Решение б/н Решение по делу № 02-10/128-15, возбужденному в отношении О... от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                     

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена «14» марта 2016г.

В полном объеме решение изготовлено «16» марта 2016г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства ,  при участии представителя ООО «Томскводоканал» С. по доверенности, рассмотрев  дело № 02-10/128-15, возбужденное    в отношении ООО «Томскводоканал» (местонахождение юридического лица – ООО « Томскводоканал» - г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2)  по признакам нарушения пункта 10  части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,  

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа руководителя Томского УФАС России № 124 от 28.08.2015 г. инспекцией Томского УФАС России была проведена плановая выездная проверка  в отношении  ООО «Томскводоканал» в период с 07.09.2015г. по 02.10.2015 г.

В результате проверки было установлено, что тариф  на подключение (технологическое присоединение) к сетям холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемым ООО «Томскводоканал» установлен постановлением Администрации г. Томска 05.09.2011 № 966 на период реализации Инвестиционной программы ООО «Томскводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Томск» (далее – Инвестиционная программа), а именно на период 2011-2015 гг.

Инвестиционная программа, утвержденная решением Думы г. Томска от 05.09.2011 № 226 разработана во исполнение Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ).

Согласно ст. 12 Закона № 210-ФЗ, которая утратила силу с 30.12.2012, размер платы за подключение (технологическое присоединение) определялся как произведение тарифа на подключение (технологическое присоединение) к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Статьей 14 Закона № 210-ФЗ установлены основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, одним из которых является объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость услуг этой организации.

Объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость оказываемых ею услуг, - изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 19 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ), который внес существенные изменения в порядок расчета платы за подключение (технологическое присоединение) к системе холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно Закона № 416-ФЗ плата за подключение должна рассчитываться организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

10.11.2015 Томским УФАС России было возбуждено дело № 02-10/128-18 в отношении ООО «Томскводоканал» по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в  нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В заседание комиссии представитель ООО «Томскводоканал» нарушение не признал, и пояснил следующее. Тариф  на подключение (технологическое присоединение) к сетям холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемым ООО «Томскводоканал» установлен постановлением Администрации г. Томска 05.09.2011 № 966 на период 2011-2015 гг. согласно  Инвестиционной программы  по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Томск», которая  была разработана во исполнение Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

С 1 января 2013 года вступил в силу Закон № 416-ФЗ, который внес  новый порядок расчета платы за подключение (технологическое присоединение) к системе холодного водоснабжения и водоотведения. Частью 6 статьи 42 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.  Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжение и водоотведение» не  предусмотрена обязанность организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение обращаться в орган тарифного регулирования с заявлением об изменении тарифа на подключение (технологического подключения). ООО «Томскводоканал» устно  обращалось в Департамент тарифного регулирования Томской области с консультацией по изменению тарифа на подключение (технологическое присоединение) и получило ответ об отсутствии обязанности  изменить тариф.

Комиссией Томского УФАС России  к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела был привлечен Департамент тарифного регулирования Томской области. Определением от 13.01.2016  Департаменту тарифного регулирования Томской области предлагалось представить в Томское УФАС России письменное пояснение по  вопросу: имелась ли обязанность у ООО «Томскводоканал»  с 01.01.2013 обратиться в орган тарифного регулирования с заявлением об изменении тарифа на подключение (технологического присоединения) в связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжение и водоотведение» и отменой Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Департамент тарифного регулирования Томской области в своих пояснениях от 28.01.2016 № 53-02-0119 указал, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ (в редакции от 19.07.2011) период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ).  В связи с чем, утвержденные тарифы на подключение действовали и подлежали применению в период с 2011 по 2015 годы. В заключительных положениях Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ не установлена обязанность  организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, обращаться в орган государственного регулирования цен (тарифов) субъекта РФ с заявлением о пересмотре ранее утвержденных тарифов на подключение.

Руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции»  Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 02-10/128-15  подготовила и вручила ООО «Томскводоканал» заключение об обстоятельствах дела ООО «Томскводоканал», в котором обосновала свою позицию по факту нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 ООО «Томскводоканал», не согласившись с заключением об обстоятельствах дела,  представило возражение, подтвердив свою позицию по отсутствию обязанности  организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение обращаться в орган тарифного регулирования с заявлением об изменении тарифа на подключение (технологического подключения) в связи с вступлению в законную силу Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжение и водоотведение».

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

По результатам  проведенного обзора   состояния конкуренции на рынке услуг холодного водоснабжения в географических границ сетей, которые находятся у ООО «Томскводоканал» в собственности, в аренде или иных законных основаниях на территории г. Томска от 18.02.2016 установлено,что ООО «Томскводоканал» является субъектом  естественной монополии в обзоре продуктовых и географических границах товарного рынка.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26. 07. 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Томскводоканал» занимает домирующее положение на рынке холодного водоснабжения  в географических границах сетей, которые находятся у  ООО «Томскводоканал» в собственности, в аренде или иных законных основаниях на территории г. Томска.

Период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (ч.ч. 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ),  для ООО «Томскводоканал»  период действия установленного тарифа на подключение (технологическое присоединение) к сетям холодного водоснабжения и водоотведения  - это  период реализации Инвестиционной программы 2011-2015 гг.

В связи с отсутствием в заключительных положениях Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ  обязанности  организаций, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, обращаться в орган государственного регулирования цен (тарифов) субъекта РФ с заявлением о пересмотре ранее утвержденных тарифов на подключение, инвестиционной программы, у ООО «Томскводоканал» отсутствовала обязанность обращаться в орган государственного регулирования цен (тарифов) субъекта РФ с заявлением о пересмотре ранее утвержденных тарифов на подключение. Следовательно, ООО «Томскводоканал»  не совершало действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг  водоснабжения  путем  нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39,  ст. 41, п.1 ч. 2 ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

         Производство по делу № 02-10/128-15, возбужденное в отношении  ООО «Томскводоканал» прекратить в связи отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии:                                                                 И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии:                                                                              М.А. Лунева

                                                                                                       

                                                                                                          Л.М. Рыжкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны