Определение №РХ-08/8599 Определение о возбуждении дела № 08-181/2015 по признакам на... от 29 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела № 08-181/2015 по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

РХ-08/8599 от 03.06.2015

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> рассмотрев материалы в отношении индивидуального предпринимателя Казаковой Натальи Александровны (ИНН 550407796279) по фактуразмещения по адресу г. Казань, ул. Академика Парина, д. 8 на вывеске питейного заведения с текстом «Пивоман. Фирменный магазин» объемного короба с изображением бокала с напитком желтого цвета, имеющего сходство с пивом, надписью «Пивоман. П.М.», а также колосьями ячменя в нижней части, содержащего признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

Установил:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС) в ходе мониторинга средств наружной рекламы в рамках предоставленных статьей 33 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе) полномочий установлен факт размещения по адресу г. Казань, ул. Академика Парина, д. 8 на вывеске питейного заведения с текстом «Пивоман. Фирменный магазин» объемного короба с изображением бокала с напитком желтого цвета, имеющего сходство с пивом, надписью «Пивоман. П.М.», а также колосьями ячменя в нижней части, содержащего признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе. 2

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 названного закона, реклама алкогольной продукции (пива), не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В ходе проведенной проверки должностными лицами Татарстанского УФАС России установлено, что деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет индивидуальный предприниматель Казакова Наталья Александровна (ИНН 550407796279).

При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление руководствовалось следующим.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе определено, что данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Исходя из норм пункта 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Вместе с тем, пунктом 16 Письма Президиума ВАС РФ №37 разъясняется, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

При анализе судебной практики обнаруживается, что суды придерживаются позиции, согласно которой размещение на вывеске кружки с напитком желтого цвета является нарушением рекламного законодательства. Как пример такой позиции можно рассматривать Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2011 N А19-8855/10, в котором суд определил, что изображение на вывеске питейного заведения кружки с напитком желтого цвета является рекламой пива, так как ресторан является пивным, что приводит к ассоциации указанного напитка с пивом. Кроме того, из судебной практики следует, что указание наименования «пивной ресторан» является фактом привлечения внимания как к 3

самому ресторану, так и к пиву, реализуемому в нем. Данная позиция находит свое отражение в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 N 17АП-13674/2010-АК, в котором суд определил, что при указании наименования «пивной ресторан» данная организация должна разместить предупреждение о вреде пива.

Таким образом, не подпадает под действие рекламного законодательства только та часть информации, изображенной на вывеске, которую организация обязана разместить в силу закона, - наименование организации, ее местонахождение, режим работы. Кроме того, ввиду характера заведения потребитель очевидно ассоциирует напиток янтарного цвета с пивом, которое реализуется в указанном заведении.

С учетом вышеизложенного, объемный короб с изображением бокала с напитком желтого цвета, имеющего сходство с пивом, надписью «Пивоман. П.М.», а также колосьями ячменя в нижней части, расположенный на вывеске питейного заведения с текстом «Пивоман. Фирменный магазин» по адресу г. Казань, ул. Академика Парина, д. 22 является рекламой, так как содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно вступившим в силу с 1 июля 2012 года нормам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» пиво отнесено к алкогольной продукции.

Требованиям действующего законодательства, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента отнесены к алкогольной продукции.

На территории Российской Федерации требования к рекламе алкогольной продукции устанавливаются статьей 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 закона, реклама алкогольной продукции (пива), не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, при распространении рассматриваемой рекламы в виде объемного короба с изображением бокала с напитком желтого цвета, имеющего сходство с пивом, надписью «Пивоман. П.М.», а также колосьями ячменя в нижней части, расположенного на вывеске питейного заведения с текстом «Пивоман. 4

Фирменный магазин» по адресу г. Казань, ул. Академика Парина, д. 22 были нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 названного закона ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Определил:

1. Возбудить производство по делу №08-181/2015по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле,в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе»-ИП Казакову Наталью Александровну (ИНН 550407796279);

3. Назначить дело №08-181/2015к рассмотрению на29июня2015г.в16ч.30мин.по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

4. ИП Казаковой Н.А. представить в срокдо 24июня2015 г.следующие документы и сведения:

4.1. свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя, ИНН;

4.2. паспортные данные (вторая, третья страница бланка паспорта, страница бланка паспорта с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства);

4.3. информацию о должностном лице, ответственном за размещение данной рекламы, с приложением паспортных данных (общие сведения, адрес регистрации), должностных инструкций и письменных пояснений данного лица;

4.4. договор на изготовление, размещение и распространение рассматриваемой рекламы, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение;

4.5. согласованный между рекламораспространителем и рекламодателем макет (текст) рекламы (в случае, если макет был согласован посредством переписки по электронной почте, представить скан-копии страниц интернет-браузера, отображающих содержание переписки);

4.6. письменные пояснения по делу;

4.7. прочие документы и сведения, необходимые для рассмотрения настоящего дела по существу.

Явка лиц, участвующих в деле, их законных представителей,защитников или представителей по доверенности для участия в конкретном делопроизводствепо признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на запрос информации просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации.

Сообщаем, что непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны