Решение №РХ-06/7804 Решение по делу № 06-3/2016 в отношении ГУ Региональное отде... от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-3/2016 в отношении ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России»

Исх. РХ-06/7804 от 06.06.2016 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия)  в составе: <…>,

с участием при рассмотрении дела №06-3/2016:

представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности - <…>, личность установлена паспортом,

представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности - <…>, личность установлена паспортом,

представитель ответчика ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности - <…>, личность установлена паспортом,

представитель ответчика ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности  - <…>, личность установлена паспортом.

рассмотрев дело №06-3/2016 по признакам нарушения ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела в отношении ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» является обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в ходе осуществления контрольных мероприятий.

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее также – Региональное отделение) в лице его филиалов заключило контракты с ФГУП «Почта России» на оказание услуг по осуществлению почтовых денежных переводов следующих видов:

1. на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат по обязательному социальному страхованию от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в адрес физических лиц в рамках Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

2. на оказание услуг по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Постановление №294 от 21.04.2011 года).

При этом правовым основанием для заключения контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, заключенных между ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России», является п. 6 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе).

Согласно п. 6 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с письмом ФАС России от 22 марта 2010 года № АЦ/7737 «О разъяснении законодательства» в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации выбор организации осуществляется непосредственно получателем соответствующих выплат (физическим лицом), то услуги по пересылке и доставке пособий, ежемесячных страховых и других выплат не являются государственными нуждами в соответствии с положениями статьи 3 Закона о размещении заказов. Следовательно, в данном случае положения Закона о размещении заказов к указанным правоотношениям не применяются.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 21.01.2016 г. № 02/17-к было возбуждено дело №06-3/2016 по признакам нарушения ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию,  что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения дела в отношении ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» является обнаружение Татарстанским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в ходе осуществления контрольных мероприятий.

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее также – Региональное отделение) в лице его филиалов заключило контракты с ФГУП «Почта России» на оказание услуг по осуществлению почтовых денежных переводов следующих видов:

1. на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат по обязательному социальному страхованию от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в адрес физических лиц в рамках Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

2. на оказание услуг по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Постановление №294 от 21.04.2011 года).

Страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статьей 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик осуществляет обеспечение по страхованию в виде:

- единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

- ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

- оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Согласно пп. 3 п. 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию.

В соответствии с п. 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления на получение обеспечения по страхованию застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти (утв. Приказом Минтруда России от 25.10.2013 N 577н) предусмотрена форма заявления, в котором пострадавший указывает каким способом будут осуществляться выплаты (почтовым переводом либо через банк, кредитную организацию, иную организацию).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (утв. Приказом Минтруда России от 12.12.2013 N 736н) предусмотрена форма заявления, в котором пострадавший указывает каким способом будут осуществляться выплаты путем почтового перевода или перечисления на лицевой счет в кредитной организации.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии с Постановлением №294 от 21.04.2011 года с 01.07.2015 года на территории Республики Татарстан реализуется пилотный проект Фонда социального страхования РФ «Прямые выплаты страхового обеспечения», в связи с чем выплата пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам (работникам организаций) производится не страхователями, а филиалами Регионального отделения.

Пунктом 9 Постановления №294 от 21.04.2011 года предусмотрено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами выбор способа получения пособий по обязательному социальному страхованию предоставлен застрахованному лицу – получателю пособия.

Расчет начальной контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, заключенных между ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» производился, исходя из тарифов, утвержденных приказами ФГУП «Почта России» от 23.10.2012 года №327-п, от 03.04.2013 года №21-р, в зависимости от наличия или отсутствия в государственных контрактах условия о доставке почтового перевода на дом получателю, в пределах лимитов бюджетных обязательств на финансовый год.

Использование иных способов расчета начальной цены не представляется Региональному отделению (письмо вх.№ 1800 от 19.02.2016 года) возможным, поскольку цена контракта зависит от непостоянных значений: количества почтовых переводов и суммы каждого почтового перевода, которые меняются в течение финансового года в зависимости от изменения по выбору застрахованного лица способа перечисления страховых выплат, изменения адреса места жительства застрахованного лица, изменения процентов утраты трудоспособности застрахованного лица, изменения размера страховой выплаты, индексации в соответствии с действующим законодательством и иных фактических обстоятельств.

При этом правовым основанием для заключения контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, заключенных между ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России», является п. 6 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе).

Согласно п. 6 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с письмом ФАС России от 22 марта 2010 года № АЦ/7737 «О разъяснении законодательства» в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации выбор организации осуществляется непосредственно получателем соответствующих выплат (физическим лицом), то услуги по пересылке и доставке пособий, ежемесячных страховых и других выплат не являются государственными нуждами в соответствии с положениями статьи 3 Закона о размещении заказов. Следовательно, в данном случае положения Закона о размещении заказов к указанным правоотношениям не применяются.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

В ходе рассмотрения дела №06-3/2016 Татарстанское УФАС России направило запрос в ФАС России (исх. РХ-06/2658 от 26.02.2016 года) о разъяснении правового регулирования заключения контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. В ответ на данный запрос Татарстанского УФАС России было получено письмо ФАС России, в котором содержалась следующая информация.

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение Татарстанского УФАС России от 26.02.2016 № РХ-06/2658 по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при осуществлении страховых выплат физическим лицам, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 1 Закона о контрактной системе данный Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном социальном страховании) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом об обязательном социальном страховании случаях.

Частью 1 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании установлено, что назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

Данный порядок установлен Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон 255-ФЗ), в соответствии с частью 9  статьи 13 которого выплата соответствующих пособий в случаях осуществления ее территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) производится через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Согласно части 4 статьи 15 Закона об обязательном социальном страховании назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления на получение обеспечения по страхованию застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законного или уполномоченного представителя с указанием в этом заявлении выбранного периода для расчета ежемесячных страховых выплат.

Форма данного заявления утверждена Приложением №3 к Административному регламенту предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утвержденному приказом Минтруда России от 25.10.2013 №577н, и также предусматривает возможность выбора заявителем способа получения обеспечения по страхованию: почтовым переводом, на счет в кредитной организации либо через иную организацию.

Таким образом, нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере правоотношений устанавливают право выбора гражданами любой организации для получения страхового обеспечения и не содержат положений, позволяющих ограничить граждан в таком выборе.

В обязанности органов власти входит обеспечение предоставления застрахованному лицу таких выплат в той форме и таким способом, какой указан в заявлении физического лица - получателя страховых выплат.

Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации выбор организации осуществляется непосредственно получателем соответствующих выплат (физическим лицом), то услуги по пересылке и доставке пособий, ежемесячных страховых и других выплат не являются государственными нуждами в соответствии с положениями статьи 1 Закона о контрактной системе. Следовательно, в данном случае положения Закона о контрактной системе к указанным правоотношениям не применяются.

ФАС России обращает внимание, что услуга почтового перевода денежных средств, с помощью которой граждане могут получить социальное обеспечение, в понимании Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи) является услугой почтовой связи и подлежит оказанию в порядке, предусмотренном данным законом.

В соответствии со статьей 16 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, по мнению ФАС России, отправителем денежных средств (социальных выплат) являются региональные отделения Фонда, в связи с чем региональные отделения Фонда на основании названной статьи Закона о почтовой связи, Закона №255-ФЗ и иных указанных нормативных правовых актов при получении от граждан заявлений с просьбой осуществлять доставку им социальных выплат почтовым переводом денежных средств обязаны заключить с организацией федеральной почтовой связи договор на оказание услуг почтовой связи и оплачивать такие услуги.

Финансирование расходов на оплату услуг почтового перевода денежных средств, необходимых для доставки гражданам социальных выплат, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 №363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» и иными нормативными правовыми актами.

В случае выбора гражданами-получателями социальных выплат, в частности, кредитных организаций для получения выплат заключение отделениями Фонда с такими кредитными организациями договора об оказании банковских услуг по переводу денежных средств в силу законодательства о национальной платежной системе не требуется, а оказание таких услуг осуществляется на основании договоров между гражданами и выбранными ими кредитными организациями, в том числе на основании договоров банковского счета.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочия антимонопольного органа распространяются на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями органов государственной власти, поскольку под диспозицию нарушения Закона о конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, а только те, которые препятствуют осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, и в обязательном порядке приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

25.05.2016 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (вх. № 5796 от 25.05.2016 года), в котором сообщалась следующая информация.

Согласно действующему законодательству выбор способа получения пособий страховых выплат по обязательному социальному страхованию предоставлен застрахованному лицу (физическому лицу) – получателю пособий.

Застрахованные лица, указывая в своем заявлении почтовый перевод как способ доставки страховых выплат, пособий, одновременно осуществляют выбор организации, оказывающей услуги по пересылке и доставке указанных выплат почтовым переводом -  ФГУП «Почта России».

Следовательно, Региональное отделение правомерно в соответствии с Гражданским кодексом РФ заключило гражданско-правовые договоры (контракты) на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию с ФГУП «Почта России».

Поскольку контракты на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию с ФГУП «Почта России» заключены в соответствии с действующим гражданским законодательством, основания для принятия решения о наличии в действиях ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, так как положения Закона о контрактной системе к указанным правоотношениям не применяются.

На основании указанного, признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены, поскольку оцениваемые действия не оказывают влияние на конкурентную среду.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).   

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №06-3/2016 в отношении ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФГУП «Почта России» по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения контрактов на оказание услуг связи по пересылке и доставке почтовых денежных переводов страховых выплат, по осуществлению почтовых переводов денежных средств страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны