Решение б/н Решение по делу УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» от 4 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Решение по делу № 02-10/181-11                                    г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

20

декабря

 

2011

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

10

января

 

2012

г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Шевченко В.И. –   руководителя управления;

членов комиссии:  Губановой Р.Ш. - начальника отдела контроля органов власти, Ерошкиной М.А. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности,  Бердниковой Т. Н. - главного специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности, в присутствии представителей    УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» О. по доверенности от 10.11.2011 № 89, И. по доверенности от 01.11.2011 № 102,  С. по доверенности от 01.11.2011 № 98, С.  по доверенности от 01.11.2011 № 103, Т. по доверенности от 01.11.2011 № 99, Администрации г. Томска Б. по доверенности от 19.12.2011 б/№,  Л. по доверенности от 19.12.2011 б/№, Росприроднадзора В. по доверенности от 14.12.2011 б/№, Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области  К. по доверенности от 13.09.2011 № 2,   Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Т. по доверенности от 13.01.2010 № 2, рассмотрев дело № 02-10/181-11 по признакам нарушения  УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (634050, г. Томск, пр. Комсомольский, 66) п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 Анализ договоров, заключенных   УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее УМП «Спецавтохозяйство», предприятие) с жилищными организациями показал, что некоторые условия  договоров для Абонентов неодинаковы.

Кроме того,  предметом договора являются услуги по вывозу ТБО и их захоронению на полигоне ТБО.

Однако, в приложении № 1 к договору оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО жилищной организации № 32-ТБО/к 2010 от 01.01.2010, заключенный  УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Стройсоюз» включена строка «Плата за размещение отходов 1 куб.м» с указанием величины тарифа 27.67 руб.

В приложении № 1 к договору оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО № 61-ТБО/с2011 от 01.01.2011, заключенный УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Центральная» указанная строка отсутствует.

Следовательно, УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», занимая доминирующее положение на рынке предоставления услуг  по вывозу, захоронению  и размещению ТБО и включая в договоры с жилищными организациями   неодинаковые условия, совершает действия, в которых  усматриваются признаки нарушения   абз. 8  ч. 1 ст.  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

В заседание комиссии представитель УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» пояснил, что с января 2011 года на предприятии применяется Положение о предоставлении  скидок, которое определяет  основные принципы  взаимодействия УМП «Спецавтохозяйство» с лицами, формирующими плату за содержание и ремонт  жилого помещения для населения в процессе расчета за предоставленные услуги по вывозу и захоронению ТБО. Скидка предоставляется на основании письменного обращения жилищной организации, которое рассматривается предприятием в соответствии с указанным Положением.

Включение в договор пунктов, согласно которым стоимость услуг по возобновлению вывоза составляет 10 %  от суммы по договору в месяц, а  в случае обнаружения в контейнерах мусора, не являющегося   бытовым, смерзания либо горения ТБО в контейнерах Заказчик  уплачивает штраф в размере 50% стоимости услуг по вывозу ТБО  из контейнеров с выявленными нарушениями.

Фактически  за период с 01.01.2010 по настоящее время указанные санкции  ни к одному из контрагентов УМП «Спецавтохозяйство» не применялись, т.е.  указанные нормы в договорах  фактически не действовали.

В последующем, во  избежание разногласий при подписании договора данные пункты исключались из текстов договоров. В настоящее время  проводится работа  по исключению рассматриваемых пунктов из текстов договоров с иными контрагентами.  Перечисленные пункты   исключены  из  типовой формы  договора  оказания услуг  по  вывозу и  захоронению ТБО с жилищными организациями, разрабатываемой на 2012 год.

По вопросу отсутствия в отдельных договорах платы за размещение отходов, представитель УМП «Спецавтохозяйство» пояснил, что   Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области утверждены  различные тарифы на захоронение ТБО, применение которых зависит от того, принимает ли  УМП «Спецавтохозяйство» обязательства по уплате экологических платежей за отходы от потребителей или нет.

Кроме того, УМП «Спецавтохозяйство» не имеет  возможности при наличии двух тарифов на захоронение  отказать лицам, обслуживающим жилищный фонд, руководствоваться тарифом,  не включающим экологические платежи.

По мнению представителя УМП «Спецавтохозяйство» предприятие не допускало сознательных  действий, направленных на ущемление  интересов других хозяйствующих субъектов.

Представитель  Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области (Департамент) пояснил, что при формировании тарифов Департамент   руководствовался  нормами действующего законодательства, согласно которому плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду может выступать собственник    отходов или лицо, осуществляющее размещение отходов по поручению собственника.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области пояснил, что действующим законодательством  предусмотрены два  вида тарифов: без включения платы   за негативное воздействие, второй — с включением платы.

По мнению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от  апреля 2007 года № 204 (зарегистрирован в Минюсте 27.06.2007 № 9725)  противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 и статье 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Позиция  Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области сводится к тому, что тарифы на услуги   по  вывозу и  захоронению ТБО, оказываемые   УМП «Спецавтохозяйство», должны включать плату за негативное воздействие при размещении отходов производства и потребления.

Представитель Администрации города Томска пояснил, что поскольку, в соответствии с действующим законодательством, УМП «Спецавтохозяйство»  осуществляет свою деятельность  только по утвержденным в установленном порядке тарифам,  Администрацией города Томска при  установлении тарифов  на услуги по вывозу ТБО принималось во внимание возможность осуществления  предприятием соответствующей деятельности с различными субъектами и в разных формах взаимодействия с ними.

Комиссией установлено, что некоторые пункты договоров, заключенных   УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с жилищными организациями содержат  неодинаковые условия, а именно:

 

Договор оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО жилищной организации № 32-ТБО/к 2010 от 01.01.2010, заключенный  УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Стройсоюз»

Договор оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО № 61-ТБО/с2011 от 01.01.2011, заключенный УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Центральная»

Пункт

Условие договора

Пункт

Условие договора

5.8.

Стоимость услуг по возобновлению вывоза  составляют 10%  от суммы по договору в месяц 

 

Нет.

6.5

В случае обнаружения в контейнерах мусора, не являющегося бытовым, смерзания либо горения ТБО в контейнерах, Заказчик уплачивает штраф в размере 50% стоимости услуг по вывозу ТБО из контейнеров с выявленными нарушениями.

 

Нет.

 

Кроме того, в приведенных договорах предметом договора являются услуги по вывозу ТБО и их захоронению на полигоне ТБО.

Однако, в приложении № 1 к договору оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО жилищной организации № 32-ТБО/к 2010 от 01.01.2010, заключенный  УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Стройсоюз» включена строка «Плата за размещение отходов 1 куб.м» с указанием величины тарифа 27.67 руб.

В приложении № 1 к договору оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО № 61-ТБО/с2011 от 01.01.2011, заключенный УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Центральная» указанная строка отсутствует.

Исследовав и оценив рассматриваемые договоры, комиссия установила, что  Договор оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО жилищной организации № 32-ТБО/к 2010 от 01.01.2010, заключенный  УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» с ООО «УК «Стройсоюз»,    содержит в себе дискриминационные условия, при которых ООО «УК «Стройсоюз», как юридическое лицо, поставлено в неравное положение по сравнению с другим юридическим лицом -  ООО «УК «Центральная».

Согласно п.  8  ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.

Аналитический отчет  по  определению УМП «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по захоронению твердых бытовых отходов показал, что в географических границах г. Томска за 2010 год и 9 месяцев 2011 года данный рынок характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации, так как на рынке функционирует лишь один хозяйствующий субъект: УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и низкой вероятностью быстрого входа на рынок новых хозяйствующих субъектов в связи с существенными барьерами входа и высокими расходами на вхождение.

Кроме того, рассматриваемый товарный рынок не имеет аналогов или заменителей за пределами обозначенной товарной группы.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля, принадлежащая ему. В соответствии с частью 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражным судом антимонопольного законодательства», если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов (доля УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» за 2010 г. и 9 мес. 2011 г. составила 100%), то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Однако сложившаяся рыночная структура на рынке услуг по захоронению твердых бытовых отходов, рассмотренная в п. VIII, свидетельствует о наличии не только количественных, но и качественных параметров доминирующего положения УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»:

- отсутствие существующей и потенциальной конкуренции в связи с существенными барьерами входа и высокими расходами на вхождение, низкой вероятностью быстрого входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

Все  вышеизложенное  говорит о наличии рыночного потенциала у УМП «Спецавтохозяйство г. Томска». Последнее подразумевает наличие возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, на основании анализа вышеуказанных товарных рынков  сделан следующий вывод. Положение УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» на рынках вывоза и захоронения твердых бытовых отходов в географических границах г. Томска может быть признано доминирующим, так как оно имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

По мнению комиссии, УМП «Спецавтохозяйство», включив неодинаковые условия в договоры   с жилищными организациями, злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке  услуг по вывозу и захоронению ТБО, создав для ООО «УК «Стройсоюз» дискриминационные условия по сравнению с ООО «УК «Центральная», тем самым ущемило интересы ООО «УК «Стройсоюз».

Однако, в ходе рассмотрения дела  УМП «Спецавтохозяйство» приобщило к материалам дела дополнительные соглашения от 01.11.2011 к договорам оказания услуг по вывозу и захоронению ТБО:

-                        № 32-ТБО/к2010 от 01.01.2010, заключенный с ООО «УК «Стройсоюз»,

-                        № 28-ТБО/о2010 от 01.01.2010, заключенный с ООО «Старт»,

-                        № 25-ТБО/о2010 от 01.01.2010, заключенный с ООО «Старт М»,

-                        № 33-ТБО/о2010 от 01.05.2010, заключенный с ООО «УК «Энергия»,

-                        № 68-ТБО/о2010 от 01.01.2010, заключенный с ООО «Компания «Солнечная-Сервис».

Указанными дополнительными соглашениями УМП «Спецавтохозяйство» исключило из текста договоров пункты, касающиеся  стоимости услуг по возобновлению вывоза, которая   составляет 10%  от суммы по договору в месяц  и   уплаты штрафа в размере 50% стоимости услуг  в случае обнаружения в контейнерах мусора, не являющегося бытовым, смерзания либо горения ТБО в контейнерах.

В ходе рассмотрения дела было выявлено, что  письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2006 года № 04-09/599, постановление Администрации города Томска от 30.11.2011 № 1280 «Об утверждении тарифов на услуги по вывозу и захоронению  твердых бытовых отходов, оказываемые УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» и приказ Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 29.11.2010 № 53/318 «О тарифах унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов)» создают дискриминационные условия для жилищных организаций, в договорах которых включена плата  за размещение отходов по сравнению с теми жилищными организациями,  в договорах которых эта плата отсутствует.

Кроме того,  вышеуказанные  документы создают невыгодные условия деятельности УМП «Спецавтохозяйство г.Томска»  в части обязанности внесения платы   за размещение отходов от населения.

Комиссия, изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, делает вывод о том, что  применение УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» вышеуказанных актов,   выявило новые признаки нарушения антимонопольного законодательства, достаточные для выделения дела в отдельное производство.

В тоже время, УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», включив неодинаковые условия в договоры   с жилищными организациями, злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке  услуг по вывозу и захоронению ТБО,  тем самым нарушило п.  8  ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

РЕШИЛА:

1.   Признать УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» нарушившим пункт  8  части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в результате включения неодинаковых условий в договоры оказания  услуг по вывозу и захоронению ТБО  с жилищными организациями.

2.  Производство по делу № 02-10/181-11 о нарушении  пункта  8  части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" унитарным муниципальным предприятием  «Спецавтохозяйство г.Томска» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3.    Выделить дело в отношении УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство.

4.  Передать материалы дела специалисту управления для решения вопроса  о привлечении УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Шевченко В.И.

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Губанова Р.Ш.

 

 

 

 

 

 

 

Ерошкина М.А.

 

 

 

.

 

 

 

Бердникова Т.Н

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны