Решение №РХ-08/15121 Решение по делу №08-138/2018 о нарушении законодательства Р... от 25 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №РХ-08/15121 от 25.09.2018 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 08-138/2018, возбужденное по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона «О рекламе»), в отношении ООО «Информационные системы» (420036, РТ, г. Казань, ул. Лядова, д.5, ИНН/КПП 1657010215/166101001, ОГРН 1021603881969, дата регистрации юридического лица: до 01.07.2002) и ООО «Ника Медиа» (420080, РТ, г. Казань, ул. Ибрагимова, д.48, офис 4; ИНН/КПП 1658187984/165801001, ОГРН 1161690064513, дата регистрации юридического лица: 10.02.2016 г.), при распространении в эфире «БИМ-РАДИО» рекламы финансовых услуг,

в присутствии представителя по доверенности ООО «Информационные системы» – <…> (доверенность №01/03/2018 от 01.03.2018 г.),

в присутствии представителя по доверенности ООО «Ника Медиа» – <…> (доверенность б/н от 01.01.2018 г.)

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга сотрудниками Татарстанского УФАС России на предмет соблюдения Закона «О рекламе»  установлен факт распространения рекламы на радио ООО «Информационные системы» («БИМ-РАДИО») финансовых услуг следующего содержания: «Рено Дастр обходит соперника и бьет прямо в цель. Выгода до 230 000 тысяч рублей целый год Каско в подарок…» которая транслировалась 18 апреля 2018 г. с 19:30 мск по 20:00 мск.,  что имеет признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Определением от 12.07.2018г. о возбуждении дела №08-138/2018 рассмотрение дела было назначено на 01.08.2018г.

На рассмотрение дела ООО «Ника Медиа» не явилось. В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела, ввиду отсутствия ООО «Ника Медиа» Комиссией вынесено определение от 01.08.2018г. о продлении срока рассмотрения дела №08-138/2018 по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе. Заседание Комиссии было назначено на 05.09.2018г. в 09 час. 00 мин.

Согласно ответу на запрос ООО «Информационные системы» («БИМ-РАДИО»)  (Вхд. № 7086 от 03.05.2018)  была представлена аудиозапись вышеуказанного рекламного ролика, а также договор на оказание услуг №7 от 01.03.2016г. между ООО «Ника Медиа» (Заказчик) и ООО «Элсми» (Исполнитель). В соответствии с п. 1.1 договора Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по размещению в г. Казань на частоте 102,8 FM (радиопрограмма «Бим радио»)  рекламной информации, предоставленной Заказчиком, согласно утвержденной Сторонами сетки вещания, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить вышеуказанные услуги в порядке и на условиях, определенных Договором.

Согласно п. 3.3. Исполнитель вправе отказать Заказчику в размещении рекламного материала, если это размещение или информация, содержащаяся в рекламном материале приведет к нарушению законодательства Российской Федерации

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В вышеуказанной рекламе часть существенной информации, имеющую особую важность для слушателей радио и потенциальной для потребителей затруднительна для понимания, так как скорость проговариваемых в рекламе условий является быстрой, а именно вышеуказанная реклама:

- не содержит наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющую данную деятельность;

- не содержит все условия, влияющие на полную стоимость кредита, а именно: сумму кредита (займа), срок действия данного договора, возврат кредита (займа), валюту в которой предоставляется кредит (займ), процентную ставку в процентных годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.  

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 3 статьи 28  Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 1 письма ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг" по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Таким образом, рекламодатель умышленно создал условия, при которых не представляется возможным получить полную информацию о существенных условиях выдачи займа (кредита), которые могут повлиять на стоимость финансовой услуги.

Согласно письму ФАС России №РП/54390/18 от 16.07.2018г. «О применении положений части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» в случае, если фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Указанная позиция применима и к информации, представленной в рекламном ролике в форме звука.

В Законе «О рекламе» не содержится положений, устанавливающих обязательные к темпу речи, допустимого к использованию в рекламе.

Однако в силу части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение.

При этом то обстоятельство, что нормами Закона «О рекламе» не установлен темп речи, допустимый к использованию в рекламе, не свидетельствует о том, что такой темп речи может быть любым, поскольку информация в рекламе, распространяемая в такой форме, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

С учетом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, может свидетельствовать о том, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемого товара (услуги).

По мнению ФАС России, представленная Татарстанским УФАС России аудиозапись рекламы, распространяемой в эфире «БИМ-РАДИО», с текстом: «Рено Дастр обходит соперника и бьет прямо в цель. Выгода до 230 тысяч рублей, целый год КАСКО в подарок…» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», поскольку, несмотря на формальное указание в рекламе сведений о существенных условиях приобретения указанного товара (о сроках действия акции и об ограничении количества товара), фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются (отсутствуют).

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, в данном случае – ООО «Ника Медиа».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, признается ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

Из положения  части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных  частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и  рекламораспространитель. Рекламораспространителем  является ООО «Информационные системы».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу финансовых услуг, распространенную на радио ООО «Информационные системы» («БИМ-РАДИО») следующего содержания: «Рено Дастр обходит соперника и бьет прямо в цель. Выгода до 230 000 тысяч рублей целый год Каско в подарок…», которая транслировалась 18 апреля 2018 г. с 19:30 мск по 20:00 мск., не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе»

ООО «Информационные системы» (420036, РТ, г. Казань, ул. Лядова, д.5, ИНН/КПП 1657010215/166101001, ОГРН 1021603881969, дата регистрации юридического лица: до 01.07.2002) и ООО «Ника Медиа» (420080, РТ, г. Казань, ул. Ибрагимова, д.48, офис 4; ИНН/КПП 1658187984/165801001, ОГРН 1161690064513, дата регистрации юридического лица: 10.02.2016.) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны