Решение №РХ-06/8827 Акт проверки в отношении Исполнительного комитета Мензелинск... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт проверки №40/6 в отношении Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

РХ-06/8827 от 08.06.2015 г.

 

На основании приказа от 30.04.2015 г. №02/259-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Проверка начата 12 мая 2015 года, окончена 08 июня 2015 года.

Акт составлен: [должностным лицом] <…>

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: <…>

Проверка проводилась инспекцией в составе: <…>

Члены инспекции: <…>

Предметом проводимой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2013г. по 12.05.2015г.

Срок проведения проверки: с 12.05.2015г. по 08.06.2015 г. включительно.

Адрес проверяемой организации: 423700, Республика Татарстан, Мензелинский муниципальный район, г. Мензелинск, ул. Ленина, д. 80А

Место проведения проверки: 423700, Республика Татарстан, Мензелинский муниципальный район, г. Мензелинск, ул. Ленина, д. 80А

Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан действует на основании Положения, утвержденного Главой Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 20.12.2005 года.

Решением Совета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан №1 от 30.10.2013 года руководителем Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района  —  назначен <…>, принята отставка руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района  <…>.

За проверяемый период с 01.01.2013 г. по 12.05.2015 г. Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района издано:

- 3269 Постановлений;

- 579 Распоряжений;

- 7259 входящей корреспонденции;

- 3618 исходящей корреспонденции.

В ходе проведения проверки установлено:

  1. В соответствии с постановлением Руководителя исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ  № 1207 от 01.12.2014 г. «О дополнительном имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района» Финансово – бюджетная и земельно – имущественная палата Мензелинского муниципального района РТ внесла в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района» в качестве оплаты доли Финансово – бюджетной и земельно – имущественной палаты Мензелинского муниципального района РТ машину вакуумную (идентификационный номер (VIN) XVL48231KE0000163, марка, модель ТС – КО – 520А, категория С, год выпуска 2014, цвет кузова оранжевый). Оценку по данной машине провела ООО «Консультационная оценочная аудиторская фирма от 01.12.2014 года.

На основании справки № 229 от 21.05.2015 г.  Финансово – бюджетная и земельно – имущественная палата Мензелинского муниципального района РТ движимое имущество: машина вакуумная (идентификационный номер (VIN) XVL48231KE0000163, марка, модель ТС – КО – 520А, категория С, год выпуска 2014, цвет кузова оранжевый) в прогнозный план приватизации  включено не было.

Согласно постановлению Руководителя исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ  № 297 от 31.03.2015г. «О дополнительном имуществе, вносимом в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района»  Финансово – бюджетная и земельно – имущественная палата Мензелинского муниципального района РТ внесла в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района» в качестве оплаты доли Муниципального казенного учреждения «Финансово - бюджетная и земельно – имущественная палата Мензелинского муниципального района РТ» при размещении допольнительного выпуска акций ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района» следующее недвижимое имущество:

- производственная база (кадастровый номер <...> :28180157:38, площадь 273,59 кв.м. (общая площадь составляет 364 кв.м.);

- слесарная мастерская (кадастровый номер <...> :28:0157:38, площадь 268,9 кв.м)

- склад (кадастровый номер <...> :28:180157:42, площадь 93,5 кв.м.(общая площадь составляет 187 кв.м.);

- теплая стоянка (кадастровый номер <...> :28:180157:38).

На основании справки № 226 от 21.05.2015 г.  Финансово – бюджетная и земельно – имущественная палата Мензелинского муниципального района РТ недвижимое имущество: 1)производственная база (кадастровый номер <...> :28180157:38, площадь 273,59 кв.м.(общая площадь составляет 364 кв.м.); 2) слесарная мастерская (кадастровый номер <...> :28:0157:38, площадь 268,9 кв.м); 3) склад (кадастровый номер <...> :28:180157:42, площадь 93,5 кв.м(общая площадь составляет 187 кв.м.); 4) теплая стоянка (кадастровый номер <...> :28:180157:38)  в прогнозный план приватизации  включено не было. Оценка по вышеуказанному недвижимому имуществу проведена не была.

Таким образом, Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, внесший на основании Постановления № 297 от 31.03.2015 г. и Постановления №1207 от 01.12.2014 г. вышеуказанное  муниципальное имущество в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района» не включил данное муниципальное имущество  в прогнозный план приватизации, кроме того отсутствует рыночная оценка по муниципальному имуществу: производственной базе (кадастровый номер <...> :28180157:38, площадь 273,59 кв.м. (общая площадь составляет 364 кв.м.), слесарной мастерской (кадастровый номер <...> :28:0157:38, площадь 268,9 кв.м), складу (кадастровый номер <...> :28:180157:42, площадь 93,5 кв.м. (общая площадь составляет 187 кв.м.), теплой стоянке (кадастровый номер <...> :28:180157:38), что противоречит нормам антимонопольного законодательства.

  В соответствии с пунктом 1 статьи  51 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

  Согласно пункту 3 статьи  51 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

  В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

  Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

  Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет"), а также на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

 На основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении одного из условий, если оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении предоставления муниципального имущества в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района», несвоевременной оценки муниципального  имущества, вносимого в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района» и не включения в план приватизации движимого и недвижимого имущества, вносимого в уставный капитал ОАО «Коммунальные сети Мензелинского района».

2. В ходе изучения документации Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно статье 1 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 №70-ЗРТ  «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» (далее - Закон №70-ЗРТ), настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по транспортному обслуживанию населения по регулярным межмуниципальным и муниципальным маршрутам (далее также - организация пассажирских перевозок).

В соответствии с  частью 1 статьи  9  Закона №70-ЗРТ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, в том числе формируют муниципальную маршрутную сеть, организуют и проводят конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования.

Согласно части 1 статье 10 Закона №70-ЗРТ, заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования; по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок; ведет реестр перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам; формирует и утверждает соответственно межмуниципальную и муниципальную маршрутную сеть; в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте; разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями нормативных правовых актов порядок допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона №70-ЗРТ, открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 11 Закона №70-ЗРТ, пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 18 настоящей статьи, а также при заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом.

Конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.

Конкурс проводится в случаях:

1) открытия маршрута (маршрутов) регулярного сообщения;

2) истечения срока действия либо досрочного расторжения ранее заключенного договора на осуществление пассажирских перевозок по основаниям, предусмотренным условиями указанного договора;

3) введения дополнительных маршрутных графиков на маршруте регулярного сообщения в случае, если пассажирские перевозки на данном маршруте осуществляли несколько перевозчиков, а также в случае, если действующий перевозчик не способен обеспечить выполнение установленных договором требований при введении новых маршрутных графиков.

 Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Мензелинское автотранспортное предприятие» заключили следующие договоры доверительного управления имуществом:

- договор № 1 от 24.10.2010 г. на основании протокола №1 от 21.10.2010 г.;                - договор №2 от 30.11.2010 г. на основании протокола №2 от 26.11.2010г.;

- договор № 3 от 24.12.2010 на основании протокола №3 от 23.12.2010 г.; 

- договор № 4 от 07.11.2011 г на основании протокола №4 от 07.11.2011 г.

На сновании вышеуказанных договоров Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан передал ООО «Мензелинское автотранспортное предприятие» (доверительный управляющий) принадлежащее ему на праве собственности в доверительное управление следующее имущество:

 Согласно договора № 1 от 24.10.2010 г.:

- Автобус КАВЗ 397653 VIN X1E39765360040084

- Автобус КАВЗ 397653 VIN X1E39765360040058

- Автобус КАВЗ 397653 VIN X1E39765360040073

- Автобус КАВЗ 397653 VIN X1E39765360038556

- Школьный автобус ПАЗ 32053-70 VIN X1M3205EX70007549

- Автобус ПАЗ 32053-70 VIN X1M3205EX70007572

- УАЗ- 220694-06 VIN XTT 22069480434863

-  Автобус КАВЗ 397653

- Газель 322121 VIN X9632212180622889

- Школьный автобус Fiat Ducato SCB.23. LMB VIN Z7G244000AS011893

Согласно договора № 2 от 30.11.2010 г.:

- Автобус Fiat Dukato VIN Z7G244000AS020803,B 498 KC

- Автобус Fiat Dukato VIN Z7G244000AS020802 B 500 KC

Согласно договора №3 от 24.12.2010г.:

- автобус Fiat Ducato VIN Z7G244000AS020804

- автобус  Fiat Ducato VIN Z7G244000AS020628

Согласно договора №4 от  07.11.2011г.:

- Автобус ПАЗ (среднего класса, модификация 423470, VIN X1M4234KVB0000980

- Автобус ПАЗ (среднего класса, модификация 423470, VIN X1M4234KVB0000965

- Автобус ПАЗ (среднего класса, модификация 423470, VIN X1M4234KVB0001013

- Автобус Fiat Ducato SCB.23.LMB,VIN Z7G244000BS037064.

Размещение информации о проведении торгов лишь в районной газете «Мензеля» и не размещение данного извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru. ограничивает количество потенциальных участников торгов и ущемляет законные права и интересы лиц, заинтересованных в приобретении данного  имущества.

В соответствии с пунктом 103 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010г. №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее Правила) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

По смыслу открытого аукциона его проведение направлено на выявление наличия потенциальных претендентов на данное муниципальное имущество.

Следовательно, одним из основных условий предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

При этом привлечение максимального количества желающих получить данное нежилое помещение является выгодным условием для органов местного самоуправления.

В нарушение Правил,  извещения о проведении конкурсов на официальном сайте торгов не публиковались.

Извещения о проведении конкурсов по передаче 18 единиц техники были опубликованы в районной газете «Мензеля», согласно которой сроки действия договоров доверительного управления составляют 5 лет.

Вместе с тем, в соответствии с условиями договоров доверительного управления: договор № 1 от 24.10.2010 г., договор № 2 от 30.11.2010 г., договор №3 от 24.12.2010г., договор №4 от  07.11.2011г., вышеуказанные договора доверительного управления имуществом заключены на неопределенный срок.

Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов исполнительной власти являются важнейшими условиями функционирования органов исполнительной власти.

Одним из основных условий передачи муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при предоставлении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

Без доступа к полной, достоверной информации  круг потенциальных участников значительно ограничивается на участие в открытом аукционе, что приводит к ограничению конкуренции.

По итогам проведенных торгов на оказание услуг по перевозке учащихся системы образования Мензелинского муниципального района Республики Татарстан Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан были заключены:

- в 1 полугодии 2013 года 13 контрактов на сумму 9 056 282,21 рублей

- во 2 полугодии 2013 года 13 контрактов на сумму 5 591 805,79 рублей

- в 1 полугодии 2014 года 13 контрактов на сумму 9 683 039,03 рублей

- в 1 полугодии 2015 года 3 контракта на сумму 2 409 109,80 рублей.

Таким образом, муниципальное имущество используется хозяйствующим субъектом для осуществления предпринимательской деятельности без проведения надлежащим образом конкурентных процедур, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета  Мензелинского муниципального района РТ усматриваются  признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка предоставления муниципального имущества автотранспортных средств во владение и пользование ООО «Мензелинское автотранспортное предприятие».

3. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга) до 1 января 2014 года обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38- ФЗ «О рекламе».

Согласно части 5 указанной статьи с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан № 1390 от 31.12.2014 г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ», схемы размещения рекламных конструкций были утверждены лишь 31.12.2014 г., соответственно лица, желающие получить разрешение на установку рекламных конструкций на земельных участках на территории Мензелинского муниципального района РТ, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Мензелинского муниципального района РТ были потенциально лишены данной возможности.

В соответствии с представленной Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ  Справкой № 85 от 21.05.2015 г., в городе Мензелинске установлено 19 рекламных конструкций, из  которых 4 получили разрешения на установку рекламных конструкций, а  15 рекламных конструкций в экстренном порядке были построены в 2010 г. к Чемпионату мира по парашютному спорту фирмой ООО «Жилсервис».

Правоустанавливающих документов, подтверждающих выдачу Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ разрешений на размещение 15 рекламных конструкций, а также договоров на установку и эксплуатацию 15 рекламных конструкций ООО «Жилсервис»  не представлено. На сегодняшний день данные конструкции не демонтированы.

Таким образом, действия (бездействие) Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», в части несвоевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ и непроведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, предоставленных ООО «Жилсервис» на территории Мензелинского муниципального района РТ.

4. В ходе изучения документации Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан установлено, что на территории Мензелинского муниципального района РТ осуществляет деятельность МУП «Управление капитального строительства» при Исполнительном комитете Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Постановлением №1152 от 09.12.2009 года утвержден устав МУП «Управление капитального строительства» при Исполнительном комитете Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.   

Согласно пункту 5.1 устава МУП «Управление капитального строительства»  предприятие создано в целях обеспечения деятельности Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ по вопросам строительства, своевременного ввода в действие производственных мощностей и объектов по программе капитальных вложений из бюджетов всех уровней в установленные сроки в соответствии с нормами продолжительности проектирования, строительства и заключенными договорами на проектно-изыскательские работы и подряда на капитальное строительство, капитальный ремонт и реконструкцию зданий.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- ведение технического надзора за строительством;

-  координация и контроль деятельности всех участников инвестиционного процесса по выполнению основной задачи управления;

- контроль за реализацией программ комплексного экономического и социального развития города, проектов детальной планировки городских районов, подлежащих застройке;

- управление строительным комплексом муниципального района и города посредством участия в разработке программ капитального строительства и обеспечения их согласования в установленном порядке;

- выдача исходных данных для разработки проектно-сметной документации, обеспечение выдачи проектной организации необходимых данных для проектирования;

- подготовка совместно с проектно-изыскательскими организациями задания на разработку проектно-сметной документации, проведение её согласования в установленном порядке;

- согласование с проектными организациями календарных графиков разработки и выдачи проектно-сметной документации, организация согласования, утверждения и переутверждения проектно-сметной документации (с определением договорной цены), обеспечение внесения в соответствующую документацию исправления по замечаниям и заключениям подрядных организаций и органов экспертизы;

- подготовка проектов законодательных и других нормативных актов, входящих в компетенцию управления капитального строительства и прочее.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия.

Вместе с тем, к деятельности МУП «Управление капитального строительства» отнесены полномочия, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления. На МУП «Управление капитального строительства» возложены функции по техническому надзору за строительством, контроль за реализацией программ комплексного экономического и социального развития города, выдача исходных данных для разработки проектно-сметной документации, обеспечение выдачи проектной организации необходимых данных для проектирования и пр.

Закрепление указанных полномочий за МУП «Управление капитального строительства» - коммерческой организацией,  противоречит нормам действующего законодательства, поскольку создает последнему необоснованное преимущество в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, так как, осуществляя властно-распорядительные функции МУП «Управление капитального строительства» имеет возможность в субъективном одностороннем порядке принимать решения при реализации полномочий органов местного самоуправления.   

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Управление капитального строительства» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и передачи полномочий органов местного самоуправления.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета  Мензелинского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки  нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении МУП «Управление капитального строительства» полномочиями органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

5. В ходе изучения документации Исполнительного комитета Мензелинскогого муниципального района Республики Татарстан установлено, что на территории Мензелинского муниципального района РТ осуществляет деятельность МУП «Чистый город».

Постановлением № 749 от 09.08.2011 года утвержден устав МУП «Чистый город».

Согласно пункту 2.1. устава МУП «Чистый город» предприятие создано для выполнения работ, производства работ, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- удаление и обработка твердых отходов;

- уборка территории и аналогичная деятельность;

- сбор, очистка и распределение воды;

- предоставление прочих персональных услуг;

- удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

- обработка  вторичного сырья;

- аренда прочих транспортных средств и оборудования;

- деятельность автомобильного грузового транспорта;

- предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества;

- организация перевозок грузов;

- ремонт и содержание объектов внешнего благоустройства населенных пунктов;

- управление эксплуатацией жилого фонда;

- производство общестроительных работ по возведению зданий, жилых домов.

Согласно пункту 4.1. устава МУП «Чистый город» имущество предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям и паям), в том числе между работниками предприятия. 

В соответствии с пунктом 4.11. указанного устава предприятие имеет уставный фонд в размере 11 019 798,48 рублей.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборото способностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия. 

Вместе с тем, к деятельности МУП «Чистый город» отнесены виды деятельности на рынках водоснабжения, утилизации ТБО, грузовых перевозок которые вправе обслуживать частные организации, хозяйствующие субъекты, потенциально указанные рынки являются конкурентными.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Чистый город» является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «Чистый город», осуществляющего виды деятельности на рынках водоснабжения, утилизации ТБО, грузовых перевозок  противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечает пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», МУП «Чистый город» осуществляет деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета  Мензелинского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании МУП «Чистый город» и не принятии решения о несоответствии деятельности МУП «Чистый город» целям создания унитарных предприятий, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

6.  В ходе проведения контрольных мероприятий, Инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что подготовку и выдачу градостроительного плана земельного участка на протяжении 2013-2015 г. осуществляют ООО «Градостроительный кадастр», а также Мензелинский участок МРФ №8 РГУП БТИ на основании обращений заявителей по предоставлению исходных данных.

В соответствии с частью 26 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления  - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Муниципальные услуги предоставляются на основании административного регламента - нормативно правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы ГрК РФ.

 Ч.17 ст.46 ГрК РФ устанавливает, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания данной нормы следует, что подготовка и выдача ГПЗУ, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, и является обязанностью уполномоченного органа, необусловленной необходимостью предоставления заявителем каких-либо Исходных материалов.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации подготовка исходных материалов осуществляется ООО «Градостроительный кадастр» и Мензелинским участком МРФ №8 РГУП БТИ, указанная услуга для заявителей является платной – финансовое обеспечение осуществляется за счет средств заявителей.

Так, стоимость оказываемых услуг, в соответствии с прейскурантом цен ООО «Градостроительный кадастр» за подготовку градостроительного плана земельного участка для частного домовладения составляет 2600 руб., для объекта капитального строительства 4800-15000 руб.

Более того, ООО «Градостроительный кадастр» и Мензелинский участок МРФ №8 РГУП БТИ не имело каких-либо правовых оснований на осуществление указанной деятельности, договоры, соглашения с Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района на предмет оформления исходной документации не заключались.

В помещении отдела Строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района по адресу: г. Мензелинск, ул. Ленина, д. 80 содержится информация рекламного характера о том, что градостроительная документация может быть заказана у определенного перечня хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, не подразумевают предоставления ему органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством предоставления права заниматься оказанием услуг по оформлению исходно-разрешительной документации, без каких либо правовых оснований.

Согласованными действиями Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района, ООО «Градостроительный кадастр» и Мензелинского участка МРФ №8 РГУП БТИ, были созданы такие условия, при которых осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность путем возложения обязанности по оплате исходной документации на заявителей в пользу хозяйствующих субъектов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района, ООО «Градостроительный кадастр» и Мензелинского участка МРФ №8 РГУП БТИ содержат признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий при оказании муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

7. Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан за период с 01.01.2013 года по 15.05.2015 года были выданы разрешения застройщику – некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»: 

- разрешение RU1628000-097/14 от 18.12.2014г. на ввод в эксплуатацию 10 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РТ, Мензелинский муниципальный район, Юртовское сельское поселение, пос. Юртово, ул. Лесная, д. 6А;

- разрешение RU1628000-043/12 от 24.09.2012г. на ввод в эксплуатацию 36-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РТ, г. Мензелинск, ул. Изыскателей, д.3/16;

- разрешение RU1628000-048/12 от 24.09.2012 г. на ввод в эксплуатацию 36-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РТ, г. Мензелинск, ул. Изыскателей, д. 3/16 «А».

 Согласно пояснительной записке руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ от 19.05.2015 г. (исх.№586-ИК) <…>, в период с 01.01.2013 г. по 15.05.2015 г. на территории Мензелинского муниципального района РТ Государственным Жилищным Фондом РТ было построено и введено в эксплуатацию три многоквартирных жилых дома: г. Мензелинск, ул. Изыскателей, д. 3/16, г. Мензелинск, ул. Изыскателей д. 3/16А, РТ, Мензелинский муниципальный район, п. Юртово, ул. Лесная, д. 6А. Конкурс по отбору управляющих компаний по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Мензелинского муниципального района РТ не проводился.

Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, вступившей в силу 18 июля 2011 года, установлено, что в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.

Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила №75).

В силу пункта 2 Правил №75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.

Следовательно, обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом законодателем возложена на орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 Правил №75 конкурс проводится на основе следующих принципов:

 1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;

2)   добросовестная конкуренция;

3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;

4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Согласно пункту 2 Правил №75 в целях данных правил конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.

Таким образом, частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ формулируются  условия, при наличии которых орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для целей управления многоквартирным домом.

При этом необходимость управления многоквартирным жилым домом возникает сразу же  после введения объекта в эксплуатацию, поскольку согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным жилым домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Реализация положения части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способствует развитию конкурентных отношений на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия управления домом, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также позволяет снизить количество злоупотреблений со стороны организаций-застройщиков в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, которые, пользуясь своим положением, единолично определяют управляющую компанию, обязывая будущих собственников заключать с ней договоры управления на невыгодных им условиях.

Частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что до заключения управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 названной статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Таким образом, из совокупного толкования части 13, 14 статьи 161 Жилищного кодекса РФ следует, что управление многоквартирным домом самим застройщиком либо управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, осуществляется только до момента заключения договора между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.

При этом содержащаяся в части 13 статьи 161 ЖК РФ отсылочная норма к части 4 названной статьи не свидетельствует о том, что проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации должно осуществляться только лишь в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 161 ЖК РФ. Названная отсылочная норма свидетельствует о том, что проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации и в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 161 ЖК РФ, и в случаях, предусмотренных частью 13 названной статьи, проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, в том случае если создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции», в части бездействия по проведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011 года, в порядке, установленный частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

8. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 3 статьи  30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Руководствуясь частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе, по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 4.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи  30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В ходе мониторинга официального сайта Российской Федерации для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) установлено, что отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона о контрактной системе, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, не размещен данный отчет за 2014 год.

Следовательно, муниципальным заказчиком нарушены требования части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.

9. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0111300060615000109  на предмет: «Поставка канцелярских товаров для нужд Исполкома Мензелинского муниципального района во втором квартале 2015 года» размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт)  11.03.2015 года.

Муниципальный заказчик - Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14650,00  рублей.

Федеральным законом от 04.06.2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пункт 2 части 1 статьи 31 признан утратившим силу (правомочность участника закупки заключать контракт).

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в аукционной документации содержится требование к участникам закупки, не соответствующее действующему законодательству о контрактной системе, а именно в разделе 1.5 документации об электронном аукционе установлено требование к правомочности участника закупки заключать контракт.

Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, в аукционной документации содержится требование к участникам закупки, не соответствующее действующему законодательству о контрактной системе, а именно в разделе 1.4 документации об электронном аукционе установлено требование к правомочности участника закупки заключать контракт, а также документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт, или копии этих документов.

Таким образом, заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Разделом 1.4 аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать «конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя».

Вместе с тем, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу с 31 декабря 2014 года, Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о содержании в составе первой части заявки наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.

Таким образом, муниципальный заказчик в аукционной документации должен установить требования к составу заявки, а именно: что участникам закупки при проведении электронного аукциона достаточно указать наименование страны происхождения товара, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Следовательно, учитывая, что данные требования не предусмотрены частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, они являются излишними и нарушают  часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

В пункте 5 раздела 5 проекта муниципального контракта по вышеуказанной закупке указано, что оплата производится на основании акта приемки оказанных услуг, по мере поступления денежных средств на бюджетный счет Заказчика, но не позднее 31.12.2015г.

Следовательно, условия, указанные в проекте контракта в части расчета за предоставленные услуги вводят в заблуждение участников закупки.

Кроме того, необходимо учитывать, что для участников закупки срок оплаты является существенным условием контракта.

Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.

Следовательно, проект договора не содержит в себе конкретный порядок оплаты товара Исполнителю, что является нарушением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

При этом, согласно подпункту б) пункту 1 части 3 статьи 66 закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

На основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

- непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе №0111300060615000109-1 от 20.03.2015г. поступило 3 заявки, в ходе их рассмотрения все были допущены на участие в электронном аукционе.

Техническим заданием аукционной документации установлены требования к бумаге офисной, а именно: белизна 103%.

Вместе с тем, в ходе изучения заявок с порядковыми номерами 1 и 2 установлено, что они содержали в себе иные показатели по вышеуказанному требованию, а именно: 105% и 94%, что в свою очередь не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

Таким образом, заявки с порядковыми номерами 1 и 2 подлежали отклонению, в связи с несоответствием требованиям технического задания аукционной документации, следовательно, комиссией муниципального заказчика нарушены требования части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны