Решение №РХ-06/8182 Решение по делу №06-63/2015 от 18 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-63/2015 в отношении Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района

РХ-06/8182 от 27.05.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,     

рассмотрев дело №06-63/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района РТ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством РФ при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной или муниципальной услуги, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ <…>  (по доверенности № 1279 от 15.05.2015 г.),       

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа от 21.01.2015 г. №02/7-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена внеплановая проверка МБУ «Многофункциональный центр Тукаевского муниципального района РТ» (ОГРН 1121650013320, ИНН 1650246300, место нахождения: 423877, РТ, Тукаевский район, с. Бетьки, ул. Гагарина, д.1).

В ходе изучения муниципальных услуг, оказываемых МБУ «Многофункциональный центр Тукаевского муниципального района РТ» были установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ от 10.04.2014 года №1476 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.

Согласно приложению №2 к вышеуказанному Административному регламенту при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка органами местного самоуправления Тукаевского муниципального района РТ запрашиваются документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно части  1  статьи  7  Федерального закона № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы,  предоставляющие муниципальные услуги,  не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществления действий,  представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами,  регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 24.03.2015 года №02/160-к было возбуждено дело №06-63/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной или муниципальной услуги, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам. 

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

Градостроительный Кодекс устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства,  реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)  земельным участкам в случае,  если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка,  проведение процедур,  предусмотренных частями 1-16 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  не требуется.

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п.  17  ст.  46  Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует,  что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа,  не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов,  за исключением тех,  которые связанны с возможностью идентификации обратившегося лица. 

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан самостоятельно установил перечень документов в Административном регламенте, который, по его мнению, необходим для получения градостроительного плана земельного участка, чем создал препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги, а так же создал необходимость получения и оплаты дополнительных услуг.

Таким образом, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан создает препятствия в получении ГПЗУ, требуя представить исходные документы для получения градостроительного плана земельного участка, подготовка которых является платной, что является недопустимым.

В связи с этим, обратившиеся с заявлением о выдаче градостроительного плана хозяйствующие субъекты несут дополнительные финансовые и временные издержки по подготовке документации, подача которой не предусмотрена действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В частности, пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, создание дополнительных административных барьеров при получении хозяйствующими субъектами муниципальной услуги является нарушением действующего антимонопольного законодательства.

Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан были представлены документы и письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.

Согласно представленным документам и письменным пояснениям следует, что постановлением от 10 апреля 2014 г. №1476 Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан утвержден административный регламент муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, в соответствии с приложением №2 к которому установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в виде отдельного документа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка указывается определенная информация, основанная на определенных документах, часть из которых может быть собрана органами местного самоуправления самостоятельно, а часть, из которых заявитель может представить только сам.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления  - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с данными документами, согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица или юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).      

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.   

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 9 ч. 1, ст. 15 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, создание дополнительных административных барьеров при получении хозяйствующими субъектами муниципальной услуги является нарушением действующего антимонопольного законодательства. 
Такая позиция отражена в Определении Верховного суда от 09.08.2012г. №АТТЛ12-449, Определении Верховного суда от 27.03.2013г. №6 – КГ12-11, письме Госстроя от 17.12.2012 № 3427-ВК/11/ГС «О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана». (Судебная практика Республики Татарстан: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа делу №А65-26961/2013 26 августа 2014 года).

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством РФ при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной или муниципальной услуги, что выразилось в вынесении Постановления Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан №1476 от 10 апреля 2014 г. согласно которому утвержден административный регламент муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, в соответствии с приложением №2 к которому установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в виде отдельного документа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ от 23 марта 2015 г. №1507 признано утратившим силу постановление руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ от 10.04.2014 г. № 1476 «Об утверждении административных регламентов  предоставления муниципальных услуг отделом строительства, архитектуры и жизнеобеспечения населения».

Согласно указанному постановлению в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка внесены соответствующие изменения, согласно которым нарушение антимонопольного законодательства, в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством РФ при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной или муниципальной услуги, устранено.

В тоже время ответчиком не представлены доказательства опубликования постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ от 23.03.2015 г. № 1507 «О внесении изменений в постановление руководителя Исполнительного комитета №1476 от 10.04.2014 г.», в частности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте района.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России, 

РЕШИЛА:

1.       Признать Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством РФ при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной или муниципальной услуги, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.       Выдать Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- направить в Татарстанское УФАС России доказательства опубликования постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ от 23.03.2015 г. № 1507 «О внесении изменений в постановление руководителя Исполнительного комитета №1476 от 10.04.2014 г.» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте района.

3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны