Решение б/н Решение по делу № 02-10/133-15, возбужденному в отношении П... от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «14» января 2016г.

В полном объеме решение изготовлено «27» января 2016г. 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии -  Бутенко Игорь Васильевич – заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности,

членов Комиссии: Луневой Марины Андреевны – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Людмилы Михайловны - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя ПАО «Томскэнергосбыт»   Г. по доверенности, заявителя Б. и представителя заявителя,  представителя ООО «Горсети» Л. по доверенности,  рассмотрев  дело № 02-10/133-15, возбужденное в отношении ПАО «Томскэнергосбыт»  (юр.адрес: 634034, г. Томск, ул. Котовского, 19) по признакам нарушения     части 1 статьи  10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступило заявление гр. Б.,  в котором указано на неправомерности действий ПАО «Томскэнергосбыт» по факту начисления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирном доме в период с января 2013года по настоящее время, а также, заявитель указывает на то, что  ОДПУ в доме установлен в  отсутствии  согласия собственников на его установку, поэтому не может приниматься к расчету за потребленную энергию.

Заявитель также в заявлении указывает, что  ПАО «Томскэнергосбыт»  производит расчет платы за потребленную элекроэнергию на ОДН по формуле 12 п. 13 приложения 2  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  6 мая 2011 г. № 354  (далее - Правила  № 354).  Пунктами 42,46,59 Правил, п. 13 приложения № 2 Правил указано на обязанность исполнителей коммунальной      услуги рассчитывать объем потребленной коммунальной услуги по формулам, утвержденным в приложении № 2 Правил. Только   рассчитанный  в соответствии с  этой формулой  объем потребленной коммунальной услуги можно корректировать в порядке  предусмотренном Правилами.  Для расчетов потребления коммунальной услуги в жилых помещениях, оборудованных ИДПУ можно применить только три способа: по показаниям ИПУ, по нормативу и посреднему. (п. 59 правил). Только исчисленные в соответствии с Правилами показания ИПУ можно применять для расчета для ОДН.

По мнению заявителя, ПАО «Томскэнергосбыт» в нарушении установленного порядка,  вначале сторнирует (уменьшает) показания приборов учета, затем сторнированный объем, в нарушении Правил, использует для расчета. В итоге в квитанциях на оплату отображается заведомо ложная информация, входящая в заблуждение потребителей. В п. 13 приложения № 2 Правил  в формуле 12 указана обязанность производить начисления за потребленную электроэнергия в жилых помещениях только по показаниям ИПУ или в порядке п.59 Правил- по среднему.

Согласно п. 61 Правил  № 354  «Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Также в заявлении указано, что прибор ОДПУ, установленный на доме, нельзя признавать расчетным для ОДН, так как собрание собственников многоквартирного жилого дома по пер. Нечевский, 18А по установке ОДПУ не проводилось, решения об установке не принималось. Прибор ОДПУ установлен с нарушением сроков, установленных ст. 13 Федерального закона № 261 –ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 261-ФЗ), ст. 36 Жилищного кодекса РФ. 

18.11.2015  Томским  УФАС России в отношении ПАО «Томскэнергосбыт»  было возбуждено дело № 02-10/133-15 по признакам нарушения   части 1 статьи  10 Федерального закона «О защите конкуренции». Дело было назначено на 04.12.2015.

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее.

Приказом Томского УФАС России от 30.10.2009 № 252/70 ОАО «Томская энергосбытовая компания» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих     долю на рынке определённого товара более 35% по услуге купля-продажа  электрической энергии в географических границах Томской области, за исключением электрических сетей ООО «Горсети», т.е. ОАО «Томскэнергосбыт» на указанном рынке занимает доминирующее положение,  так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закон «О защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для жителей дома по адресу г. Томск, пер. Нечевский, 18а  исполнителем услуг по предоставлению электроэнергии является ПАО «Томскэнергосбыт».

В заседание комиссии 04.12.2015 заявитель свои требования поддержал и представил дополнение к заявленным требованиям – это расчет,  по которому за период с января 2013г. до мая 2014г. дом потребил по показаниям ОДПУ 52782,8 кВт, а ПАО «Томскэнергосбыт» начислило к оплате 58333,78 кВт, то есть на 5551 кВт больше. Заявитель указывает, что в доме общая площадь квартир равна общей площади дома -220,6 кв.м., однако ПАО «Томскэнергосбыт» применяет площадь -159,4 кв.м., неверно указывает площадь третьей квартиры- 48,0 кв.м.,  фактически-109,2 кв.м.  Письмом ООО «УК «Жилище» от 24.06.2008 № 115-673 подтверждает, что в доме отсутствует МОП.

В заседание комиссии представитель  ПАО «Томскэнергосбыт» озвучил свои письменные пояснения, указав, что начисления по ОДН в доме производятся согласно  формуле 12 п. 13 приложения 2  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.     В своем Решение Кировский районный суд г. Томска от 15.01.2015 по иску гражданина А., проживающему в этом доме указал, что расчет объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды производится ПАО «Томскэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством с учетом показаний ОДПУ и ИПУ, установленных в доме по адресу: г. Томск, пер. Нечевский, 18а, на основании соответствующей формулы приложения 2  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  6 мая 2011 г. № 354.  Кроме того, положения пунктов 31,61 Правил 354 фактически предоставляют возможность, производить перерасчет ОДН в случае изменения показаний индивидуальных приборов учета. Правила предоставления коммунальных услуг не содержат прямого запрета производить перерасчет платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, в случае изменения объемов потребления таких изменений. В  случае, если первоначальный размер платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, исчислен обществом в меньшей размере, чем после произведенного на основании достоверных, актуализированных показаний индивидуальных приборов учета, ПАО «Томскэнергосбыт» имеет право на получение оплаты за предоставленную им коммунальную услугу на ОДН в фактически принятом объеме потребителя. По площадям квартир и всего дома, ПАО «Томскэнергосбыт» поясняет, что расчет производят по имеющим  сведениям.

Комиссия решила дело № 02-10/133-15 отложить на 14.01.2016 и привлечь к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела ООО «Горсети» и ООО «Жилремсервес».

В заседании комиссии представитель ООО «Горсети»  пояснил, что 09.03.2011 в доме по пер. Нечевский, 18а  был установлен прибор РИМ 114-01, взамен установленного ранее в 2008г.  Данный прибор установлен на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.  Прибор электроучета, установленный в 2011 году надлежащим образом был принят в эксплуатацию, что подтверждается актом № А642 от 09.03.2011 и может быть использован в качестве расчетного при начислении платы за ОДН. 

В письменных пояснениях ООО «Жилремсервис» указало, что согласно договору оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по пер. Нечевский, 18а от 12.09.2013  общество является обслуживающей организацией для этого дома. Документы предыдущей обслуживающей организации УМП «Муниципальная УК»  в ООО «Жилремсервис» отсутствуют.  Копия технического паспорта указанного дома в ПАО «Томскэнергосбыт» обществом не передавалась.

Изучив представленные в деле материалы, заслушав представителей сторон, Комиссия Томского УФАС России  исходит из следующего.

Из решения Кировского районного суда г. Томска от 15.01.2015 по иску гражданина А., не усматривается вывод суда о законности установки ОДПУ в доме по пер. Нечевский, 18а. В решении суда имеется ссылка на то, что «расчет объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды производится ПАО «Томскэнергосбыт» в соответствии с действующим законодательством с учетом показаний ОДПУ и ИПУ, установленных в доме по адресу: г. Томск, пер. Нечевский, 18а, на основании соответствующей формулы приложения 2  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  6 мая 2011 г. № 354».

Согласно ч. 10 ст. 13  Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 261-ФЗ) до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, примерная форма предложения утверждена Приказом Министерства энергетика РФ от 16.04.2010 № 178.

В данном случае организация, указанная в части 9 настоящей статьи это - ООО «Горсети», на которой лежит обязанность установить ОДПУ в случае, если собственники жилых помещений обратятся к ней с такой просьбой. Ни  ООО «Горсети»,  ни собственники домов,  в установленный законом срок не исполнили своих обязанностей, тем более, что  ответственность у собственников за неисполнении этих обязанностей отсутствовала.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федеральному закону № 261-ФЗ  до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

До июля месяца 2012 года показания ОДПУ (общедомовой прибор учета) при расчете в городе Томске не учитывались согласно распоряжению Губернатора Томской области от 23.12.2011 № 400-р.

До 01 июля 2012 года у собственников жилых помещений была обязанность установить ОДПУ электрической энергии, этого не было сделано собственниками в доме по адресу:  г. Томск, пер. Нечевский, 18а.   Далее наступает обязанность установить  ОДПУ электрической энергии у ООО «Горсети».

Не установка  ООО «Горсети» приборов ОДПУ до 1 июля 2013года (срок  давности привлечения к административной ответственности  1 год до 01.07.2014) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.

В ст. 44 Жилищного кодекса РФ указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Оно решает вопросы по использованию общедомового имущества.

С 2010 года  в рамках программы модернизации электроучета на границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Горсети» и внутридомовых электрических сетей многоквартирных жилых домов ООО «Горсети» установило приборы учета, которые фиксировали данные об учтенных величинах передаваемой электрической энергии. Установленные  приборы не являются общедомовым имуществом, так как не были переданы собственникам.

Собственники жилых помещений дома на общем собрании могут решить принимать или не принимать этот прибор в качестве расчетного, либо решить вопрос об установке нового прибора с включением его в общедомовое имущество.

05 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», а именно, в новой редакции,   часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В данном случае заявление подано конкретным гражданином, и  с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей  не рассматриваются в антимонопольных органах, а подлежат направлению в течение семи дней с момента их регистрации в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.

В ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Следовательно,  в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, в действиях ПАО «Томскэнергосбыт» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39,  ст. 41, п.1 ч. 2 ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации,

РЕШИЛА:

 

         Производство по делу№ 02-10/83-15, возбужденного в отношении  ПАО «Томскэнергосбыт» прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых  действиях.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии:                                                        И.В. Бутенко

Члены Комиссии:                                                                    М.А. Лунева                                                                                            

                                                                                                 Л.М. Рыжкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны