Решение б/н Решение по делу № 02-10/83-15, возбужденному в отношении П... от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена «13» января 2016г.

В полном объеме решение изготовлено «26» января 2016г. 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии -  Бутенко Игоря Васильевича – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля монополистической деятельности,

членов Комиссии: Луневой Марины Андреевны – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Людмилы Михайловны – главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, в присутствии представителя  ПАО  «Томскэнергосбыт»  Г. по доверенности, заявителя К. и представителя заявителя Л.,  представителя ООО «Горсети» К. по доверенности, рассмотрев дело № 02-10/83-15,  возбужденное в отношении ПАО «Томскэнергосбыт»  (юр.адрес: 634034, г. Томск, ул. Котовского, 19) по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

 

 

 

           

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступило заявление гр. К.,  в котором было указано о неправомерности действий ПАО «Томскэнергосбыт» по факту начисления платы за  электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Вершинина, 24/2 за февраль 2015г., а именно, в январе 2015 года начисления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) в указанном многоквартирном доме, согласно квитанций, составил 1794,58 кВтч, индивидуальное месячное потребление составило 5612 кВтч. Однако за период февраль 2015 года начисления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) в указанном многоквартирном доме, согласно квитанций, составил 5672,37кВтч, тогда как индивидуальное потребление составило 1588 кВтч. В марте 2015 года начисления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) в указанном многоквартирном доме составил 998,81 кВтч, индивидуальное потребление составило 4961 кВтч. Заявитель  считает, что ПАО «Томскэнергосбыт» не  производит расчет платы за потребленную элекроэнергию на ОДН по формуле 12 п. 13 приложения 2  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  6 мая 2011 г. № 354  (далее - Правила  № 354).  В результате  расчетов ПАО «Томскэнергосбыт» потребителям в многоквартирном доме по адресу ул. Вершинина, 24/2  за февраль 2015 года выставлена к оплате резко возросшая сумма  за ОДН.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закон «О защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц

28.07.2015  Томским  УФАС России в отношении ПАО «Томскэнергосбыт»  возбуждено дело № 02-10/83-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Дело было назначено на 17.08.2015.

В назначенное время на  заседание Комиссии заявитель не явился.   Дело было отложено на 28.08.2015, на это заседание заявитель также не явился. Рассмотрение дела в его отсутствие комиссия посчитала невозможным, поэтому дело было отложено на 08.10.2015, затем отложено на 02.11.2015 в связи с отсутствием заявителя.

Для жителей дома по адресу г. Томск, ул. Вершинина, 24/2, исполнителем услуг по предоставлению электроэнергии является ПАО «Томскэнергосбыт».

В заседании 02.11.2015 заявитель указал на начисленную ПАО «Томскэнергосбыт» завышенную  сумму по ОДН    за февраль 2015 года по сравнению январем  и мартом 2015г., и добавил дополнительные требования (вх. 5730 от 02.11.2015), которые не были озвучены в первоначальном заявлении, а именно, заявитель указал на незаконную установку ОДПУ в доме по ул. Вершинина, 24/2, в связи отсутствием в 2007 и в 2011годах разрешения собственников на установку данных приборов.  В актах приемки приборов  электроучета  от 18.09.2008 и от 14.11.2015 за потребителя расписался представитель организации ООО «Жилсервис», в то время осуществляющей обслуживание многоквартирного дома по ул. Вершинина, 24/2.  Полномочия – разрешение на установку каких –либо приборов учета электроэнергии собственники дома организации ООО «Жилсервис» не представляли, тем более, что место, где этот прибор установлен - ВРУ является общедомовым имуществом и использование его возможно только с разрешения собственников. ПАО «Томскэнергосбыт» осуществляет начисление за потребленную электроэнергию на ОДН по прибору коммерческого учета, установленного ООО «Горсети», причем без всякого заключения договора с собственниками о передаче прибора коммерческого учета электроэнергии собственникам жилого дома. 

Представитель  ПАО  «Томскэнергосбыт» заявил ходатайство об отложении дела для изучения дополнительных требований и дачи пояснений. Рассмотрение дела было отложено на 30.11.2015.

К  заседанию комиссии 30.11.2015 заявитель представил следующие документы: пояснения и расчет, судебную практику, всего на 8 листах. Заявитель считает, что формула расчета ОДН согласно Приложению 2 к Правилам 354 не дает право распределять задолженность собственников, которые не оплачивают потребленную электроэнергию на других жильцов и ПАО «Томскэнергосбыт»   при расчете ОДН изменяет эту формулу и производит расчет ОДН по измененной  формуле. Данные пояснения  были направлены  в ПАО «Томскэнергосбыт».

30.11.2015 в заседание комиссии  представитель  ПАО «Томскэнергосбыт» пояснил, что расчет размера платы за потребленную элекроэнергию на ОДН производился исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии (ОДПУ) марки СТЭБ 04Н зав. № 153280, установленного в ВРУ жилого дома. Данный ОДПУ был установлен взамен вышедшего из строя ОДПУ в 2008году. Расчет размера платы за коммунальные услуги за спорный период производился по формулам, согласно Приложению №2 к Правилам № 354.

Причиной высоких расходов электроэнергии на ОДН является нерегулярная передача показаний ИПУ жильцами дома.

Так, в период с июля 2013г по февраль 2015г. собственником кв. №31, проживающим по адресу г. Томск, ул. Вершинина, 24/2 показания ИПУ не передавались, расход электроэнергии в указанной квартире был определен исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, а также нормативов потребления в размере 6696 кВтч. Данные средние и нормативы участвовали в расчете количества электроэнергии на общедомовые нужды в указанный период. Собственником квартиры № 31 в феврале 2015 года были предоставлены реальные показания ИПУ. Расход по полученным показаниям составил 2448 кВтч. Данный расход был уменьшен на расходы, определенные исходя из среднемесячного объема потребления и нормативов, выставленные в предыдущие периоды. В результате данной корректировки, расход по указанной квартире в феврале 2015г. составил -4248 кВтч. (2448 кВтч. – 6696 кВтч.). Следовательно, в расчете объема электроэнергии на общедомовые нужды в феврале 2015 г. участвовал скорректированный расход кв. № 31 в объеме -4248 кВтч.

С представленными расчетами заявителя не согласен, считает, что такой расчет не законен.  Относительно прибора электроучета, установленного ООО «Горсети», считает, что он установлен законно, о чем свидетельствует акт приемки прибора № 19-11-14-03 от 14.11.2011.  В этот период многоквартирный дом  по адресу: г. Томск, ул. Вершинина, 24/2 обслуживало ООО «Жилсервис» Кировский», с которым заключен договор на энергоснабжение.

Комиссия  решила дело № 02-10/83-15 отложить на 13.01.2016 и привлечь к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела ООО «Горсети» и ООО «Жилсервес «Кировский».

В заседании комиссии 13.01.2016 ООО «Жилсервис «Кировский» представило письменные пояснения, в которых указало, что в период с 2008г. по 2011г. осуществляло обслуживание многоквартирного дома по ул. Вершинина, д. 24/2. В акте приемки прибора электроучета  № 19-11-14-03 от 14.11.2011 подпись, проставленная напротив графы «потребитель», не соответствует действительной подписи Г.

 Представитель ООО «Горсети» пояснил, что установка прибора  электроучета в 2011году проводилась взамен установленного ранее в 2008году. Данный прибор установлен на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон  н/в кабальной линии в ВРУ-0,4 кВт. Общедомовой прибор определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников дома, а целью использования – для определения объемов коммунальных ресурсов, подданных в многоквартирный дом.  Прибор электроучета, установленный в 2011 году надлежащим образом был принят в эксплуатацию и может быть использован в качестве расчетного при начислении платы за ОДН. 

Изучив представленные в деле материалы, заслушав представителей сторон, Комиссия Томского УФАС России  исходит из следующего.

Приказом Томского УФАС России от 30.10.2009 № 252/70 ОАО «Томская энергосбытовая компания» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих     долю на рынке определённого товара более 35% по услуге купля-продажа  электрической энергии в географических границах Томской области, за исключением электрических сетей ООО «Горсети», т.е. ОАО «Томскэнергосбыт» на указанном рынке занимает доминирующее положение,  так как имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектом.

Согласно ч. 10 ст. 13  Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 261-ФЗ) до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  Кроме того, примерная форма предложения утверждена Приказом Министерства энергетика РФ от 16.04.2010 № 178.

  В данном случае организация, указанная в части 9 настоящей статьи это - ООО «Горсети», на которой лежит обязанность установить ОДПУ в случае, если собственники жилых помещений обратятся к ней с такой просьбой. Ни  ООО «Горсети»,  ни собственники домов,  в установленный законом срок не исполнили своих обязанностей, тем более, что  ответственность у собственников за неисполнении этих обязанностей отсутствовала.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федеральному закону № 261-ФЗ  до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

До июля месяца 2012 года показания ОДПУ (общедомовой прибор учета) при расчете в городе Томске не учитывались согласно распоряжению Губернатора Томской области от 23.12.2011 № 400-р.

До 01 июля 2012 года у собственников жилых помещений была обязанность установить ОДПУ электрической энергии, этого не было сделано собственниками в доме по адресу:  г. Томск, ул. Вершинина, 24/2.   Далее наступает обязанность установить  ОДПУ  у ООО «Горсети».

Не установка  ООО «Горсети» приборов ОДПУ до 1 июля 2013года (срок  давности привлечения к административной ответственности  1 год до 01.07.2014) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 9.16 КоАП РФ.

В ст. 44 Жилищного кодекса РФ указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Оно решает вопросы по использованию общедомового имущества.

С 2010 года  в рамках программы модернизации электроучета на границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Горсети» и внутридомовых электрических сетей многоквартирных жилых домов ООО «Горсети» установило приборы учета, которые фиксировали данные об учтенных величинах передаваемой электрической энергии. Установленные  приборы не являются общедомовым имуществом, так как не были переданы собственникам.

Собственники жилых помещений дома на общем собрании могут решить принимать или не принимать этот прибор в качестве расчетного, либо решить вопрос об установке нового прибора с включением его в общедомовое имущество.

Согласно форме расчета начислений потребляемой         электроэнергии всем потребителям с учетом показаний общедомового электросчетчика за февраль 2015 года общее количество электроэнергии, потребленной жилым домом (по показаниям ОДПУ) составило 7356,4 кВтч. Месячное потребление электрической энергии по индивидуальным приборам учета, по среднему начислению и нормативу составило 1588 кВтч. Расчетное количество электроэнергии на ОДН для потребителей составило 5762,37 кВтч.

Согласно счетов на оплату услуг электроснабжения, направленных собственникам жилого дома по ул. Вершинина, 24/2 за февраль 2015 года количество потребленной электроэнергии в данном жилом доме представлено в нижеследующей таблице:

№ квартиры

Объем потребленных ресурсов по ИПУ, среднему или нормативу

ОДН

№ квартиры

Объем потребленных ресурсов по ИПУ, среднему или нормативу

ОДН

1

245

144,69

2

300

190,6

3

0

144,69

4

255

239,76

5

202

147,93

6

72

189,2

7

110

194,31

8

86

195,7

9

126

333,43

11

145

145,15

12

127

243,46

13

110

147

14

159

190,13

15

204

145,61

16

279

244,39

17

441

242,07

18

64

145,15

19

162

185,49

20

195

143,76

21

255

238,36

22

160

146,54

23

61

185,49

24

125

142,83

25

170

244,39

26

75

139,12

27

344

186,42

28

167

141,9

29

442

248,56

30

570

147

31

2448

185,96

32

303

143,29

ИТОГО:

8402

5762,38

 

Таким образом, общее количество электроэнергии, предъявленное жильцам дома по ул. Вершинина, 24/2  за февраль 2015 года составило 14164,38 кВтч при том, что по показаниям ОДПУ потребление составило 7356,4 кВтч.

05 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», а именно, в новой редакции, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В данном случае заявление подано конкретным гражданином, и  с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или ущемлением интересов неограниченного круга потребителей не рассматриваются в антимонопольных органах, а подлежат направлению в течение семи дней с момента их регистрации в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.

Согласно ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Следовательно, в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

На основании вышеизложенного, в действиях ПАО «Томскэнергосбыт» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39,  ст. 41, п.1 ч. 2 ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации,

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 02-10/83-15, возбужденному в отношении  ПАО «Томскэнергосбыт» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения  в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии:                                                        И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии:                                                                    М.А. Лунева

                                                                                           

                                                                                                 Л.М. Рыжкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны