Решение б/н Решение по делу 03-10/20-17, возбужденному по жалобе ООО «ВЕ... от 6 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №03-10/20-17

16.02.2017                                                                                                                                г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена «16» февраля 2017г.

Решение изготовлено в полном объеме «21» февраля  2017г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Томского УФАС России) в составе:

председателя комиссии:

Алиева Р.А.,

заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок;

членов комиссии:

Лосева В.Г.,                      заместителя начальника отдела контроля закупок;

Саналовой О.В.,

Некрасовой Л.А.,

Насоновой В.К.,

Вилесовой А.А.,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

в присутствие  представителей:

- заказчика - Государственного учреждения – Томское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ — ТРО ФСС РФ) Ш. (доверенность №), Т. (доверенность), М. (доверенность);

- в отсутствие заявителя — Общества с ограниченной ответственностью «ВЕДИКОР» (далее - ООО «ВЕДИКОР»), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии;

рассмотрев дело №03-10/20-17, возбужденное по жалобе ООО «ВЕДИКОР» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов» (извещение № 0265100000417000023),   

                              УСТАНОВИЛА:

10.02.2017 в Томское УФАС России обратилось ООО «ВЕДИКОР» (вх.№702) с жалобой на действия заказчика – ГУ — ТРО ФСС РФ при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов», нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.

В жалобе заявитель сообщает, что содержание аукционной документации противоречит требованиям Закона 44-ФЗ, а именно:

  1. Заявитель считает, что в Приложении №1 к документации об электронном аукционе – техническом задании заказчик указал, что все технические характеристики к слуховым аппаратам установлены в соответствии со стандартом IEC 118-7. В разъяснении на запрос от 08.02.2017 заказчик указал, что «стандарт IEC 118-7 принят в Российской Федерации и зарегистрирован как ГОСТ Р МЭК 60118-7/2013 и товар должен соответствовать ГОСТ Р МЭК 60118-7/2013 и IEC 60118-7:2005, которые являются идентичными».

Заявитель указал, что стандарта IEC 118-7 не существует, тем самым заказчик в техническом задании ссылается на несуществующий стандарт.

Поскольку заказчиком заявлены требования о соответствии поставляемого товара несуществующему стандарту, заявитель не имел возможности подать заявку на участие в закупке.

  1. Заявитель считает, что заказчиком не предусмотрена возможность поставки и настройки слуховых аппаратов инвалидам лицами, соответствующим положениям Профессионального стандарта специалистами в области слухопротезирования (сурдоакустик). Тем самым заказчик ограничивает возможность участия в закупке большому кругу лиц, которые соответствуют положениям профессионального стандарта, но не обладают требуемой заказчиком лицензией.
  2. Заявитель считает, что в аукционной документации заказчик необоснованно установил ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление №102), в то время как аукцион проводится на услуги слухопротезирования, а не на поставку товара.
  3. В разъяснениях запроса от 08.02.2017 заказчик указал: «При подборе слухового аппарата учитываются также анатомические особенности строения ушной раковины для изготовления ушного вкладыша, что предполагает снятие слепка наружного слухового прохода и ушной раковины». Таким образом, по мнению заявителя, заказчик указывает, что в объект закупки входит также изготовление индивидуальных ушных вкладышей. Тогда как в Приложении №1 к документации об электронном аукционе (техническое задание) говорится о поставке стандартных вкладышей вместе со слуховыми аппаратами.

Согласно ч.5 ст.65 Закона 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Такое противоречие между положениями аукционной документации и разъяснениями Заказчика не позволяет заявителю подать заявку на участие в закупке.

  1. Аукционная документация не содержит указания на  Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен  перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее – Постановление № 1457).

Поскольку документация об электронном аукционе не содержит данного требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе, по мнению заявителя, заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ.

  1. В соответствии с условиями электронного аукциона предметом закупки является закупка слуховых аппаратов и комплекс работ, а именно индивидуальная настройка слухового аппарата, инструктаж и выдача слухового аппарата получателю. Перечисленные работы (услуги) подпадают под медицинскую деятельность, а именно под работы по сурдологии-оториноларингологии, заказчиком установлено требование о наличии лицензии у исполнителя на работы по сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области.

Требование заказчика о наличии лицензии у исполнителя на работы по сурдологии-оториноларингологии, с одной стороны, и объединение в одном лоте поставки товаров, которая не требует наличия лицензии, одновременно с лицензируемой деятельностью на работы в области сурдологии-оториноларингологии, с другой стороны, создает ограничение конкуренции для потенциальных участников и приводит к ограничению количества участников такого аукциона.

Таким образом, заказчик в нарушение ст.8 Закона 44-ФЗ, установил требования к участникам ограничивающим конкуренцию.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений законодательства, а именно внести изменения в аукционную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями Закона 44-ФЗ.

В письменном пояснении на жалобу, а также на заседании Комиссии Томского УФАС России, представители заказчика нарушения отрицали пояснили следующее:

  1. В соответствии с п.2.2.4 извещения, техническим заданием документации об электронном аукционе технические характеристики к слуховым аппаратам приводятся в соответствии со стандартом IEC 118-7 2сс. Указанный стандарт принят в Российской Федерации и зарегистрирован как ГОСТ Р МЭК 60118-7:2013.

Подтверждением существования данного стандарта является наличие двух поданных заявок, в которых указано соответствие предлагаемых к поставке товаров требованиям данного стандарта.

  1. Предметом контракта является именно поставка товара, так как данные слуховые аппараты не изготавливаются индивидуально под каждого инвалида, а изготавливаются  промышленным образом, партиями.

Специалист по сурдопротезированию необходим только для индивидуальной настройки слухового аппарата в соответствии с параметрами инвалида.

  1. Заказчик указывает на п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 (далее – Правила 240), в соответствии с которым обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). При этом, в федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р (далее – Перечень 2347-р), в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (п.4), а в раздел «Технические средства реабилитации» включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (п.17). Таким образом, в перечне отсутствует  реабилитационное мероприятие: слухопротезирование, на которое ссылается в своей жалобе заявитель.

Заказчик считает, что действовал в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, так как на основании п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ он обязан был установить условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, ввиду того, что Постановлением № 102 в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых (ОКПД2 26.60.14.120) введен запрет на поставку такого товара из иностранных государств. 

В аукционной документации установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением №102.

  1. Фраза, на которую ссылается заявитель, «вырвана из общего контекста размещенного разъяснения», и не указывает на включение в техническую часть документации дополнительного объекта закупки, а лишь указывает на сложные манипуляции в ушной раковине инвалида, которые невозможно выполнить, не в условиях специально оборудованного помещения на базе лечебного учреждения, имеющего соответствующую лицензию.

Заказчик не устанавливал дополнительного требования – об изготовлении ушных вкладышей.

5. Предметом электронного аукциона является поставка товара, что не подпадает под действие Постановления № 1457, в связи с чем не установлены ограничения по данному Постановлению.

6. В классификаторе технических средств реабилитации, утвержденный приказом Минтруда России от 24.05.2013 №214н, отсутствует такой вид реабилитации – как настройка слухового аппарата.

Конечным итогом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе слуховыми аппаратами, является их полная реабилитация. Следовательно, предоставление слухового аппарата  (только поставка) без его индивидуальной настройки для конкретного инвалида, не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации.

На основании изложенного заказчик считает, что документация об электронном аукционе разработана в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с рекомендациями самих инвалидов;  просит признать жалобу необоснованной.

Изучив доводы жалобы ООО «ВЕДИКОР», письменный отзыв заказчика, материалы закупки № 0265100000417000023, заслушав представителей заказчика Комиссия Томского УФАС России установила:

Извещение № 0265100000417000023 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 31.01.2017.

Аукцион проводится на электронной площадке РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 010 396, 60 рублей.

Заказчик – Государственное учреждение – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предмет аукциона: поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов.

  1. Согласно ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Следовательно, не допускается использование технических и качественных характеристик при описание объекта закупки, приводящие к ограничению количества участников электронного аукциона.

Таким образом, заказчиком в нарушена ст.8 Закона 44-ФЗ, ограничив количество участников закупки.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п.2.2.4 извещения о проведении электронного аукциона, в Приложении №1 к документации об электронном аукционе установлено, что «Технические характеристики к слуховым аппаратам (максимальный ВУЗД, максимальное усиление, диапазон частот, регулировки ТНЧ, АРУ, ТВЧ и другие) приводятся в соответствии со стандартом IEC 118-7 2cc (измерения для 2-х кубовой камеры)».

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Согласно разъяснениям документации об электронном аукционе, размещенным заказчиком в Единой информационной системе 08.02.2017 «Указанный стандарт принят в Российской Федерации и зарегистрирован как ГОСТ Р МЭК 60118-7:2013.

Следовательно, товар должен соответствовать ГОСТ Р МЭК 60118-7:2013 и IEC 60118-7:2005 (2сс coupler data), которые являются идентичными».

На заседании Комиссии Томского УФАС России заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об идентичности ГОСТ Р МЭК 60118-7:2013 и IEC 60118-7:2005 (2сс coupler data).

Таким образом, заказчиком, в нарушение ст.33, ст.65 Закона 44-ФЗ, при описании объекта закупки используется стандарт, не зарегистрированный на территории Российской Федерации.

  1. Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса «В», представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение.

В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включают работы (услуги), в том числе по сурдологии-оториноларингологии.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 №09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачем-сурдологом.

Таким образом, деятельность по индивидуальной настройке слухового аппарата подлежит обязательному лицензированию согласно требованию ст.12 Закона 99-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п.7.4 документации об электронном аукционе установлено требование к участнику закупки, а именно:

7.4.

Документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленному п.1,2. Ч.1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ:

Копия собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сурдологии-оториноларингологии  на территории Томской области  или копия собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области.

(Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 09.04.2015 № 178н, ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №1664 н от 27.12.2011 года).

Указанный документ требуется при условии самостоятельного исполнения участником закупки обязанности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов. В случае непредставления указанной лицензии участник закупки обязан привлечь для исполнения указанной обязанности Соисполнителя, имеющего соответствующую лицензию.

Дополнительных требований к медицинскому персоналу, осуществляющему индивидуальную настройку слуховых аппаратов, документацией об электронном аукционе не установлено.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России, пришла к выводу, что заказчиком не нарушено требований законодательства Российской Федерации, а именно Закона 44-ФЗ.

  1. В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона 44-ФЗ, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Предмет контракта «Поставка инвалидам в 2016 году слуховых аппаратов» регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормативными актами, устанавливающими требования к реабилитационным мероприятиям, требования к техническим средствам реабилитации и др., в результате этого имеет многоцелевую направленность, а именно: доведение слухового аппарата до конкретного инвалида по месту его жительства с подбором его комплектации, индивидуальной настройкой слухового аппарата в зависимости от медицинских показаний инвалида.

Предмет контракта неразделим, так как зависит и проводится в целях реабилитации слуха инвалидам посредством поставленных технических средств реабилитации, подобранных в соответствии с медицинскими показаниями конкретного физического лица (инвалида) адресно.

Классификатор технических средств реабилитации, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.05.2013 №214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-Р» предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности.

В данном классификаторе отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов.

Поставка слухового аппарата без его индивидуальной настройки для каждого конкретного инвалида, не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации.

В соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельной категории граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Поскольку предметом закупки является поставка товара – слуховых аппаратов, то заказчик на основании п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ обязан установить запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых (код 26.60.14.120), ввиду того, что постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102, введен запрет на поставку такого товара из иностранных государств.

  1. В соответствии с ч.5 ст.65 Закона 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В п.4.1.1 информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что предметом закупки является поставка инвалидам в 2017  году слуховых аппаратов.

В разъяснении документации об электронном аукционе от 08.02.2017 заказчик указал, что «Предметом контракта является именно поставка товара, так как данные слуховые аппараты не изготавливаются индивидуально под каждого инвалида, а изготавливаются промышленным образом партиями.

Поставщик (или соисполнитель) осуществляет лишь индивидуальную настройку слухового аппарата в отношении каждого инвалида.

Требование о наличии лицензии  внесено в документацию по инициативе конечных потребителей (инвалидов) и в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается следующим.

Классификатор технических средств реабилитации, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 214н, предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности.

В перечне отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов.

При этом, конечным итогом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в т.ч. слуховыми аппаратами, является их полная реабилитация, т.е. восстановление тех или иных функций организма. В данном, рассматриваемом случае, восстановление слуха.

Следовательно, предоставление слухового аппарата (только поставка) без его индивидуальной настройки для каждого конкретного инвалида,  не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации, более того, слуховой аппарат без его настройки опасен для здоровья самого инвалида.

Слуховой аппарат устанавливается инвалиду только после того, как врач проведет аудиологическое исследование на соответствующем медицинском оборудовании, с учетом индивидуальных особенностей степени нарушения слуха конкретного инвалида. Причем одному гражданину может одновременно требоваться два слуховых аппарата с разной мощностью (на правое и левое ухо).

 При подборе слухового аппарата учитываются также анатомические особенности строения ушной раковины для изготовления ушного вкладыша, что предполагает снятие слепка наружного слухового прохода и ушной раковины.

 Данная манипуляция производится в глубине слухового прохода в непосредственной близости от барабанной перепонки, выполняется специализированным медицинским инструментом и требует от персонала наличия специальных знаний и умений врача-сурдолога.

Следовательно, настройка слухового аппарата в «полевых» условиях не возможна, настройка возможна только на базе лечебного учреждения, имеющего необходимую аппаратуру и врачебный персонал».

Таким образом, заказчик во исполнение требований ст.65 Закона 44-ФЗ, ответил на запрос о разъяснении документации об электронном аукционе, относительно настройки слухового аппарата на базе лечебного учреждения, имеющего лицензию.

  1. В соответствии с ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч 3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч.2 ст.67 настоящего Федерального закона;

5) дата проведения такого аукциона в соответствии с ч.3 ст.68 настоящего Федерального закона;

6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями чач. 8 - 26 ст.95 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.4 ст.42 Закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должны содержаться ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» установлен  перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Перечень) с 1 января 2016 г.

Пунктом 5 указанного Перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Действие Постановления № 1457 не распространяется на закупки, объектом которых является поставка товара, соответственно, довод заявителя о нарушении заказчиком требований ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ, не нашел подтверждения.

6.В соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Предметом контракта является именно поставка товара, так как данные слуховые аппараты не изготавливаются индивидуально под каждого инвалида, а изготавливаются промышленным образом партиями.

Поставщик (или соисполнитель) осуществляет лишь индивидуальную настройку слухового аппарата в отношении каждого инвалида.

Требование о наличии лицензии  внесено в документацию по инициативе конечных потребителей (инвалидов) и в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается следующим.

Классификатор технических средств реабилитации, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 214н, предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности.

В перечне отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов.

При этом, конечным итогом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в т.ч. слуховыми аппаратами, является их полная реабилитация, т.е. восстановление тех или иных функций организма. В данном, рассматриваемом случае, восстановление слуха.

Следовательно, предоставление слухового аппарата (только поставка) без его индивидуальной настройки для каждого конкретного инвалида,  не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации, более того, слуховой аппарат без его настройки опасен для здоровья самого инвалида.

Слуховой аппарат устанавливается инвалиду только после того, как врач проведет аудиологическое исследование на соответствующем медицинском оборудовании, с учетом индивидуальных особенностей степени нарушения слуха конкретного инвалида. Причем одному гражданину может одновременно требоваться два слуховых аппарата с разной мощностью (на правое и левое ухо).

Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу п.46 ч.1 ст.12 Закона 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии–оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса «В», представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включают работы (услуги), в том числе по сурдологии-оториноларингологии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 155н утвержден «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология-оториноларингология», в соответствии с которым медицинская помощь по профилю «сурдология-оториноларингология» включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопро-тезирование (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 155н).

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 № 09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачом-сурдологом.

Осмотр, диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор, настройку, обучение пользованию и выдачу слуховых аппаратов в соответствии с аукционной документацией, исходя из требований действующего законодательства, должен оказывать врач сурдолог-оториноларинголог, специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н, по специальности «сурдология-оториноларингология» и который имеет право, в том числе самостоятельно определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; проводить диагностические, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; осуществлять подбор слуховых аппаратов.

Таким образом, деятельность по индивидуальной настройке слухового аппарата   подлежит обязательному лицензированию согласно требованиям статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется обязательное требование о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Учитывая, что в рамках контракта требуется осуществлять осмотр врачом-сурдологом, проводить диагностику степени и характера нарушений слуха, подбор (включая изготовление ушного вкладыша), настройку слуховых аппаратов, что невозможно без лицензии на медицинскую деятельность, заказчиком в документации установлены такие требования к участникам закупки, что не противоречит Закону о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 10 Порядка при выдаче слуховых аппаратов в медицинской документации делается запись о выдаче такого аппарата.

Данный факт также подтверждает возможность осуществления осмотра только лицом, имеющим такую лицензию (или соисполнителем).

В данном случае поставка товара и подбор, настройка, обучение пользования имеют непосредственную взаимосвязь и подчинены общей цели – обеспечение инвалидов надлежащими средствами реабилитации для улучшения качества их жизни.

Следовательно, поставка слухового аппарата и его индивидуальная настройка  при обеспечении инвалидов слуховыми аппаратами технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью  обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами.

Согласно ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из указанных норм законодательства следует, что Заказчик вправе определить в документации об электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика нарушений ст.8 Закона 44-ФЗ.

Внеплановая проверка материалов закупки «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов»  (извещение №0265100000417000023) в отношении исполнения заказчиком требований Закона 44-ФЗ, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Руководствуясь ст.ст. 8, 14, 31, 33, 63, 64, 99, 106 Закона 44-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением №1457, Комиссия Томского УФАС России

РЕШИЛА:

1.0265100000417000023

2.

  1. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов»  (Закупка № 0265100000417000023).  
  2. Выдать аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об отмене протоколы от 14.02.2017 № 0265100000417000023/1, 0265100000417000023-2 от 17.02.2017.
  3. Передать материалы дела №03-10/20-17 должностному лицу, уполномоченному в силу ст.28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности.

 

 

Председатель комиссии

Алиев Р.А.       

Члены комиссии

Лосев В.Г.

Саналова О.В.

Некрасова Л.А.

Насонова В.К.

Вилесова А.А.

 

 

В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны