Решение №РХ-06/9331 Решение по делу № 06-118/2016 в отношении Исполнительного ко... от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-118/2016 в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…>

Исх. РХ-06/9331 от 06.07.2016 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия)  в составе: <…>,

с участием при рассмотрении дела №06-118/2016:

представителя ответчика Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по доверенности №64 от 24.11.2014 года - <…>, личность установлена паспортом,

представителя ответчика МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района по доверенности №1 от 01.06.2016 года - <…>, личность установлена паспортом,

представителя ответчика КФХ <…> по доверенности <…>, личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-118/2016 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района и КФХ <…>  является обращение Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики (вх.№4626 от 22.04.2016) с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества (уборочной техники) по договору залога между МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района (далее – МУП «ГУАД») и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>

28.06.2012 МУП «ГУАД» выступило поручителем и залогодателем в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного ОАО «Россельхозбанк»  главе КФХ <…> для организации многопрофильного сельскохозяйственного комплекса в с.Новоникольск Альметьевского района.

Между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» заключен договор залога, по условиям которого в залог банку передано муниципальное имущество – уборочная техника.

Кредитные обязательства перед ОАО «Россельхозбанк» <…> по договору залога не исполнил.

В этой связи по иску банка Альметьевский городской суд Республики Татарстан 23.03.2016 вынес решение о взыскании в пользу ОАО «Россельхозбанк» с <…> и МУП «ГУАД» в качестве его поручителя 10 026 168 рублей, а также об обращении взыскания на залог, то есть на муниципальное имущество, закрепленное за МУП «ГУАД».

Согласно рекомендациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по стимулированию строительства семейных ферм в сельской местности, а также о софинансировании строительства семейных ферм  (№04/1-1199 от 07.04.2011 и 04/1-3642 от 20.10.2010) Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на совещании (протокол №75 от 04.08.2011) было рассмотрено заявление КФХ <…> о включении его в программу «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2010-2012 годы» для развития свиноводства.

По результатам рассмотрения заявления в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан было направлено ходатайство о включении <…> в программу «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2010-2012 годы» для развития свиноводства, а <…> дан ответ с разъяснениями о порядке участия в программе «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан» и получения кредита в банке.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по программе «Развитие семейных животноводческих ферм в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» №1-1 КК СЖФ от 5-6 сентября 2012 года кандидатура <…> была согласована на предоставление грантов по программе «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2012-2014 годы».

В соответствии с протоколом республиканского совещания ПР-3 от 14.01.2012, проведенного Президентом Республики Татарстан главам муниципальных образований было рекомендовано предусмотреть в бюджетах муниципальных районов на 2012 год средства на поддержку строительства семейных ферм при  наличии дополнительных доходов в ходе исполнения местных бюджетов.  

В целях реализации вышеуказанного протокола Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление №3540 от 10.10.2012 «О предоставлении субсидии из бюджета Альметьевского муниципального района на возмещение части затрат по строительству (реконструкции) животноводческих ферм в Альметьевском муниципальном районе».

Также во исполнение протокола №ПР-3 от 14.01.2012 Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан была предоставлена информация о том, что средства на поддержку строительства семейных ферм в бюджете района на 2012 год не предусмотрены.

Для поддержки участников программы предусматривается обеспечение залогом муниципального имущества при получении кредитов.

Вместе с тем, положения о возможности передачи государственного имущества в залог с целью поддержки строительства семейных ферм ни в документацию о проведении конкурса, ни в Положение о предоставлении субсидии из бюджета Альметьевского муниципального района на возмещение части затрат по строительству (реконструкции) животноводческих ферм в Альметьевском муниципальном районе, ни в проект соглашения о предоставлении субсидий не включены, а, следовательно, не могут исключать обязанность органа местного самоуправления передавать в залог муниципальное имущество в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта путем проведения торгов.

Также согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 27.06.2007 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов при предоставлении государственной преференции.

Между тем Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и МУП «ГУАД» не обращались в установленном порядке в антимонопольный орган для предоставления КФХ <…>  преимущества в порядке статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предоставляя муниципальное имущество в залог в нарушение процедуры торгов, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «ГУАД» поставили КФХ <…> в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности на товарном рынке, исключило возможность иных потенциальных желающих при участии в конкурентных процедурах использовать муниципальное имущество для ведения предпринимательской деятельности.

Необходимо отметить, что 20.10.2010 за №61 и 24.12.2010 за №78 Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан изданы распоряжения об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам, заключаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в рамках целевой республиканской программы «Семейные фермы Республики Татарстан». В перечень включены автомобили, здания и сооружения.

Вместе с тем, имущество, переданное в залог ОАО «Россельхозбанк» по кредиту <…>, в утвержденный перечень не вошло. Другие муниципальные правовые акты об использовании уборочной техники в качестве обеспечения кредитных обязательств не принимались.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава МУП «ГУАД» Альметьевского района учредителем предприятия является муниципальное образование «г.Альметьевск», в лице Исполнительного комитета г.Альметьевска.

Часть 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации договор поручительства юридического лица, договор о залоге были заключены с согласия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, который не является учредителем МУП «ГУАД» Альметьевского района.

Таким образом, передача названного муниципального имущества в залог была проведена в отсутствие правовых оснований.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 19.05.2016 г. № 02/180-к было возбуждено дело №06-118/2016 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства,  что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района и КФХ <…>  является обращение Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики (вх.№4626 от 22.04.2016) с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества (уборочной техники) по договору залога между МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района (далее – МУП «ГУАД») и ОАО «Россельхозбанк» в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного главе КФХ <…>

Установлено, что Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 31.01.2011 № УП-37, проведен мониторинг отдельных вопросов распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий.

28.06.2012 МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района (далее – МУП «ГУАД») выступило поручителем и залогодателем в целях обеспечения кредита в сумме 9 000 000 рублей, предоставленного Россельхозбанком главе КФХ <…> для организации многопрофильного сельскохозяйственного комплекса в с. Новоникольск Альметьевского района.

Между МУП «ГУАД» и ОАО «Россельхозбанк» заключен договор залога, по условиям которого в залог банку передано муниципальное имущество – уборочная техника.

Кредитные обязательства перед ОАО «Россельхозбанк» <…> по договору залога не исполнил.

В этой связи по иску банка Альметьевский городской суд Республики Татарстан 23.03.2016 вынес решение о взыскании в пользу ОАО «Россельхозбанк» с <…> и МУП «ГУАД» в качестве его поручителя 10 026 168 руб., а также об обращении взыскания на залог, то есть на муниципальное имущество, закрепленное за МУП «ГУАД».

Согласно части 1 статьи 334 Гражданского кодекса РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя).

Залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание предмета залога и связанных с обращением взыскания на предмет залога и его реализацией расходов, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 337 ГК РФ).

На основании части 1 статьи 348 ГК РФ взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.

Согласно части 1 статьи 349 Гражданского кодекса РФ обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество. При обращении взыскания и реализации заложенного имущества залогодержателем и иными лицами должны быть приняты меры, необходимые для получения наибольшей выручки от продажи предмета залога.

Таким образом, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств КФХ <…> по кредитному договору ОАО «Россельхозбанк»  вправе обратить взыскание на уборочную технику, являющуюся муниципальной собственностью, для удовлетворения своих требований.

02 июля 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 20.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.05.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – закон 108-ФЗ), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества».

В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договора аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Реализация предмета залога опосредованно повлечет переход правомочий собственника, в том числе владения и пользования, третьему лицу.

Таким образом, заключение договора залога недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта без проведения торгов является нарушением действующего законодательства.

Согласно рекомендациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по стимулированию строительства семейных ферм в сельской местности, а также о софинансировании строительства семейных ферм  (№04/1-1199 от 07.04.2011 и 04/1-3642 от 20.10.2010) Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района было рассмотрено заявление КФХ <…> о включении его в программу «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2010-2012 годы для развития свиноводства на совещании (протокол №75 от 04.08.2011).

По результатам рассмотрения заявления в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района было направлено ходатайство о включении <…> в программу «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2010-2012 годы для развития свиноводства, а <…> дан ответ с разъяснениями о порядке участия в программе «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан» и получения кредита в банке.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по программе «Развитие семейных животноводческих ферм в Республике Татарстан на 2012-2014 годы» №1-1 КК СЖФ от 5-6 сентября 2012 года кандидатура <…> была согласована на предоставление грантов по программе «Развитие семейных ферм по Республике Татарстан на 2012-2014 годы».

Порядок проведения конкурса определён Приказом Минсельхозпрода РТ от 17.07.2012 №122/2-ПР «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в Ведомственной программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан на 2012-2014 годы».

В соответствии с протоколом республиканского совещания ПР-3 от 14.01.2012, проведенного Президентом Республики Татарстан главам муниципальных образований было рекомендовано предусмотреть в бюджетах муниципальных районов на 2012 год средства на поддержку строительства семейных ферм при  наличии дополнительных доходов в ходе исполнения местных бюджетов.

В целях реализации вышеуказанного протокола Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ принято Постановление №3540 от 10.10.2012 года «О предоставлении субсидии из бюджета Альметьевского муниципального района на возмещение части затрат по строительству (реконструкции) животноводческих ферм в Альметьевском муниципальном районе».

Также во исполнение Протокола №ПР-3 от 14.01.2012 Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (на исх. №04/1-464 от 07.02.2012) Исполнительным комитетом района была предоставлена информация о том, что средства на поддержку строительства семейных ферм в бюджете района на 2012 год не предусмотрены.

Для поддержки участников программы предусматривается обеспечение залогом муниципального имущества при получении кредитов.

Вместе с тем положения о возможности передачи государственного имущества в залог с целью поддержки строительства семейных ферм ни в документацию о проведении конкурса, ни в Положение о предоставлении субсидии из бюджета Альметьевского муниципального района на возмещение части затрат по строительству (реконструкции) животноводческих ферм в Альметьевском муниципальном районе, ни в проект соглашения о предоставлении субсидий,  не включены, а, следовательно, не могут исключать обязанность органа местного самоуправления передавать в залог муниципальное имущество в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта путем проведения торгов.

Также согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом возможно без проведения торгов при предоставлении государственной преференции.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными преференциями понимается предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных гарантий.

Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Между тем Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района не обращались в установленном порядке в антимонопольный орган для предоставления КФХ <…>  преимущества в порядке статьи 19 Закона о защите конкуренции, поэтому указанное изъятие из требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции также не может быть применено к рассматриваемому нарушению.

Предоставляя муниципальное имущество в залог в нарушение процедуры торгов Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района поставили КФХ <…> в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности на товарном рынке, исключило возможность иных потенциальных желающих при участии в конкурентных процедурах использовать муниципальное имущество для ведения предпринимательской деятельности.

Вместе с тем предоставление кредита, обеспеченного залогом муниципального имущества, позволило КФХ <…> получить кредитные средства для организации многопрофильного сельскохозяйственного комплекса в с. Новоникольск Альметьевского района. Тем самым предоставление имущества в залог обеспечило более выгодные условия получения кредита для осуществления предпринимательской деятельности, при этом отсутствие имущества в залоге исключает возможность предоставления кредита.

Предметом залога является имущество казны Альметьевского муниципального района, а не КФХ <…>

Поэтому, обеспечив кредитные обязательства залогом муниципального имущества, КФХ <…> гарантированно получил кредит на необходимых условиях и возможность не отвечать по кредитным обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения.

Более того, отсутствие собственного имущества в залоге позволило КФХ <…> свободно без ограничений использовать его в своей предпринимательской деятельности и получать потенциальную прибыль. 

Иные хозяйствующие субъекты для получения кредитов на осуществление строительной деятельности и выполнение строительно-монтажных работ вынуждены предоставлять в залог собственное имущество, что сокращает их присутствие на товарном рынке строительной деятельности, препятствует расширению их предпринимательской деятельности, и, как следствие, ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок.

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на основании заключенного антиконкурентного соглашения КФХ <…> был поставлен Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности на товарном рынке и привело или могло к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Передача муниципального имущества в залог отдельному хозяйствующему субъекту может при ненадлежащем исполнении обязательств по кредитному договору повлечь изъятие имущества из муниципальной собственности, а, следовательно, может причинить значительный ущерб бюджету муниципального образования и создаст угрозу прекращения деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района.

Необходимо отметить, что кредитные обязательства перед ОАО «Россельхозбанк» <…> по договору залога не исполнил.

В этой связи по иску банка Альметьевский городской суд Республики Татарстан 23.03.2016 года вынес решение о взыскании в пользу ОАО «Россельхозбанк» с <…> и МУП «ГУАД» в качестве его поручителя 10 026 168 руб., а также об обращении взыскания на залог, то есть на муниципальное имущество, закрепленное за МУП «ГУАД».

Более того, 20.10.2010 за № 61 и 24.12.2010 за № 78 исполкомом района изданы распоряжения об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам, заключаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в рамках целевой республиканской программы «Семейные фермы Республики Татарстан». В перечень включены автомобили, здания и сооружения.

Вместе с тем, имущество, переданное в залог ОАО «Россельхозбанк» по кредиту <…>, в утвержденный перечень не вошло. Другие муниципальные правовые акты об использовании уборочной техники в качестве обеспечения кредитных обязательств не принимались.

В соответствии с п.3.1 Устава МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района учредителем предприятия является муниципальное образование «город Альметьевск», в лице Исполнительного комитета г. Альметьевска.

Часть 2 статьи 295 ГК РФ устанавливает, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации договор поручительства юридического лица, договор о залоге были заключены с согласия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, который не является учредителем МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района.

Таким образом, передача названного муниципального имущества в залог была проведена в отсутствие правовых оснований.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела №06-118/2016 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Альметьевска на основании решения Альметьевского горсовета от 25.01.2011 № 26 «О передаче части полномочий муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», решения Альметьевского районного Совета от 25.01.2011 № 48 «О принятии части полномочий муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» переданы Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан.

Таким образом, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района при согласовании сделок МУП «ГУАД» по передаче имущества в залог и заключении договора поручительства действовало в рамках своих полномочий.

Кроме того согласно сведениям, предоставленным АО «Российский сельскохозяйственный банк» задолженность КФХ <…> перед АО «Россельхозбанк» по состоянию на 06.04.2016 года составляет в общей сумме 10 273 168,48 руб, из них срочная ссудная задолженность 3 000 000 руб., просроченная ссудная задолженность 5 398 658,88 руб., просроченные проценты 1 861 215,22 руб., просрочка комиссии за обслуживание кредита 13 294,38 руб.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Для признания органа государственной власти и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что соглашение привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Требования к порядку заключения договоров в отношении государственного имущества установлены действующим законодательством, в частности статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. Так, по общему правилу указанной нормы заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества третьим лицам, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов и аукционов на право заключения этих договоров.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Проведение торгов при передаче государственного имущества направлено на расширение возможности доступа хозяйствующих субъектов к данному ресурсу, является основной эффективного использования такого имущества и развития конкуренции. Передача государственного имущества без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

На основании изложенного, передача органом государственной власти имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства и его использование хозяйствующим субъектом в предпринимательской деятельности подтверждает наличие антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> являются нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

09.06.2016 года Комиссией Татарстанского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела №06-118/2016 (исх. № РХ-06/8123 от 10.06.2016 года) по признакам нарушения Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Татарстанским УФАС России было получено письмо с возражениями Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на заключение об обстоятельствах дела №06-118/2016 (вх.№7189 от 30.06.2016 года), в котором содержалась следующая информация.

Согласно части 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Из материалов дела следует, что предметом договора залога №126725/0003-4п от 28.06.2012 года, заключенного между МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района и ОАО «Россельхозбанк», является муниципальное движимое имущество, переданное в хозяйственное ведение МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района.

Следовательно, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан считает, что его действия по согласованию заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта не являются нарушением действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России не может согласиться с доводами Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на основании следующего.

То обстоятельство, что заложенное имущество не включено в перечень муниципального имущества в качестве залогового фонда, а также последовательность действий Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> по предоставлению муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств позволяют сделать вывод о том, что залог муниципального имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, произведен не с целью использования его для уставной деятельности МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, а с целью отчуждения муниципального имущества в обход норм законодательства, регулирующего его приватизацию.

При таких обстоятельствах Комиссия Татарстанского УФАС России считает, что предоставление муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта без проведения торгов является преференцией, предоставление которой требует предварительного согласия антимонопольного органа. Документы, подтверждающие согласие антимонопольного органа на предоставление преференции, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо КФХ <…> (вх.№7188 от 30.06.2016 года), в котором содержалась позиция КФХ <…> по существу рассматриваемого дела №06-118/2016 о нарушении антимонопольного законодательства, сообщалось о совершении действий, направленных на устранение нарушения (обращение в ОАО «Россельхозбанк» с предложением расторгнуть кредитный договор, а также определить последствия расторжения договора, включающие в том числе замену залога в виде муниципального имущества на ферму, принадлежащую на праве собственности КФХ <…>)  а также были перечислены основания признания сделки о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств КФХ <…> ничтожными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района, КФХ <…> нарушившими статью 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о передаче муниципального имущества в обеспечение кредитных обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- принять меры по освобождению от прав третьих лиц муниципального движимого имущества, обремененного залоговыми обязательствами по договору №126725/0003-4п от 28.06.2012 года в пользу ОАО «Россельхозбанк».

3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альметьевского района  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- принять меры по освобождению от прав третьих лиц муниципального движимого имущества, обремененного залоговыми обязательствами по договору №126725/0003-4п от 28.06.2012 года в пользу ОАО «Россельхозбанк».

4. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи КФХ <…>  предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- принять меры по освобождению от прав третьих лиц муниципального движимого имущества, обремененного залоговыми обязательствами по договору №126725/0003-4п от 28.06.2012 года в пользу ОАО «Россельхозбанк».

5.         Передать материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6.         Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель комиссии:      <…>

 

Члены комиссии:                  <…>

                                            <…>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны