Решение б/н Решение по делу № 02-10/73-15 по признакам нарушения ПАО «То... от 26 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу 02-10/73-14

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                             г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена

23

октября

 

2015

г.

 

В полном объеме решение изготовлено

06

ноября

 

2015

г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко  И.В. - заместителя  руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии:  Бердниковой Т.Н. - ведущего специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  Иванова Р.М. - специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности,  при участии  представителя   ПАО «Томская энергосбытовая компания» Ф. по доверенности, ООО «Горсети» С. по доверенности в отсутствии  заявителя П. (извещен надлежащим образом),   рассмотрев дело № 02-10/73-15 по признакам нарушения ПАО «Томская энергосбытовая компания» (636034, г. Томск, ул. Котовского, 19)   ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС  России поступило обращение  П., о неправомерных действиях ОАО «Томскэнергосбыт», выразившихся в неправомерном расчете оплаты за потребленную э/энергию.

Приказом № 95  от 22.06.2015 Томским УФАС России возбуждено дело № 02-10/73-15 по признакам нарушения  ПАО «Томская энергосбытовая компания» (636034, г. Томск, ул. Котовского, 19)   ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заседание комиссии Заявитель пояснил, что   в доме по вышеуказанному    адресу  установлен прибор учета ЦЕ 6803В № 49013208, по показаниям которого должен производиться  расчет и оплата за потребленную э/энергию. По мнению Заявителя, расчет оплаты производится ПАО «Томскэнергосбыт» исходя из показаний сетевой организации ООО «Горсети», в результате чего в июне 2014 года у Заявителя  образовался долг, что  стало причиной   отключения жилого дома от энергоснабжения.

Заявитель  считает, что  ПАО «Томскэнергосбыт» указанными  действиями   нарушает  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», тем самым ущемляет интересы Заявителя.

В заседание комиссии представитель ООО «Горсети» пояснил, что ООО «Горсети» не связано с П. договорными отношениями, не имеет обязательств перед ним по снятию показаний ИПУ, установленного в жилом доме.

ООО «Горсети» установило опору на границе балансовой принадлежности, которой является граница земельного  участка, принадлежащего П. На указанной опоре ООО «Горсети» установлен  прибор учета СТЭБ-04Н/1-3ДР № 003696 для определения объема электроэнергии, отпущенной из сети сетевой организации на жилой дом по  ул. Звездная, 1, путем полуавтоматического снятия показаний, т.е. для осуществления коммерческого учета  электрической энергии на границе балансовой принадлежности для определения объема в целях компенсации потерь электрической энергии.

В связи с тем, что П.  в спорный период не передавал показания индивидуального прибора учета в ПАО «Томскэнергосбыт», по мнению представителя ООО «Горсети»,  ПАО «Томскэнергосбыт» правомерно использовало показания прибора учета, установленного на опоре  на границе земельного участка заявителя.

В  заседание  Комиссии   представитель ПАО «Томскэнергосбыт» пояснил, что между ПАО «Томскэнергосбыт»  и П.  в порядке ст. 514 ГК РФ заключен договор энергоснабжения  жилого дома  по адресу:  634050, г. Томск,  п. Просторный,  ул. Звездная, дом 1. Расчет размера платы за потребленную электроэнергию производился исходя из показаний  прибора учета, установленного внутри жилого дома. В связи с тем, что потребитель систематически не передавал показания прибора учета, препятствовал допуску к ИПУ представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации, плату за коммунальную услугу ПАО «Томскэнергосбыт» рассчитывало исходя из положений пп. б п.59 Правил 354, согласно которой в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

Согласно абзацу 2 пункта 60 Правил № 354 по истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По мнению представителя ПАО «Томскэнергосбыт» общество не использовало для начисления потребленной э/энергии показания прибора учета СТЭБ № 003696, так как согласно п. 2 Регламента снятия показаний прибора учета (приложение № 4 к договору купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь в сетях от 11.09.2009 № 01-07/09, заключенного с ООО «Горсети») Покупатель (ООО «Горсети») своими силами в период с 25 по 30 число расчетного месяца снимает показания приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности между Покупателем  и Потребителем Продавца и вносит их в электронную базу данных Продавца (ПАО «Томскэнергосбыт») или передает Продавцу по отдельной ведомости.

По состоянию на 07.04.2014 была рассчитана задолженность потребителя в сумме 4476,26 руб., что составило сумму долга, превышающую 2 месячных размеров оплаты за услугу электроснабжения, исчисленных исходя из норматива электропотребления, что явилось основанием введения ограничения электроснабжения до даты фактической оплаты.

По мнению представителя ОАО «Томскэнергосбыт» в действиях ОАО «Томскэнергосбыт» в отношении П. отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что между ОАО «Томскэнергосбыт»  и П.  в порядке ст. 514 ГК РФ заключен договор энергоснабжения жилого дома.

Согласно акту приемки электроучета от 28.01.2003 счетчик № 49013208 установлен внутри жилого дома по указанному выше адресу.

В соответствии с пп. в) п. 34 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354  "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.

Согласно пп. к(1) п.  32  постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), далее Правила 354  при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета Потребитель вправе  ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

(пп. "к(1)" введен постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344).

Исходя из вышеизложенного, до 26.04.2013 Потребитель обязан был снимать и передавать показания  индивидуального прибора учета (далее ИПУ)  исполнителю услуг, а с 27.04.2013 потребитель вправе снимать и передавать показания  индивидуального прибора учета исполнителю услуг.

Со слов Заявителя за период январь 2013 года – май 2014 года   П. показания прибора учета в ПАО «Томскэнергосбыт» не передавал, заполнял показания ИПУ в квитанциях, уверенный,  что отрывная часть квитанций передается ПАО «Томскпромстройбанк» (оплату производил в ПАО «Томскпромстройбанк») в ПАО «Томскэнергосбыт», которое должно использовать эти показания  для расчета оплаты за э/энергию.

На запрос Томского УФАС России ПАО «Томскпромстройбанк» (вх. № 5525 от 21.10.2015) сообщает, что отрывная часть квитанций потребителя услуг ПАО «Томскпромстройбанк»  П. по исполненным банком документам плательщика за период  январь 2013 года – май 2014 года   передавалась получателю средств (ПАО «Томскэнергосбыт») в соответствии с п. 2.4 договора не позднее следующего банковского дня с даты перевода денежных средств на счет ПАО «Томскэнергосбыт» в следующие месяцы: март, апрель, июнь, июль, октябрь 2013 года, март, май 2014 года.

Однако представитель ПАО «Томскэнергосбыт» в заседание комиссии пояснил, что данные отрывной части квитанции ПАО «Томскэнергосбыт» не осматриваются, не анализируются и не применяются при расчетах.

Данное обстоятельство указывает на то, что ПАО «Томскэнергосбыт» для расчета П. платы должно было использовать показания ИПУ, переданные П.) иным способом, или  снятые представителями гарантирующего поставщика или сетевой организации, или согласно Правилам 354.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие передачу показаний ИПУ П в ПАО «Томскэнергосбыт» иным способом, кроме заполнения квитанций.

Также  отсутствуют документы, подтверждающие снятие показаний ИПУ П. представителями гарантирующего поставщика или сетевой организации.

В заседаниях комиссии представители ПАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» поясняли, что П. не допускал представителей указанных организация в жилой дом для осмотра и снятия показаний  ИПУ.

В тоже время П. утверждал, что никто и никогда из представителей этих организаций с целью осмотра и снятия показаний ИПУ  к нему не обращался.

Представителями  ПАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» не предоставлены документы (уведомления, акты и т.п.), подтверждающие действия названных организаций по осуществлению осмотра и снятия показаний  ИПУ.

Анализ справки  взаиморасчетов за потребленную э/энергию по состоянию на 02.09.2014 показал, что  ПАО «Томскэнергосбыт» производит расчет оплаты П. в нарушение Правил 354.

Согласно пп. б п. 59 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012)  плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев  в случае непредставления потребителем, на котором лежит обязанность по передаче исполнителю показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период, таких показаний в установленные настоящими Правилами сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

 Согласно пп. б) п. 59 Правил 354   плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев  случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344).

По мнению комиссии показания ИПУ за сентябрь и декабрь 2012 года  25 кВт.ч и 83 кВт.ч) не может приниматься при расчете среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, так как не подтверждена их достоверность материалами дела, то за период  январь 2013 года – май 2014 года ПАО «Томскэнергосбыт» должно было рассчитать сумму оплаты по нормативам в соответствии с п. 60 Правил 354: «по истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг».

Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области» норматив потребления по дому П. составляет 102 кВт.ч в месяц.

Следовательно, сумма оплаты, рассчитанная ПАО «Томскэнергосбыт» за расход э/энергии в объеме 102 кВт.ч. за январь – август 2013 года, февраль-март 2014 года по мнению комиссии является обоснованной.

В тоже время за сентябрь - декабрь 2013 года, за январь, апрель, май 2014 года в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие показания  ИПУ П. (1000 кВт.ч, 0 кВт.ч., 0 кВт.ч., 0 кВт.ч., 1059 кВт.ч, 161 кВт.ч, 173 кВт.ч. соответственно).

Кроме того, расход э/энергии за вышеуказанные периоды не могут приниматься при расчете оплаты  в силу п. 84 Правил 354: «при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

В п. 85 Правил 354 описывается порядок проведения проверок исполнителем услуг.

Исполнителем коммунальной услуги – электроснабжение для П. является ПАО «Томскэнергосбыт», поэтому по истечении 6-ти месяцев (подряд) и 15-ти дней с момента непредоставления П показаний индивидуального прибора учета ПАО «Томскэнергосбыт» обязано было провести проверку и снять показания прибора учета, которые бы считались достоверными.

Ссылка представителя ПАО «Томскэнергосбыт» на пп. «г» п. 32 Правил 354 о том, что исполнитель услуг вправе осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета комиссией не принимается, так как данный пункт распространяется на тех потребителей, которые передают показания ИПУ.

П. (в заседаниях комиссии им подтверждалось), не передавал показания ИПУ, расположенного в его доме.

Кроме того, в пп «ж» п. 31 Правил 354  указано, что Исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

Исходя из вышеуказанного, комиссия делает вывод о том, что за сентябрь -декабрь 2013 года, за январь, апрель, май 2014 года ПАО «Томскэнергосбыт» необоснованно приняло для расчета оплаты за электроэнергию объемы, указанные в ведомости  взаиморасчетов.

По мнению комиссии, расчет оплаты за указанный период должен был производиться в соответствии с пунктом 42  Правил 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, т.е. 102 кВт.ч. в месяц.

Бездействие и неисполнение ПАО «Томскэнергосбыт» положений, предусмотренных пунктами 42,  82 – 84 Правил 354 привело к ущемлению интересов Заявителя,   выразившихся  в необоснованном определении объема потребления Заявителем  электроэнергии, что привело к завышению суммы оплаты за коммунальную услугу, а в дальнейшем отключению жилого дома от электроэнергии.

Приказом Томского УФАС России от 30.10.2009 № 252/70  ОАО «Томская энергосбытовая компания»      внесено    в    Реестр хозяйствующих    субъектов,    имеющих     долю    на    рынке определённого товара более 35% по услуге купля-продажа  электрической энергии с долей более 50%    в географических границах г. Томска и Томской области, за исключением электрических сетей ООО «Горсети», т.е. ПАО «Томскэнергосбыт» на указанном рынке занимает доминирующее положение.

В заседании комиссии представитель ПАО «Томскэнергосбыт» доминирующее положение общества не оспаривал.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом  которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ПАО «Томскэнергосбыт», занимая доминирующее положение на рынке услуг  по купле-продаже  электрической энергии, рассчитав объемы потребленной П.  электроэнергии, не подтвержденные материалами дела,  не проведя проверку по установлению достоверности показаний ИПУ П. за сентябрь 2013 года, за январь, апрель, май 2014 года согласно требованиям    пунктов 42,  82 – 84 Правил 354,   нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», тем самым   ущемило интересы Заявителя.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения Заявителя,   представителей ПАО «Томская энергосбытовая  компания» и ООО «Горсети»,    делает вывод о том, что действия ПАО «Томская энергосбытовая  компания», выразившиеся в необоснованном расчёте объемов потребленной П.  электроэнергии, в   не проведении проверки по установлению достоверности показаний ИПУ П. за сентябрь-декабрь 2013 года, за январь, апрель, май 2014 года в нарушение пунктов 42,  82 – 84    постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), привели к нарушению  части 1 статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23,  ч. 1-3  ст. 41,  ст. 48,  ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать ПАО «Томская энергосбытовая компания» (636034, г. Томск, ул. Котовского, 19) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в результате  необоснованного расчёта объемов потребленной П.  электроэнергии, в   не проведении проверки по установлению достоверности показаний ИПУ П. за сентябрь-декабрь 2013 года, за январь, апрель, май 2014 года в нарушение пунктов 42,  82 –84 Правил 354, тем самым ущемило интересы потребителя электрической энергии П.

2. Предписание ПАО «Томская энергосбытовая компания» не выдавать.

3.  Материалы дела передать  уполномоченному лицу для решения вопроса   о привлечении ПАО «Томская энергосбытовая компания» и  должностных лиц ПАО «Томская энергосбытовая компания»  к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                             И.В.Бутенко

 

Члены Комиссии:                                                                                        Т.Н.Бердникова

 

                                                                                                                      Р.М.Иванов 

 

Решение комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Томской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бердникова 516-599

вх. № 1855 от 03.04.2015

02-10/73-15

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны