Решение №РХ-08/8278 Решение по делу №08-87/2015 по признакам нарушения законодат... от 29 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-87/2015 по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

Исх. РХ-08/8278 от 29.05.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №08-87/2015, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения на входных дверях по адресам: г. Казань, ул. Николая Ершова, 78б и г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 94 рекламных плакатов, с текстом: «…0% на 5 дней…5-15% на месяц…авто ломбард от 4% под залог недвижимости…», с признаками нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представителя индивидуального предпринимателя <…> (, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – <…>) по доверенности №б/н от 01.02.2015 г. <…>

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление, Татарстанское УФАС России) через государственную информационную систему «Народный контроль» поступили обращения гражданина (вх. №158/ж от 29.01.2015г. и вх. №157/ж от 29.01.2015г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на входных дверях по адресам: г. Казань, ул. Николая Ершова, 78б и г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 94 рекламных плакатов, с текстом: «…0% на 5 дней…5-15% на месяц…авто ломбард от 4% под залог недвижимости…», содержащих признаки нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе).

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В ходе изучения имеющихся материалов Управлением установлено, что предпринимательскую деятельность на объектах, расположенных по вышеуказанным адресам, осуществляет индивидуальный предприниматель Манаков Владимир Викторович.

По итогам проведенной проверки 29 марта 2015 года Татарстанским УФАС России в отношении рекламодателя – ИП <…>., было возбуждено дело №08-87/2015 по признакам нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе. Рассмотрение дела было назначено на 28 апреля 2015 года.

В ходе состоявшегося заседания Комиссии представитель <…> правонарушения признал, представил письменные пояснения ИП <…>. в которых последний сообщает, что рассматриваемые рекламные плакаты были напечатаны усилиями сотрудников и макет, ровно как и само размещение, согласовано не было. Договор на изготовление рекламных плакатов не заключался. По данному факту проведена разъяснительная беседа, к сотрудникам, которые разместили рекламные плакаты без согласования применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-87/2015, приходит к следующим выводам.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.

В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация на плакатах, размещенных на входных дверях по адресам: г. Казань, ул. Николая Ершова, 78б и г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 94 с текстом: «…0% на 5 дней…5-15% на месяц…авто ломбард от 4% под залог недвижимости…» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Закона о рекламе подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов, при этом реклама услуг по предоставлению потребительских кредитов не входит в сферу регулирования указанной нормы.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

В соответствии с п. 1 ст. 358 Гражданского кодекса  РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями — ломбардами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, в качестве ломбарда могут выступать только зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица в виде ООО, ЗАО, ОАО и иные. Индивидуальные предприниматели не могут заниматься деятельностью ломбарда.

Согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. №АД/30890/14, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение части 13 статьи 28 названного закона несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

Признать рекламу, распространявшуюся на входных дверях по адресам: г. Казань, ул. Николая Ершова, 78б и г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 94 с текстом: «…0% на 5 дней…5-15% на месяц…авто ломбард от 4% под залог недвижимости…» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Выдать индивидуальному предпринимателю <…> дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – <…>) предписание о прекращении нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «11» мая 2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны