Решение №РХ-06/9507 Решение по делу № 06-135/2016 от 12 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-135/2016

Резолютивная часть объявлена «07» июля 2016 года

Полный текст решения изготовлен «08» июля 2016 года

Исх. РХ-06/9507 от 08.07.2016 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:     <…>;

Члены комиссии:                 <…>;

                                          <…>;

с участием при рассмотрении дела №06-135/2016:

- представителя ответчика Министерства культуры Республики Татарстан по доверенности № 53-16 от 14.03.2016 года - <…>,

- представителя ответчика ГАУК «Казанский государственный цирк» по доверенности №19/д  от 06.07.2016 года - <…>,

-  представителя ответчика ГАУК «Казанский государственный цирк» по доверенности № 16АА 2771898 от 06.07.2015 г. – <…>,

- представителя заинтересованного лица ООО «Пентакль» по доверенности № 9 от 24.06.2016 г. – <…>,

рассмотрев дело №06-135/2016 по признакам нарушения Министерством культуры Республики Татарстан и ГАУК «Казанский государственный цирк» части   1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непринятии мер по пресечению использования ООО «Пентакль» помещений ГАУК «Казанский государственный цирк» без правоустанавливающих документов, в нарушение условий договора №014-2331 от 01.02.2012 г.

Установила:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29.12.2015 № 02/849-пр «О проведении внеплановой выездной проверки» и приказа от 21.01.2016 № 02/20-пр «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки» проведена внеплановая проверка в отношении Министерства культуры Республики Татарстан.

В ходе проведения контрольных мероприятий были установлены следующие обстоятельства.

Между ГАУК «Казанский государственный цирк» и ООО «Пентакль» был заключен договор аренды государственного имущества № 014-2331 от 01.02.2012 года.

Согласно данному договору ООО «Пентакль» принимает в аренду помещения, расположенные по адресу: РТ, г.Казань, пл. Тысячелетия, 2, общей площадью 81,31 кв.м. В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды № 014-2331 от 01.02.2012 года срок аренды устанавливается с 01.02.2012 г. по 31.12.2012 г.

Арендная плата за пользование имуществом установлена в сумме 22959 руб. в месяц без учета НДС.

Разрешенное использование под осуществление торговой деятельности и складские помещения.

По окончании срока действия договора аренды №014-2331 от 01.02.2012г. между ГАУК «Казанский государственный цирк» и  ООО «Пентакль» заключаются:

- дополнительное соглашение №1 о продлении срока действия договора аренды №014-2331 с 01.01.2013 по 30.11.2013 гг.

- дополнительное соглашение №2 о продлении срока действия договора аренды №014-2331 с 01.12.2013 по 31.10.2014 гг.

- дополнительное соглашение №3 о продлении срока действия договора аренды №014-2331 с 01.11.2014 по 30.09.2015 гг.

- дополнительное соглашение №4 от 01.10.2015 г. об изменении срока действия договора аренды государственного имущества   №014-2331 с 01.10.2015 по 31.08.2016 гг.

В соответствии с техническим планом помещения (прикреплен к договору аренды №014-2331 от 01.02.2012 г.)  ГАУК «Казанский государственный цирк»  передал ООО «Пентакль» часть нежилого помещения под осуществление двух торговых точек, где площадь первой торговой точки составляет 39,71 кв.м., площадь второй торговой точки составляет 41,6 кв.м.

При этом важно отметить, что в соответствии с условиями договора ООО «Пентакль» должно занимать два помещения 39,71 и 41,6 кв.м. соответственно в фойе ГАУК «Казанский государственный цирк».

Вместе с тем, с выездом на место ГАУК «Казанский государственный цирк» установлено, что фактически занимаемые арендатором ООО «Пентакль» части нежилой площади ГАУК «Казанский государственный цирк» (торговые точки) разбиты на 24 торговые точки (7 торговых точек расположены в подвале и 17 торговых точек расположены в фойе), что не соответствует условиям договора аренды №014-2331 от 01.02.2012 г.

Соответственно, ООО «Пентакль» занимает помещения по всему периметру площади ГАУК «Казанский государственный цирк» в нарушение условий договора аренды помещений, что ставит данного арендатора в преимущественное положение, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности претендовать на используемые торговые площади на равных условиях.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 10.06.2016 г. № 02/214-к было возбуждено дело №06-135/2015 по признакам нарушения Министерством культуры Республики Татарстан и ГАУК «Казанский государственный цирк» части   1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непринятии мер по пресечению использования ООО «Пентакль» помещений ГАУК «Казанский государственный цирк» без правоустанавливающих документов, в нарушение условий договора №014-2331 от 01.02.2012 г., что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

Между ГАУК «Казанский государственный цирк» и ООО «Пентакль» был заключен договор аренды государственного имущества № 014-2331 от 01.02.2012 года.

Согласно данному договору ООО «Пентакль» принимает в аренду помещения, расположенные по адресу: РТ, г.Казань, пл. Тысячелетия, 2, общей площадью 81,31 кв.м. В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды № 014-2331 от 01.02.2012 года срок аренды устанавливается с 01.02.2012 г. по 31.12.2012 г.

Арендная плата за пользование имуществом установлена в сумме 22959 руб. в месяц без учета НДС.

Разрешенное использование под осуществление торговой деятельности и складские помещения.

По окончании срока действия договора аренды №014-2331 от 01.02.2012г. между ГАУК «Казанский государственный цирк» и  ООО «Пентакль» заключаются:

- дополнительное соглашение №1 о продлении срока действия договора аренды №014-2331 с 01.01.2013 по 30.11.2013 гг.

- дополнительное соглашение №2 о продлении срока действия договора аренды №014-2331 с 01.12.2013 по 31.10.2014 гг.

- дополнительное соглашение №3 о продлении срока действия договора аренды №014-2331 с 01.11.2014 по 30.09.2015 гг.

- дополнительное соглашение №4 от 01.10.2015 г. об изменении срока действия договора аренды государственного имущества   №014-2331 с 01.10.2015 по 31.08.2016 гг.

В соответствии с техническим планом помещения (прикреплен к договору аренды №014-2331 от 01.02.2012 г.)  ГАУК «Казанский государственный цирк»  передал ООО «Пентакль» часть нежилого помещения под осуществление двух торговых точек, где площадь первой торговой точки составляет 39,71 кв.м., площадь второй торговой точки составляет 41,6 кв.м.

При этом важно отметить, что в соответствии с условиями договора ООО «Пентакль» должно занимать два помещения 39,71 и 41,6 кв.м. соответственно в фойе ГАУК «Казанский государственный цирк».

Вместе с тем, с выездом на место ГАУК «Казанский государственный цирк» установлено, что фактически занимаемые арендатором ООО «Пентакль» части нежилой площади ГАУК «Казанский государственный цирк» (торговые точки) разбиты на 24 торговые точки (7 торговых точек расположены в подвале и 17 торговых точек расположены в фойе), что не соответствует условиям договора аренды №014-2331 от 01.02.2012 г.

Соответственно, ООО «Пентакль» занимает помещения по всему периметру площади ГАУК «Казанский государственный цирк» в нарушение условий договора аренды помещений, что ставит данного арендатора в преимущественное положение, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности претендовать на используемые торговые площади на равных условиях.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.        

При условиях здоровой и справедливой конкуренции, ООО «Пентакль» должно иметь доступ к получению государственного имущества на конкурентном рынке на равных основаниях с другими хозяйствующими субъектами (физическими лицами).

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Соответственно, в действиях Министерства культуры Республики Татарстан и ГАУК «Казанский государственный цирк»  усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непринятии мер по пресечению использования ООО «Пентакль» помещений ГАУК «Казанский государственный цирк» без правоустанавливающих документов, в нарушение условий договора №014-2331 от 01.02.2012 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании вышеизложенного, действия Министерства культуры Республики Татарстан и ГАУК «Казанский государственный цирк»  являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непринятии мер по пресечению использования ООО «Пентакль» помещений ГАУК «Казанский государственный цирк» без правоустанавливающих документов, в нарушение условий договора №014-2331 от 01.02.2012 г.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

Татарстанским УФАС России было выдано два предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№РХ-06/4447 от 31.03.2016 г., исх. №РХ-06/4449 от 31.03.2016 г.), на основании которых Министерству  культуры Республики Татарстан и ГАУК «Казанский государственный цирк»  необходимо было прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно обеспечить использование ООО «Пентакль» нежилых помещений, расположенных по адресу: РТ, г.Казань, пл. Тысячелетия, 2, общей площадью 81,31 кв.м. в соответствии с условиями договора №014-2331 от 01.02.2012 г. 

15.04.2016 г. в адрес Татарстанского УФАС от Министерства культуры РТ поступило письмо (вх. № 4270 от 15.04.2016 г.) об издании приказа № 270 от 04.04.2016 г. «Об исполнении предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 31.03.2016 № РХ-06/4447», предписывающий должностное лицо ГАУК «Казанский государственный цирк»  прекратить использование ООО «Пентакль» помещений Казанского цирка в нарушение условий договора № 014-2331 от 01.02.2012 г.

Во исполнение приказа Министерства культуры Республики Татарстан № 270 от 04.04.2016 г. должностное лицо ГАУК «Казанский государственный цирк» сообщило, что размещение торговых точек в фойе цирка было нарушено в связи с вышедшей из строя электропроводкой и подтеканием воды с купола в фойе цирка.

Кроме того, должностное лицо Казанского цирка с целью недопущения указанного нарушения установило ряд мероприятий, включающих в себя:

- создание комиссии для контроля занимаемых площадей арендаторами в соответствии с условиями договоров;

- проведение установки границ арендуемых площадей;

- проведение ежемесячных проверок соответствия занимаемых площадей.

Следует отметить, что  Министерством культуры Республики Татарстан в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо с фотоматериалами (вх.  6157 от 06.06.2016 г.), подтверждающее использование ООО «Пентакль» нежилых помещений, расположенных по адресу: РТ, г.Казань, пл. Тысячелетия, 2, общей площадью 81,31 кв.м. в соответствии с условиями договора №014-2331 от 01.02.2012 г.

Представленные документы являются достаточным доказательством надлежащего исполнения двух предупреждений Татарстанского УФАС России (исх.№РХ-06/4447 от 31.03.2016 г., исх. №РХ-06/4449 от 31.03.2016 г.), в связи с чем, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу №06-135/2016 подлежит прекращению. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Прекратить рассмотрение дела №06-135/2016 в отношении Министерства культуры Республики Татарстан и ГАУК «Казанский государственный цирк»  по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с исполнением двух предупреждений Татарстанского УФАС России о необходимости прекращения действий (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.    

Председатель комиссии:                                                                           <…>

Члены комиссии:                                                                                       <…>

                                                                                                                 <…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны