Решение б/н Решение по делу №03-10/26-15, возбужденному по жалобе ООО «Г... от 21 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ №03-10/26-15

03.03.2015                                                                                                                       г. Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Томского УФАС России) в составе:

председателя комиссии:

Алиева Р.А.,

заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок;

членов комиссии:

Ураевой Л.Р.,

заместителя начальника отдела контроля закупок;

Константинова В.А.,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

Криворучко А.П.,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

Гайдамовича И.П.,

специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

Иванова Р.М.,

старшего специалиста 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

при участии представителей:

  • заказчика — ГУ – ТРО ФСС РФ Т., Б.,М, рассмотрев дело №03-10/26-15, возбужденное по жалобе ООО «Гарант» на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами в 2015 году», в отсутствие заявителя – ООО «Гарант», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела №03-10/26-15 (исх.№АК/867 от 26.02.2015),

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России обратилось ООО «Гарант» (далее - заявитель) (вх.№1104 от 25.02.2015) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ), на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами в 2015 году» (извещение №0265100000415000043), (далее — электронный аукцион), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В жалобе заявитель сообщает, что согласно аукционной документации, объектом закупки является изготовление протезно-ортопедических изделий (далее - ПОИ): корсетов, реклинаторов-корректоров осанки и головодержателей.

Пунктом 4.1.19. Информационной карты, пунктом 2.5. Проекта государственного контранта установлено требование о том, что Исполнитель обязан осуществлять доставку готовых ПОИ по месту жительства Получателей.

Заявитель считает, что указанное требование Заказчика ограничивает конкуренцию, делая невозможным участие ряда компаний, специализирующихся на изготовлении корсетов, реклинаторов-корректоров осанки и головодержателей, и противоречит положениям Закона о контрактной системе, а также действующему законодательству в сфере обеспечения инвалидов и отдельных граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, на основании следующего.

Ранее Заявитель, с целью разъяснения вопроса о правомерности включения Заказчиками в аукционную Документацию требований об адресной доставке изготовленных ПОИ, обратился в Федеральную антимонопольную службу России (далее - ФАС России).

ФАС России, в ответе (№АВ/39040/14 от 29.09.2014) прямо указывает на недопустимость объединения в одном лоте закупки работ (услуг) по изготовлению и адресной доставке ПОИ, т.к. подобные действия могут привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.

Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 (далее - Правила) предусмотрен исчерпывающий перечень мероприятий направленных но обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации.

К ним относятся:

а) предоставление соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами (изделиями);

г) оплаты проживания инвалида (при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное В подпункте «в» настоящего перечня (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Таким образом, указанный нормативный акт не содержит требований, обязывающих организацию, с которой заключен государственный контракт на изготовление ПОИ, доставлять готовые изделия до Получателей.

Более того, правилами установлено, что в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно Уполномоченный орган высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом.

Кроме этого, 3аказчик, установив требование к адресной доставке готовых ПОИ Получателям, в нарушение норм, предусмотренных п.2 ч.1 ст.42 Закона 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки не указал информацию о местах доставки данного товара.

Необходимо отметить, что заказчик имеет возможность в аукционной документации указать перечень населенных пунктов и количество проживающих в них Получателей, которых следует обеспечить корсетами, реклинаторами и головодержателями, однако вопреки требованиям Закона о контрактной системе, этого не сделал, ограничившись указанием неконкретных данных.

По мнению заявителя, устанавливая в аукционной документации требования по адресной доставке Получателям готовых ПОИ, заказчик создает преимущества участникам из Томской области, потому как в отличие от участников из других регионов, они, как правило, имеют служебный автотранспорт, больший штат работников, а также филиалы в других населенных пунктах Томской области помимо г. Томска, что в свою очередь позволяет им существенно уменьшить расходы на указанные мероприятия.

Кроме этого заявитель указывает, что на протяжении 2013-2014 г.г. единственным исполнителем государственных контрактов, объектом которых было обеспечение инвалидов корсетами, реклинаторами и головодержателями, являлось Федеральное государственное унитарное предприятие «Томское протезно-­ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГУП «Томское ПрОП») (3акупки №0265100000413000017, № 0265100000413000024, №0265100000413000120, №0265100000413000182, №0265100000413000211, №0265100000413000342, №0265100000414000090, №0265100000414000237). По мнению заявителя,  усматривается взаимосвязь (сговор) Заказчика и ФГУП «Томское ПрОП» при размещении и исполнении государственных заказов по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

На основании изложенного заявитель просит признать настоящую жалобу обоснованной и выдать 3аказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Представители заказчика в письменной отзыве на жалобу в заседании Комиссии Томского УФАС России пояснили следующее:

В п. 4.1.19. Информационной карты аукционной документации, п. 2.3 Извещения, прямо указано место доставки: Российская Федерация, Томская область, доставка до получателя, до конкретного получателя, составленные с учетом заявлений инвалидов. Доставка результата работ осуществляется авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом и иными способами на условиях DDP лично Получателю.  

При этом, п. 4.2.1 документации и п.2.5 извещения предусмотрено, что в цену государственного контракта включены все расходы, необходимые для доставки результата работ в соответствии с Техническим заданием, в т.ч. страхование, таможенные пошлины, налоги, расходы по доставке товара Получателю на условиях DDP, расходы за проезд Получателей, а также сопровождающих лиц, для замены или ремонта Изделий до истечения его гарантийного срока и другие расходы и обязательные платежи, которые могут возникнуть у Поставщика в ходе исполнения государственного контракта.

Представители заказчика поясняют, что предметом закупки является выполнение работ, а не поставка готовых товаров (технических средств реабилитации), так как данный вид средств реабилитации подразумевает получение результатов работ для каждого конкретного инвалида по индивидуальным обмерам и слепкам, т.е. работу с каждым инвалидом, получившим направление или обратившемуся к исполнителю по государственному  контракту.

Без замеров и изготовления индивидуальных слепков для каждого конкретного инвалида невозможно поставить готовые к употреблению результаты работ в связи с различными индивидуальными особенностями инвалидов.

Представители заказчика указывают, что в техническом задании прямо предусмотрено, что выполняемые работы должны включать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с инвалидами, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата травматологического, ортопедического, неврологического и иного характера заболеваний, а также других дефектов организма и обеспечивать лечение, восстановление и компенсацию утраченных функций организма и неустранимых анатомических дефектов и деформаций.

При этом, работы по обеспечению инвалидов ортезами следует считать эффективно исполненными, если у инвалида восстановлена опорная и двигательная функции, созданы условия для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни, что невозможно без примерки и дальнейшей подгонки результатов работ.

В соответствии с п.5 Порядка, уполномоченный орган (т.е. Фонд социального страхования) рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

- высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение

- либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется организациями, отобранным в ходе проведения «конкурсных» процедур, с которым заключены государственные контракты, в течение 15 дней с момента получения заявления от инвалида уполномоченным органом (т.е. Фондом).

Следовательно,      Исполнитель,       с        которым     будет          заключен государственный контракт по итогам размещения заказа, обязан предусмотреть возможность доставки результатов работ в любой населенный пункт, расположенный на территории Томской области непосредственно до каждого инвалида, на условиях DDP («Delivered Duty Paid» («Поставка с оплатой пошлин»), которая означает, что продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения - т.е. до конкретного получателя), в течение 15 дней с момента получения такой заявки.

По условиям аукционной документации, доставка результатов работ осуществляется по письменной заявке Заказчика, либо представления инвалидом (Получателем) направления на получение изделий, выданного Заказчиком.

Конкретное количество, которым обеспечивается каждый инвалид, в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, и, как следствие, конкретное место доставки на территории Томской области, определяется только после обращения Получателя к Заказчику. На момент проведения закупки и заключения государственного контракта, данной информацией Заказчик не располагает.

Следовательно, заявка на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, формируется в момент обращения Получателя к Заказчику, т.е. уже после заключения государственного контракта, в ходе его непосредственного исполнения и доставка должна быть осуществлена в любой населенный пункт, расположенный на территории Томской области, в котором проживает гражданин, подпадающий под действие Постановления №240 и которому, в соответствии с разработанной ему индивидуальной программой реабилитации инвалида, необходимо обеспечение техническими средствами реабилитации.

Конкретные адреса, наименования населенных пунктов на территории Томской области, количество ТСР, необходимое для доставки в конкретный населенный пункт области, станут известны только в ходе исполнения уже заключенного государственного контракта, когда инвалид обратится в Фонд с индивидуальной программой реабилитации.

Ссылка участника закупки на неправомерность совмещения в одном лоте логистических услуг и договора на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами со ссылкой на письмо ФАС России от 29.09.2014 №АВ/З9040/14 не состоятельна, так как в соответствии с п.2. ч.1 ст.42 Закона 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки и документация должна содержать информацию о месте доставки товара, являющегося предметом контракта; предметом контракта является выполнение работ по обеспечению инвалидов ортезами, а в письме, на которое ссылается заявитель, речь идет о недопустимости проведения в одном лоте закупок услуг по поставке, хранению и адресной доставке по месту жительства инвалидов протезно-ортопедических изделий.

При этом, в соответствии с техническим заданием, работы по обеспечению инвалидов ортезами следует считать эффективно исполненными, если у инвалида восстановлена опорная и двигательная функции, созданы условия для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни, что невозможно без примерки и дальнейшей подгонки результатов работ.

Следовательно, в отношении обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, невозможно отделить поставку каких-либо средств реабилитации и их дальнейшую подгонку и установку каким-либо иным исполнителем, так как, как уже указывалось выше результатом работ должно быть восстановление утраченных функций организма.

Также представители заказчика пояснили, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области согласовывались ранее подобные контракты с единственным поставщиком (в связи с подачей единственной заявки на участие в аукционе):

- аукцион №0265100000414000159 «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами в 2014 году» - письмо согласования от 26.09.2014 №ИГ/6616, при этом исполнителем являлся ЗАО «ОТТ БОКК -Ортопедическая техника», зарегистрированной по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Путилково, участок 69 км МКАД, офисно-общественный комплекс ЗЛО «Гринвуд», стр. 1.

- аукцион №026510000041400014 «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами в 2014 году» - письмо согласования от 17.09.2014 N2AК/6025 , при этом исполнителем являлся ЗАО ФГУП «Иркутское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России, зарегистрированной по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ямская, д. 50.

Данные аукционы наглядно показывают несостоятельность доводов заявителя о наличии «взаимосвязи» между ФГУП «Томское протезно­-ортопедическое предприятие» и Томским региональным отделением и заключением контрактов только с ФГУП «Томское протезно-ортопедическое предприятие» с целью создания преимуществ предприятиям Томской области.

На основании изложенного, заказчик считает жалобу необоснованной.

Изучив доводы жалобы ООО «Гарант», заслушав представителя заказчика, проведя внеплановую проверку на основании ч.15.ст.99 Закона 44-ФЗ  всех материалов закупки №0265100000415000043, комиссия Томского УФАС России установила:

Извещение №0265100000415000043, о проведении электронного аукциона  и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2015.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 942 428,84 рублей.

Заказчик: Государственное учреждение – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предмет контракта: Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами в 2015 году.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 ст.33 Закона 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Изучив извещение и документацию о проведении электронного аукциона №0265100000415000043, Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчиком во исполнение указанных норм в Техническом задании установлены характеристики объекта закупки (Приложение №2 Документации об аукционе). В том числе, в п.5 Технического задания установлены требования к месту доставки результатов работ: «Место, условия и сроки (периоды) доставки результатов работ до конкретного получателя, составленные с учетом заявлений инвалидов, определяются Заказчиком. Поставка осуществляется по месту жительства инвалида не позднее 30 декабря 2015 года».

Комиссия Томского УФАС России установила, что предметом контракта не является только поставка ортезов инвалидам. В соответствии с разделом «Общие требования» Технического задания выполнение работ по ортезированию должны быть направлены на изготовление технических устройств, к которым относятся  аппараты ортопедические, корсеты, бандажи, реклинаторы, туторы, бандажи, комплекты для протезирования женщин после мастэктомии, для обеспечения  механической фиксации, разгрузки, компенсации поврежденных или реконструированных суставов, костей, сумочно-связочного или мышечно-связочного аппарата и других функций организма. Выполняемые работы должны включать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с инвалидами, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата травматологического, ортопедического, неврологического и иного характера заболеваний, а также других дефектов  организма  и  обеспечивать  лечение, восстановление и компенсацию утраченных функций организма и неустранимых анатомических дефектов и деформаций.

Комиссия Томского УФАС России установила, что включение в документацию об электронном аукционе требования о доставке результатов работ непосредственно до получателя, расположенного на территории Томской области, обусловлена действующим законодательством, регламентирующим порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»), а также спецификой выполняемой работы (необходимость осуществления замеров и изготовления индивидуальных слепков для каждого конкретного инвалида).

На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик, руководствуясь требованиями действующего законодательства  РФ о контрактной системе в сфере закупок, а также требованиями законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, установил показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика по установлению требований в аукционной документации к показателям выполняемых работ, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Проведя внеплановую проверку, проверив положения документации об электронном аукционе, в том числе, действия заказчика по установлению требований в документации об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч.15 ст.99, ст.106 Закона 44-ФЗ,  Комиссия Томского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Гарант» на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортезами в 2015 году» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

 

Алиев Р.А.

 

Члены комиссии

 

 

Ураева Л.Р.

 

 

 

Константинов В.А

 

Криворучко А.П.

 

Гайдамович И.П.

 

Иванов Р.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны