Решение №РХ-06/7899 Решение по делу № 06-430/2015 от 10 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 06-430/2015

Исх. РХ-06/7899 от 07.06.2016 г.

Резолютивная часть объявлена «31» мая 2016 г.

Полный текст решения изготовлен «07» июня 2016 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:    - <…> – <…>;

Члены комиссии:                 - <…> – <…>;

                                           -<…> – <…>,

с участием при рассмотрении дела №06-430/2015:

- представителя ответчика Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по доверенности №03-2/28 ДСП от 13.01.2016 года – <…>, личность установлена паспортом,

- представителя заинтересованного лица МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» - <…>, личность установлена паспортом,

- представителя заявителя – <…>, личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-430/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,

Установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение от гражданина <…> (№ 2444/ж от 25.11.2015г.), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части  незаконного расторжения договора аренды № 08-014-0797 на помещение, общей площадью 9,6 кв.м., расположенное в городской бане для использования под буфет.  

По итогам рассмотрения  обращения, Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23.11.2015 года  № 2482 утвержден устав муниципального унитарного предприятия «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск»».

В соответствии с Уставом МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» является хозяйствующим субъектом, основными целями которого является решение таких социальных задач и вопросов местного значения, как:

- озеленение;

- благоустройство;

- содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений  на них;

- оказания ритуальных услуг населению в полном объеме.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

-   необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в норме пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Рынки по ремонту, содержанию автомобильных дорог, оказанию ритуальных услуг населению в полном объеме, благоустройству, озеленению   являются конкурентными и создание муниципального унитарного предприятия в данной сфере, предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципального унитарного предприятия за данным предприятием закрепляется муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), Исполнительным комитетом выделяются дополнительные денежные средства для реализации определенных задач.

Следовательно, МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» создано для целей, которые не содержатся в перечне согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что свидетельствует о нарушении Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции, МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» должно было осуществлять тот круг деятельности, которое ему предоставляет действующее законодательство.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан содержатся признаки нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» положениям Федерального закона от 14.11.2002г. №161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренци.

Необходимо также отметить, что на обслуживание и для ведения хозяйственной деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» передано имущество  муниципальной казны на праве хозяйственного ведения:

- здания, помещения,   бани;

- автотранспортные средства, техника;

- прочее имущество.

На основании постановления № 2108 от 12.10.2015 г. «Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Экоресурс» с последующей передачей на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  передал на праве хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск»  общественные бани, расположенные по адресу:

1)РТ, г. Зеленодольск, ул. Заикина, д. 8;

2)РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2.

В то же время, исходя из представленных  документов гражданина <…> следует, что между МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» и гражданином <…> был заключен договор аренды муниципального имущества  № 08-014-0847 от 14.12.2010 г.  по передаче  нежилого помещения, общей площадью 15,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2, для использования под парикмахерскую.

Срок действия договора аренды муниципального имущества  № 08-014-0847 от 14.12.2010 г. был установлен до 14.12.2015 г.

Кроме того,  между МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» и гражданином <…> был заключен еще один договор аренды муниципального имущества  № 08-014-0797 от 25.01.2010 г. по передаче  встроенного нежилого помещения, общей площадью 9,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2, для использования под буфет.

Срок действия договора аренды муниципального имущества  № 08-014-0797 от 25.01.2010 г.  был установлен до 24.12.2010 г.

Вместе с тем, в настоящее время гражданин <…> продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность в общественной бане (расположены буфет и парикмахерская), находящейся на праве хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск», расположенной по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2 без правоустанавливающих документов, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Соответственно, вышеуказанные нежилые помещения используются гражданином <…>  без оформления договоров аренды пользования муниципальным имуществом и без проведения конкурсной процедуры.

На основании вышеизложенного, в действиях МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района»    усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по осуществлению контроля за использованием гражданином <…> муниципального имущества – нежилых помещений (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенных в здании общественной бани по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2, без правоустанавливающих документов.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".02 июля 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 20.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.05.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – закон 108-ФЗ), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества». 

В силу части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения (т.е. права собственности) в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

Доказательств совершения Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района»,  МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» каких-либо действий и принятия всех возможных и достаточных мер, направленных на управление и распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с нормами действующего законодательства, Инспекции Татарстанского УФАС России не представлено.

Каких-либо действий по проведению конкурсной процедуры, заключению договора аренды либо возврата нежилых помещений в отдельно стоящем здании бани, незаконно используемых гражданином <…> МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» не предпринималось.

Вместе с тем, из устных пояснений гражданина  <…> следует, что по договору аренды муниципального имущества  № 08-014-0797 от 25.01.2010 г. МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» и гражданин <…> подписали акт о расторжении указанного договора аренды от 15.11.2015 г., а по второму договору аренды муниципального имущества  № 08-014-0847 от 14.12.2010 г., срок которого истек 14.12.2015 г. подписывать  акт о расторжении договора аренды отказался, так как гражданин <…> убежден, что МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» в лице  <…> заключать  с ним новые договоры аренды на нежилые помещения (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенные в здании общественной бани по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2 и проводить конкурсные процедуры не собирался.

Начиная с  2010 г. гражданин <…> арендовал у МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» нежилые помещения (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенные в общественной бане по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2, долгов по оплате и коммунальным платежам не имел, нарушений не допускал, соответственно, был намерен продлевать указанные договоры аренды.

В последующем, муниципальную собственность: общественная баня и расположенные в ней нежилые помещения (для использования под парикмахерскую и под буфет) по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2  передали МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» на праве хозяйственного ведения.

Фактически, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  передал МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» указанное имущество на праве хозяйственного ведения с целью обхода конкурентных процедур и последующей передачи указанных нежилых помещений, расположенных в здании общественной бани в пользу третьих лиц, что является ограничением конкуренции и нарушением антимонопольного законодательства.

Передача в приоритетном порядке прав на муниципальное имущество одному хозяйствующему субъекту - МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов (в том числе гражданина <…>), осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от  23.12.2015 г. 01/842-к  было возбуждено дело №06-430/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23.11.2015 года  № 2482 утвержден устав муниципального унитарного предприятия «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск»».

В соответствии с Уставом МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» является хозяйствующим субъектом, основными целями которого является решение таких социальных задач и вопросов местного значения, как:

- озеленение;

- благоустройство;

- содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений  на них;

- оказания ритуальных услуг населению в полном объеме.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

-   необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в норме пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Рынки по ремонту, содержанию автомобильных дорог, оказанию ритуальных услуг населению в полном объеме, благоустройству, озеленению   являются конкурентными и создание муниципального унитарного предприятия в данной сфере, предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципального унитарного предприятия за данным предприятием закрепляется муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), Исполнительным комитетом выделяются дополнительные денежные средства для реализации определенных задач.

Следовательно, МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» создано для целей, которые не содержатся в перечне согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что свидетельствует о нарушении Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции, МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» должно было осуществлять тот круг деятельности, которое ему предоставляет действующее законодательство.

Исходя из изложенного, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» положениям Федерального закона от 14.11.2002г. №161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренци.

Необходимо также отметить, что на обслуживание и для ведения хозяйственной деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» передано имущество  муниципальной казны на праве хозяйственного ведения:

- здания, помещения,   бани;

- автотранспортные средства, техника

- прочее имущество.

На основании постановления № 2108 от 12.10.2015 г. «Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Экоресурс» с последующей передачей на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  передал на праве хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск»  общественные бани, расположенные по адресу:

1)РТ, г. Зеленодольск, ул. Заикина, д. 8;

2)РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2.

В то же время, исходя из представленных документов гражданина <…> следует, что между МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» и гражданином <…> был заключен договор аренды муниципального имущества  № 08-014-0847 от 14.12.2010 г.  по передаче  нежилого помещения, общей площадью 15,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2, для использования под парикмахерскую.

Срок действия договора аренды муниципального имущества  № 08-014-0847 от 14.12.2010 г. был установлен до 14.12.2015 г.

Кроме того,  между МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» и гражданином <…> был заключен еще один договор аренды муниципального имущества  № 08-014-0797 от 25.01.2010 г. по передаче  встроенного нежилого помещения, общей площадью 9,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2, для использования под буфет.

Срок действия договора аренды муниципального имущества  № 08-014-0797 от 25.01.2010 г.  был установлен до 24.12.2010 г.

Вместе с тем, в настоящее время гражданин <…> продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность в общественной бане (расположены буфет и парикмахерская), находящейся на праве хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск», расположенной по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2 без правоустанавливающих документов, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Соответственно, вышеуказанные нежилые помещения используются гражданином <…> без оформления договоров аренды пользования муниципальным имуществом и без проведения конкурсной процедуры.

На основании вышеизложенного, в действиях МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района»    установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по осуществлению контроля за использованием гражданином <…> муниципального имущества – нежилых помещений (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенных в здании общественной бани по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2, без правоустанавливающих документов.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".02 июля 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 20.06.2008г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.05.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – закон 108-ФЗ), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества». 

В силу части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения (т.е. права собственности) в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов - торгов (конкурсов, аукционов).

Доказательств совершения Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района»,  МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» каких-либо действий и принятия всех возможных и достаточных мер, направленных на управление и распоряжение муниципальным имуществом в соответствии с нормами действующего законодательства, Инспекции Татарстанского УФАС России не представлено.

Каких-либо действий по проведению конкурсной процедуры, заключению договора аренды либо возврата нежилых помещений в отдельно стоящем здании бани, незаконно используемых гражданином <…>  МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» не предпринималось.

Вместе с тем, из устных пояснений гражданина <…> следует, что по договору аренды муниципального имущества  № 08-014-0797 от 25.01.2010 г. МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» и гражданин <…> подписали акт о расторжении указанного договора аренды от 15.11.2015 г., а по второму договору аренды муниципального имущества  № 08-014-0847 от 14.12.2010 г., срок которого истек 14.12.2015 г. подписывать  акт о расторжении договора аренды отказался, так как гражданин <…> убежден, что МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» в лице <…> заключать  с ним новые договоры аренды на нежилые помещения (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенные в здании общественной бани по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2 и проводить конкурсные процедуры не собирался.

Начиная с  2010 г. гражданин <…>  арендовал у МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» нежилые помещения (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенные в общественной бане по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2, долгов по оплате и коммунальным платежам не имел, нарушений не допускал, соответственно, был намерен продлевать указанные договоры аренды.

В последующем, муниципальную собственность: общественная баня и расположенные в ней нежилые помещения (для использования под парикмахерскую и под буфет) по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2  передали МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» на праве хозяйственного ведения.

Фактически, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  передал МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» указанное имущество на праве хозяйственного ведения с целью обхода конкурентных процедур и последующей передачи указанных нежилых помещений, расположенных в здании общественной бани в пользу третьих лиц, что является ограничением конкуренции и нарушением антимонопольного законодательства.

Передача в приоритетном порядке прав на муниципальное имущество одному хозяйствующему субъекту - МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов (в том числе гражданина <…>.), осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.        

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

При условиях здоровой и справедливой конкуренции, МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» должно было иметь доступ к получению муниципального имущества на конкурентном рынке на равных основаниях с другими хозяйствующими субъектами (физическими лицами).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача имущественных прав на объекты недвижимости должна основываться на совокупности требований действующего законодательства, в том числе антимонопольного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в части бездействия по осуществлению контроля за использованием гражданином <…>  муниципального имущества – нежилых помещений (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенных в здании общественной бани по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2, без правоустанавливающих документов, в части не принятия мер по прекращению права хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» на общественные бани и дальнейшего проведения на них конкурентных процедур.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г.      №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1. Признать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что выразилось в бездействии по осуществлению контроля за использованием гражданином <…>  муниципального имущества – нежилых помещений (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенных в здании общественной бани по адресу: РТ, г. Зеленодольск ул. Жукова, д.2, без правоустанавливающих документов, что выразилось в не принятии мер по прекращению права хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» на общественные бани и дальнейшего проведения на них конкурентных процедур.

2. Выдать Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

 - внести изменения в устав МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск», исключив из подпункта 2.1.  пункта 2 следующие виды деятельности:

 1) озеленение;

 2) благоустройство;

 3) содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений  на них;

 4) оказания ритуальных услуг населению в полном объеме.

 -  принять меры по прекращению права хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск»  на общественные бани, указанные в Постановлении № 2108 от 12.10.2015 г. «Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия «Экоресурс» с последующей передачей на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск» Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в том числе путем изъятия указанного имущества из хозяйственного ведения МУП «Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск»;

 -  освободить муниципальные нежилые помещения (используемые в настоящее время гражданином <…> под парикмахерскую и под буфет без правоустанавливающих документов) в общественной бане, расположенной по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2 от прав третьих лиц;

-    провести торги на право заключения договоров аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных в общественной бане, расположенной по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2;

 -   направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.

3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии                                                                                       <…>

Члены Комиссии                                                                                                      <…>

                                                                                                                        <…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

                                                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны