Решение б/н Решение по делу 02-10/140-18 от 11 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-10/140-18

29 декабря 2018 г.                                                                                                         г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,

рассмотрев дело № 02-10/140-18, возбужденное по жалобе ООО «Недвижимость»  (ИНН:7017207983) (вх. № 8221 от 20.12.2018) на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» (ИНН: 7018007264) о нарушении порядка проведения открытого запроса цен в электронной форме на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 (Извещение № 31807274785), в присутствии представителей ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» – Ч. (по доверенности), Т. (по доверенности), без участия представителя ООО «Недвижимость», надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

20 декабря 2018 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО «Недвижимость» на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» о нарушении порядка проведения открытого запроса цен в электронной форме на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 (Извещение № 31807274785).

По мнению Заявителя, при проведении запроса цен на выполнение подрядных работ заказчиком неправомерно утверждена закупочная документация, в которой отсутствует требование о необходимости предоставления участниками торгов выписки из реестра членов СРО, подтверждающей членство в СРО в области строительства, тогда как предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту. Кроме того, в ЕИС в сфере закупок заказчиком не размещен ответ на запрос ООО «Недвижимость» о необходимости приведения документации в соответствие с действующим законодательством. В полном объеме доводы ООО «Недвижимость» изложены в жалобе.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что только заказчик может определять вид производимых ремонтных работ на объекте. При этом ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» проводит ремонт объектов на основании Положения «Об организации, проведении и стандартах ремонтных работ на объектах Томского политехнического университета» и Положения «О стандартах ремонтных работ на объектах Томского политехнического университета», утвержденных Приказом № 12922 от 11.10.2018, в соответствии с которыми текущий ремонт представляет собой комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. В настоящее время ряд помещений заказчика нуждается в восстановительном ремонте и имеет ряд дефектов, которые в процессе ремонта предполагается исправить. Таким образом, ремонтные работы, на проведение которых объявлена закупка, являются текущими, а не капитальными, в связи с чем жалоба заявителя является необоснованной и удовлетворению не подлежит. В полном объеме доводы представителя ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» изложены в письменных пояснениях.

Комиссия, изучив доводы жалобы, представленные документы и пояснения участвующих в деле лиц, установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

29 июня 2018 года наблюдательным советом ФГАОУ ВО «НИ ТПУ»  утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (протокол № 27 от 29.06.2018) (далее – Положение о закупке). Таким образом, ФГАОУ ВО «НИ ТПУ»  при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке.

10 декабря 2018 года ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 (Извещение № 31807274785) с начальной (максимальной) ценой договора (лота) 4 490 439, 26 рублей.

17 декабря 2018 года согласно протоколу открытия доступа к поданным на участие в запросе цен в электронной форме было подано 2 заявки.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен в электронной форме от 18.12.2018 до окончания даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен было подано 2 заявки: № 8599 – ООО «Недвижимость» с ценовым предложением 4 290 000 руб., № 4698 – ООО «Восток» с предложением в размере 3 589 000 руб. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе цен закупочная комиссия заказчика приняла решение о соответствии заявок № 8599 и № 4698 установленным документацией запроса цен требованиям. В результате по критерию «цена договора» победителем запроса признана заявка № 4698 ООО «Восток».

На основании документации предметом открытого запроса цен в электронной форме является выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 в соответствии с техническим заданием (Приложение № 2), локальными сметными расчетам №№ 02-01-01, 02-01-02, 02-01-03, 02-01-04, 02-01-05, 02-01-06, 02-01-07, 02-01-08 и сводкой затрат (Приложение № 3) и проектной документацией (Приложение № 5).

В силу пп. 1 п. 3.1 Положения о закупке при проведении закупок заказчик устанавливает единое обязательное требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

Пунктами 6, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений. Техническое обслуживание  зданий, сооружений, текущий ремонт, сооружений проводятся в целях  в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий и сооружений. Под надлежащим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их  элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

В пункте 14.2 статьи 1 ГрК РФ определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является заменой и (или) восстановлением строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, заменой и (или) восстановлением систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Вместе с тем, в п. 10 ст. 1 ГрК РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Из документации заказчика не следует, что здание ФГАОУ ВО «НИ ТПУ», расположенное по адресу:  г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1, является объектом незавершенного строительства, следовательно, не относится к объектам капитального строительства.

Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, установленных ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Вышеизложенные требования относятся только к строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства. Таким образом, градостроительное законодательство не устанавливает необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту.

С учетом того,  что  ГрК РФ регулирует отношения,  связанные со строительством реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, заказчик не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом такой закупки является выполнение работ по текущему ремонту.

На основании письма Минфина РФ от 14.01.2004 № 16-00-14/10 «Об основаниях для определения видов ремонта» основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.

В данном случае ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» объявлено о проведении закупки на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений, а не капитальному ремонту, соответственно, требование о членстве в СРО в области строительства при проведении работ по текущему ремонту является незаконным и избыточным, что способствуем сокращению количества потенциальных участников закупки.

Вместе с тем, заявителем в своей жалобе не указано, каким образом нарушены права и законные интересы ООО «Недвижимость» в части отсутствия в закупочной документации требования о предоставлении участниками запроса цен выписки из реестра членов СРО, подтверждающей членство в СРО в области строительства.

Также в своей жалобе заявитель указал на то, что 13.12.2018 ООО «Недвижимость» в адрес ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» направлен запрос о разъяснении положений документации запроса цен, ответ на который заказчиком не размещен.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В силу ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В извещении о проведении открытого запроса цен в электронной форме на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 (Извещение № 31807274785) определена дата и время окончания подачи заявок – 17.12.2018 в 04:30 (МСК+4).

Таким образом, запрос ООО «Недвижимость» о даче разъяснений документации поступил в адрес заказчика позднее (13.12.2018), чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок (17.12.2018), соответственно, ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» вправе не осуществлять такое разъяснение.

На основании изложенного, Комиссией Томского УФАС России нарушений заказчиком – ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» порядка проведения и организации открытого запроса цен в электронной форме на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 (Извещение № 31807274785) не установлено.

Таким образом, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Изучив материалы дела, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Недвижимость»  (ИНН:7017207983) на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» (ИНН: 7018007264) о нарушении порядка проведения открытого запроса цен в электронной форме на выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений в здании мастерских Научно-исследовательского корпуса Физико-технического института ТПУ, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 48, стр. 1 (Извещение № 31807274785) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны