предприятием.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что за период деятельности с 2013 года по 2016 года МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» заключено 130 договоров с контрагентами (вх. №3974 от 08.04.2016 года) на выполнение работ, оказание услуг, из них:

- в 2013 году – 29 договоров;

- в 2014 году – 38 договоров;

- в 2015 году – 43 договора;

- в 2016 году – 20 договоров.

Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В силу пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» является хозяйствующим субъектом.

Анализируя предоставленные документы и информацию и руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовыми актами можно сделать вывод, что отсутствие решения органов местного самоуправления Елабужского муниципального района Республики Татарстан о несоответствии деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, содержат признаки нарушения норм действующего антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 7.3. устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района», данное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника (учредителя) в лице Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

В ходе рассмотрения дела №06-426/2015, в связи с наличием в действиях Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан и Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» полномочиями органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан (исх. №РХ-06/1842 от 12.02.2016 года) о необходимости прекращения указанных действий, путем принятия решения о ликвидации МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района», в соответствии с пунктом 7.2 Устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» в срок до 03 марта 2016 года.

Вместе с тем, указанное предупреждение Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан исполнено не было.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или)осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом, передачи полномочий органов местного самоуправления и выделения субсидий.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» целям создания унитарных предприятий является нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что Советом Елабужского муниципального района Республики Татарстан и Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» и не принятия решения о несоответствии деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Таким образом, руководствуясь статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о целесообразности выдачи Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать Совет Елабужского муниципального района Республики Татарстан и Земельно-имущественную палату Елабужского муниципального района Республики Татарстан нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» и не принятия решения о несоответствии деятельности МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» целям создания унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Выдать Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- принять меры направленные на приведение Устава МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Елабужского муниципального района» в соответствие с Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

  1. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  2. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или)  устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

<…>:                                                                                                                                    <…>

<…>:                                                                                                                                               <…>

                                                                                                                                               <…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны