Решение б/н Решение и предписание по делу № 02-10/36-17 по признакам на... от 11 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                   г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена "20" июля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено "28" июля 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе: председателя комиссии — Бутенко И.В. – заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности, членов комиссии: Рыжковой М.А – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Абрамова А.В. – специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 02-10/36-17 по признакам нарушения МАУ «Асиновское имущественное казначейство» (636840, Томская область, г. Асино, ул. Ленина, 40) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб., в отсутствии представителя МАУ «Асиновское имущественное казначейство», надлежащим образом извещено о месте, дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В отдел контроля монополистической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России) из отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования поступила докладная записка, на действия Муниципального автономного учреждения «Асиновское имущественное казначейство» (далее – МАУ «АИК»), которые содержат признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб.

Наблюдательным советом МАУ «АИК» утверждено Положение о закупках, товаров, работ, услуг для нужд МАУ «АИК» (Протокол №1 в редакции от 28.01.2014) (далее – Положение о закупках). В п. 1 ч. 4 разд. 11 установлено, что Заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика, в случае если стоимость закупок продукции не превышает 10 млн. руб.

Таким образом, Положение о закупке товаров, работ, услуг для МАУ «АИК» не соответствует принципам и требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), что ведет к устранению конкурентных процедур при осуществлении закупок для автономного учреждения.

Томским УФАС России 27 января 2017года МАУ «АИК» выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) и устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, в срок до 01.03.2017.

Из предупреждения Томского УФАС России следует, что в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Учитывая изложенное, заказчик вправе проводить закупки у единственного поставщика, в том числе если цена контракта не превышает 100 (сто тысяч) рублей, согласно Положению о закупке, утвержденному в соответствии с требованиями Закона о закупках

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В срок, установленный для исполнения предупреждения, МАУ «АИК» не сообщило в Томское УФАС России о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, в связи с чем, возбуждено дело № 02-10/36-17 в отношении МАУ «АИК» по признакам нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Заседание комиссии назначено на 04 апреля 2017 года.

В заседании комиссии представитель МАУ «АИК» озвучил письменные пояснения от 29.03.2017г. № 20, в которых указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в Положении о закупке – основополагающем документе Заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом Заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок проведения закупки. Таким образом, Закон № 223-ФЗ не регламентирует вопросы способов закупки: какой именно из них применять в том или ином случае, Заказчик определяет самостоятельно и Законом 223-ФЗ не ограничена предельная стоимость закупки у единственного поставщика, Заказчик самостоятельно определяет ее в Положении о закупке, в зависимости от масштаба хозяйственной деятельности, объема закупок и иных показаний. Упоминание о закупке у единственного поставщика встречается лишь в связи с установлением для Заказчиков обязанности публиковать ежемесячную отчетность (п. 2 ч. 19 ст. 4), размещения в информационной системе сведений о закупке товаров, работ, услуг стоимость которых не превышает 100 000 тыс. руб. (ч. 15 ст. 5). Более детальных требований, касающихся рассматриваемого способа закупки, нормативными актами не определено. То есть, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, основания для исполнения этого способа, максимальную сумму закупки исполнители Закона 223-ФЗ должны в собственном Положении о закупках. МАУ «АИК» считает, что в действиях учреждения, выразившихся в установлении в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб. нарушение антимонопольного законодательства отсутствуют.

Представитель также указал, что осуществлении закупки у единственного поставщика  руководствуется срочностью закупки, когда проведение торгов нецелесообразно из-за ограниченного времени; нерентабельностью (при запросе коммерческих предложений у подрядных организаций выявлена незаинтересованность в снижении цены и предоставление ценовых предложений значительно превышающих начальную цену, установленную локальным сметным расчетом), а также, что при заключении договора с единственным поставщиком образовывается экономия денежных средств, что исключает коррупционный характер и говорит о том, что Учреждение исходит из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств. Кроме того, субсидии Учреждения, предоставленные в рамках ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и средства от приносящей доход деятельности за 2016 и 2017 года составляют 32 635 609 руб. и 15 196 976 руб. соответственно. Таким образом, при соблюдении принципов и основных положений, установленных ст. 3 Закона 223-ФЗ, МАУ «АИК» считает целесообразным ограничить предельную стоимость закупки у единственного поставщика, предусмотренную Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ «АИК», в размере 2 млн. рублей.

В заседание комиссии представитель МАУ «АИК» представил реестр закупок (223-ФЗ) за последние 3 года с указанием способа закупки.

Комиссией исследован реестр закупок с 2014 по 2016 год (223-ФЗ) МАУ «АИК» и установлено, что максимальная цена договора закупки у единственного поставщика в 2016 году – поставка склада жидкого топлива составила 4,5 млн. руб. Остальные закупки у единственного поставщика МАУ «АИК», не превышают 1 млн. руб.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 02-10/36-17 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующему выводу.

В Положении о закупках в разделе 11 (порядок подготовки и проведения закупочных процедур) предусмотрены следующие способы закупок: конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок) и неконкурентные способы закупки (закупка у единственного поставщика, закупка в электронной форме).

Заказчик вправе применять процедуру открытого конкурса (аукциона) при одновременном соблюдении следующих условий: если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает 400 тыс. руб.

Проведение запроса котировок осуществляется при закупке товаров, работ, услуг для которой существует сложившийся рынок, а также когда для Заказчика единственным оценочным критерием закупки выступает цена предложения при условии, что цена договора не превышает 5 млн. руб.

Закупка у единственного поставщика может осуществляться в одном из следующих случаев: при закупке товаров, работ, услуг общей стоимостью до 10 млн. руб.

Согласно Положению о закупках МАУ «АИК» закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения процедуры выбора поставщика.

Так же согласно части IV раздела 11 Положения (закупка у единственного поставщика) МАУ «АИК» вправе при наличии срочной потребности в товарах, работах, услугах не проводить другие конкурентные процедуры (способы закупки).

Комиссией не принимаются доводы МАУ «АИК» о том, что при осуществлении закупки у единственного поставщика учреждение руководствуется срочностью закупки, когда проведение торгов нецелесообразно из-за ограниченного времени; нерентабельностью (при запросе коммерческих предложений у подрядных организаций выявлена незаинтересованность в снижении цены и предоставление ценовых предложений значительно превышающих начальную цену, установленную локальным сметным расчетом), а также, что при заключении договора с единственным поставщиком образовывается экономия денежных средств, что исключает коррупционный характер, так как неконкурентный способ закупки (закупка у единственного поставщика), позволяет Заказчику осуществлять закупку товаров, работ, услуг для нужд на сумму 10 млн. руб. без проведения конкурсных процедур, тем самым исключает остальные - конкурентные способы закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок).

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Следовательно, принимая во внимание то факт, что закупки, проводимые заказчиками и не превышающих сто и (или) пятьсот тысяч рублей, являются именно закупками у единственного поставщика.

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) закупка у единственного поставщика осуществляется, если сумма закупки не превышает ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93) или четырехсот тысяч рублей, если закупка осуществляется для нужд государственных и муниципальных образовательных учреждений (п. 5 ч. 1 ст. 93).

На сновании анализа вышеуказанных норм законодательства, целесообразно в Положении о закупке устанавливать сумму для закупки у единственного поставщика не превышающую пятьсот тысяч рублей. Однако, устанавливая сумму в Положении, при которой не требуется проведения конкурсных процедур, заказчик своими действиями не должен допускать нарушения Закона о защите конкуренции, а именно, создавать возможность для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Однако, анализируя реестр закупок учреждения, Комиссия приходит к выводу, что для учреждения приемлемо осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму не превышающую 1 млн. руб.

В соответствии с требованиями ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ на товарном рынке закупки товаров, работ, услуг для нужд МАУ «АИК». По результатам проведения обзора рынка закупки товаров, работ, услуг для нужд МАУ «АИК», установлено следующее:

- географические границы товарного рынка определены как территория муниципального образования «Асиновский район» Томской области;

- оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществление действий (бездействия): действия МАУ «АИК», выразившиеся в установлении в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб., могли привести к ограничению конкуренции на рынке закупки товаров, работ, услуг для нужд МАУ «АИК».

На основании вышеизложенного, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что МАУ «АИК», принимая решение о заключении договора на поставку товара (услуги) для нужд общества не оценивает объективно ситуацию на рынке конкретного товара, услуги и необоснованно заключает договор с единственным поставщиком, основываясь на отсутствии на рынке конкуренции и доводов указанных в пояснениях.

Вышеуказанное является проявлением негативных последствий от применения п.1 ч. 4 раздела 11 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «АИК», позволяющего учреждению осуществлять закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд путем прямой закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 10 млн. руб.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях МАУ «АИК», выразившихся в установлении в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб.

Учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения дела и вынесения настоящего решения о нарушении антимонопольного законодательства предупреждение не исполнено, комиссия приходит к выводу о выдачи предписания о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать, что Муниципальное автономное учреждение «Асиновское имущественное казначейство» нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб.

2. Выдать Муниципальному автономному учреждению «Асиновское имущественное казначейство» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.В Бутенко

 

Члены Комиссии:                                                                                          Л.М. Рыжкова

 

                                                                                                                  А.В. Абрамов

 

Решение федерального антимонопольного органа( его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

28 июля 2017 года                                                                                                               г. Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в составе: председателя комиссии — Бутенко Игоря Васильевича – заместителя руководителя – начальника отдела контроля монополистической деятельности, членов комиссии: Рыжковой Людмилы Михайловны – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Абрамова Андрея Владимировича – специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 25.07.2017 по делу № 02-10/36-17 о нарушении Муниципальным автономным учреждением «Асиновское имущественное казначейство» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Муниципальному автономному учреждению «Асиновское имущественное казначейство» в срок до 01.11.2017 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в Положении о закупках требований, не предусматривающих проведения конкурсных процедур при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 10 млн. руб.
  1. В Положении о закупках в части IV раздела 11 Положения (закупка у единственного поставщика) в целях прекращения установленных нарушений, надлежит в срок до 01.11.2017г. совершить действия, направленные на внесение изменения в Положение о закупках, а именно в п. 1 ч. 4 разд. 11 изменить сумму с 10 млн. руб. на 1 млн. руб.
  2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                                             И.В. Бутенко

 

Члены комиссии                                                                                                        Л.М. Рыжкова

                                                                                                                                     А.В. Абрамов

Связанные организации

Связанные организации не указаны