Решение №АА/5755/22 решение от 9 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 070/07/3.4-854/2022 06.12.2022 г. Томск Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе: председателя: Абдурахманова А.Ф. - Заместителя руководителя; членов комиссии: Крыловой К.С., Лукьяненко К.К. - Специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; - Специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; рассмотрев дело № 070/07/3.4-854/2022, возбужденное по жалобе ООО «Торговый дом «Гермес» (далее - Заявитель) на действия ОГАУЗ «Поликлиника №4» (далее - Заказчик) при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка цифрового маммографического рентгеновского аппарата (система маммографическая рентгеновская стационарная), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ОГАУЗ «Поликлиника № 4» (извещение № 32211817891), опубликованного в Единой информационной системе (http://www.zakupki.gov.ru), при участии представителей Заказчика –Лябогор Е.Ю. (доверенность от 05.07.2022) и Цой Д.В. (доверенность от 10.01.2022), при участие посредством ВКС представителя Общества – Баяндурова Д.А. (доверенность №16 от 25.10.2022), УСТАНОВИЛА: ООО «Торговый дом «Гермес» направило в Томское УФАС России жалобу на действия ОГАУЗ «Поликлиника №4» при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка Решение 2022-2102 цифрового маммографического рентгеновского аппарата (система маммографическая рентгеновская стационарная), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ОГАУЗ «Поликлиника № 4» (извещение № 32211817891). Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно: 1.После публикации извещения, Заказчик внес изменения в техническое задание. 2. При описание объекта закупки Заказчик не предоставил медико-технических обоснований при применении ГОСТа. Заказчик в письменных пояснениях (приобщены к материалам дела) не согласился с доводами жалобы, просит признать жалобу не обоснованной. Комиссия, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее. Извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме № 32211817891, размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт, ЕИС) 03.11.2022. Аукцион признается несостоявшимся согласно п. 75 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Поликлиника № 4» (ОГАУЗ «Поликлиника № 4») в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Согласно части 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 30.09.2022 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Поликлиника №4» (в новой редакции), версия 20 от 30.09.2022 (далее - Положение). В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение 2022-2102 товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. Согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора. 07.11.2022 в 22:45 и в 22:46 в адрес Заказчика поступили два запроса на разъяснение документации об аукционе в электронной форме. 08.11.2022 Заказчик дал ответы на данные запросы «в связи с поступившим запросом Заказчиком принято решение внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства». 08.11.2022 Заказчик принимает решение о внесение изменений в документацию. Из жалобы Заявителя следует, что после принятие решение о внесение изменений в документацию Заказчиком изменены технические характеристик товара и условие поставки. Комиссия Томского УФАС России на заседании установила, что технические характеристики, установленные в документации от 03.11.2022 подходит Маммограф со снимочным штативом Собразной формы, после внесение изменений документация от 08.11.2022 установлены технические характеристики для Кольцеобразного штатива с вертикальной стойкой. Представитель Заказчик на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснила, что Заказчиком проводилась закупка исходя из собственных потребностей. Кроме того, к формированию начальной максимальной цены было запрошено 10 коммерческих предложений, полученных от разных поставщиков с различными моделями закупаемого товара. При этом в клиническом обосновании приобретение цифрового маммографа с кольцеобразным штативом содержится обоснование установленных Заказчиком характеристик к штативу – кольцеобразный снимочный штатив дает возможность выбора любого вида позиционирования пациента при проведение маммографии (прямой, с положительным наклоном, с отрицательным наклоном, горизонтальном положении), что обеспечивает оптимальный доступ к обследованию пациентов. Согласно пункта 69 Положения изменения, вносимые в извещение о проведении аукциона и (или) документацию об аукционе размещаются заказчиком в соответствии с частью 11 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ. Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что после разъяснений положений документации Заказчик изменил предмет закупки и существенные условия проекта договора поскольку исходя из первичного технического задания требовался иной маммограф (со снимочным штативом С-образной формы), что противоречит части 4 статьи 3.2 Закона о закупках. Между тем, Комиссия Томского УФАС России учитывая позицию Заказчика об ошибочности размещения первоначальной редакции документации, которая подтверждена запросами коммерческих предложений (исх.№10-з от 08.09.2022 в адрес ООО «Дали Медикал» - исх.№12-0/1 от 12.09.2022 предложило товар маммограф рентгеновский цифровой модель Giotto 3DL; исх. №15-з от 08.09.2022 в адрес ООО «ЭОС Мед» - исх.№68-1/22 от 12.09.2022 предложило товар маммограф рентгеновский ОМИКРОН; №12-з от 08.09.2022 в адрес ООО «МЕДСЕРВИС» - исх. №649 от 09.09.2022 предложило товар цифровой маммограф GIOTTO IMAGE; №16-з от 2022-2102 08.09.2022 в адрес ООО «МК-СЕВИС» - исх.№195 от 12.09.2022 предложило товар маммограф ОМИКРОН»; №13-з от 08.09.2022 в адрес ООО «Аргус-ЦС»; №11-з от 08.09.2022 в адрес ООО «ДМ22»; №14-з от 08.09.2022 в адрес ООО «ОМТ») приходит к выводу что потребность заказчика состояла в поставке Маммографа с кольцеообразным штативом и расчет цены осуществлялся исходя из указанной потребности, следовательно, хоть Заказчик и изменил фактически предмет закупки данное изменение было направлено на удовлетворение первичной потребности заказчика, то есть потребность заказчика была приведена в надлежащий вид, что в совокупности с наличием заявки участника закупки выразившего согласие с указанными условиями не свидетельствует о необходимости выдачи предписания поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты торгов, участник закупки не представил доказательств невозможности принятия участи в закупочной процедуре с учетом вновь внесенных изменений. Таким образом, довод жалобы Заявителя является обоснованным, в действия Заказчика выявлены нарушения часть 4 статьи 3.2 Закона о закупках, оснований для выдачи предписания не имеется. Относительно второго довода Заявителя об необоснованности медико-технических обоснований применении ГОСТа при описание объекта закупки следует, Комиссия Томского УФАС России установила следующее. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены характеристики товара в соответствие с требованиями Закона о закупках и потребностями Заказчиками, при этом в Техническом задании характеристик без обоснования по указанным обозначением не имеется, так как медико-техническое обоснование не предусмотрено Законом №223-ФЗ. Между тем указанные выводы являются несостоятельными ГОСТ Р 56311-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгеновские маммографические с цифровой регистрацией изображения. Технические требования для государственных закупок» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2051-ст) Настоящий стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок рентгеновских маммографических аппаратов с цифровой регистрацией изображения. Согласно документации Заказчик самостоятельно установил в качестве обоснования включения технических характеристик в соответствии с указанным ГОСТ. 2022-2102 Пунктом 6 Документации об аукционе Описание предмета закупки согласно Техническому заданию, под конкретные характеристики к поставляемому товару подходит «штатив – кольцеобразный». Пунктом 4.3 ГОСТ 56311-2014 предусмотрено, что ТЗ на цифровой маммографический рентгеновский аппарат наряду с общими требованиями должно содержать конкретные технические требования к изделию. Кроме того, заказчик вправе в ТЗ включать дополнительные (опционные) и специфические дополнительные требования. Дополнительные (опционные) требования отражают специфику применения цифрового маммографического рентгеновского аппарата с учетом конкретных потребностей и особенностей лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Дополнительные (опционные) требования отмечаются далее по тексту стандарта знаком (*). Специфические дополнительные требования должны иметь отдельное медико-техническое обоснование. Специфические дополнительные требования отмечаются далее по тексту стандарта знаком (**). Выполнение всех требований, включенных Заказчиком в ТЗ, является обязательным и необходимым условием для допуска к участию в закупке. В соответствии с п.6.1 ГОСТ Р 56311-2014 установлено, что требование о кольцеобразном построении штатива, варианте с горизонтальным положением штатива пациентки и включении в дополнительную комплектность устройства для стереотаксиса отмечаются символом (**) и обосновываются в виде приложения к ТЗ. Обоснования необходимости использования указанной характеристики ТЗ ни извещение ни документация не содержало. Таким образом, Комиссией Томского УФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Между тем, указанное обстоятельство по мнению комиссии не повлияло на результаты торгов поскольку на заседание Комиссии УФАС заказчиком было представлено соответствующее клиническое обоснование, которое подтверждало необходимость в указанных характеристик. Кроме того, вышеизложенные обстоятельства не привели к отклонению участников закупки, следовательно, оснований для выдачи предписания в указанном случае у Комиссии УФАС не имеется. Руководствуясь статьей 2, статьей 3, статьей 3.2, статьи 4 Закона №223-ФЗ, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Гермес» на действия ОГАУЗ «Поликлиника №4» при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка цифрового маммографического рентгеновского аппарата (система маммографическая рентгеновская стационарная), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ОГАУЗ «Поликлиника № 4» (извещение № 32211817891) обоснованной. 2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ. 3. Предписание об устранении нарушений Закона о закупках не выдавать поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика. 4. Обязать Заказчика обеспечить представление сведений о лицах, ответственных за утверждение аукционной документации при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка цифрового маммографического рентгеновского аппарата (система маммографическая рентгеновская стационарная), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ОГАУЗ «Поликлиника № 4» (извещение № 32211817891), сведений о паспортных данных (номер 2022-2102 и серия паспорта, кем и когда выдан, дата и место рождения), в том числе с указанием информации об адресе регистрации, фактического проживания лица, локальные документы, устанавливающие обязанность утверждение аукционной документации при осуществлении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка цифрового маммографического рентгеновского аппарата (система маммографическая рентгеновская стационарная), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ОГАУЗ «Поликлиника № 4» (извещение № 32211817891), направить данные лица со всеми документами на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 111, каб.38 22.12.2022 года в 11:30. Обращаем внимание, что указанные лица вправе принять участие дистанционно, предварительно направив ходатайство о возможности участия на электронный адрес: to70@fas.gov.ru. Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения

Связанные организации

Связанные организации не указаны