Решение б/н Решение по делу №03-10/33-17, возбужденному по жалобе ООО «... от 28 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №03-10/33-17

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» марта 2017г.                                       г. Томск

Решение изготовлено в полном объеме «20» марта  2017г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Томского УФАС России) в составе:

председателя комиссии:

Алиева Р.А.,

заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок;

членов комиссии:

Лосева В.Г.,                      заместителя начальника отдела контроля закупок;

Саналовой О.В.,

Вилесовой А.А.,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

в присутствие  представителей:

- заказчика - Государственного учреждения – Томское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ — ТРО ФСС РФ) Ш. (доверенность), Т. (доверенность), О. (доверенность);

- в отсутствие заявителя — Общества с ограниченной ответственностью «ВЕДИКОР» (далее - ООО «ВЕДИКОР»), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии (АВ/1158 от 09.03.2017);

рассмотрев дело №03-10/33-17, возбужденное по жалобе ООО «ВЕДИКОР» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов» (извещение № 0265100000417000023),   

                              УСТАНОВИЛА:

07.03.2017 в Томское УФАС России обратилось ООО «ВЕДИКОР» (вх.№1211) с жалобой на действия заказчика – ГУ — ТРО ФСС РФ при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов», нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.

В жалобе заявитель сообщает, что содержание аукционной документации противоречит требованиям Закона 44-ФЗ, а именно:

  1. Заявитель считает, что заказчиком не предусмотрена возможность поставки и настройки слуховых аппаратов инвалидам лицами, соответствующим положениям Профессионального стандарта специалистами в области слухопротезирования (сурдоакустик). Тем самым заказчик ограничивает возможность участия в закупке большому кругу лиц, которые соответствуют положениям профессионального стандарта, но не обладают требуемой заказчиком лицензией.
  2. Заявитель считает, что в аукционной документации заказчик необоснованно установил ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление №102), в то время как аукцион проводится на услуги слухопротезирования, а не на поставку товара.
  3. Заявитель указывает, что в техническом задании заказчиком указаны технические характеристики слуховых аппаратов как: регулятор громкости, телефонную катушку, переключение режимов работы, регулировка тембра низких частот и другие.

Перечисленные технические характеристики отсутствуют во всех тех стандартах, которые указаны самим заказчиком в техническом задании. Следовательно, поскольку заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в аукционной документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования всех перечисленных выше технических характеристик. Однако такого обоснования необходимости использования всех перечисленных выше технических характеристик, не предусмотренных стандартами, в аукционной документации не имеется.

  1. 03.03.2017 заказчиком размещено разъяснение на поданный третьим лицом запрос, в котором заказчик указал о том, что в аукционную документацию будут внесены изменения. Однако изменений заказчиком в аукционную документацию внесено не было (на момент составления жалобы 07.03.2017). В связи с этим заявитель не сформировал заявку и не участвовал в закупке.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений законодательства, а именно внести изменения в аукционную документацию, приведя ее в соответствие с требованиями Закона 44-ФЗ.

В письменном пояснении на жалобу, а также на заседании Комиссии Томского УФАС России, представители заказчика нарушения отрицали, пояснив следующее:

  1. Предметом контракта является именно поставка товара, так как данные слуховые аппараты не изготавливаются индивидуально под каждого инвалида, а изготавливаются  промышленным образом, партиями.

Специалист по сурдопротезированию необходим только для индивидуальной настройки слухового аппарата в соответствии с параметрами инвалида.

  1. Заказчик указывает на п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 (далее – Правила 240), в соответствии с которым обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). При этом, в федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р (далее – Перечень 2347-р), в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (п.4), а в раздел «Технические средства реабилитации» включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (п.17). Таким образом, в перечне отсутствует  реабилитационное мероприятие: слухопротезирование, на которое ссылается в своей жалобе заявитель.

Заказчик считает, что действовал в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, так как на основании п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ он обязан был установить условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, ввиду того, что Постановлением № 102 в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых (ОКПД2 26.60.14.120) введен запрет на поставку такого товара из иностранных государств. 

В аукционной документации установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением №102.

  1. Во исполнение п.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчиком были проанализированы действующие технические регламенты и иные документы в национальной системе стандартизации. В документации указано, что общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии со стандартами и ГОСТами, установленными в техническом задании документации об электронном аукционе.

Закон не запрещает конкретизировать объект закупки, так как в стандартах и регламентах указываются только общие требования к данному виду товаров при его изготовлении, без конкретизации. В силу ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, должна содержать такие показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.

В связи с чем заказчик считает, что вправе определить в документации такие требования к качеству, техническим и функциональным свойствам товара, которые соответствуют требованиям (инвалидов) и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

  1. 03.03.2017 заказчиком внесены изменения в документацию в единой информационной системе и направлено на контроль, однако, по техническим неисправностям в работе сайта, на контроль информация об изменении документации пришла только 07.03.2017, контроль пройден 07.03.2017, таким образом, изменения в документации размещены только 07.03.2017.

В связи с технической неисправностью в работе сайта, в целях соблюдения требования ч.6 ст.62 Закона 44-ФЗ, 07.03.2017 в извещение внесены изменения в части продления сроков подачи заявок не менее чем на 7 дней.

На основании изложенного, заказчик считает, что документация об электронном аукционе разработана в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с рекомендациями самих инвалидов и  просит признать жалобу необоснованной.

Изучив доводы жалобы ООО «ВЕДИКОР», письменный отзыв заказчика, проведя внеплановую проверку всех материалов закупки № 0265100000417000023, заслушав представителей заказчика Комиссия Томского УФАС России установила:

Извещение № 0265100000417000023 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 31.01.2017.

Изменения в документацию об электронном аукционе внесены – 28.02.2017, 07.03.2017, 10.03.2017.

Аукцион проводится на электронной площадке РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 010 396, 60 рублей.

Заказчик – Государственное учреждение – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предмет аукциона: поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов.

  1. Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса «В», представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение.

В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включают работы (услуги), в том числе по сурдологии-оториноларингологии.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 11.02.2010 №09-Г-1324 деятельность по подбору слуховых аппаратов, их индивидуальной настройке и обучению пациентов правилам их пользования, подлежит лицензированию и осуществляется врачем-сурдологом.

Таким образом, деятельность по индивидуальной настройке слухового аппарата подлежит обязательному лицензированию согласно требованию ст.12 Закона 99-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п.7.4 документации об электронном аукционе установлено требование к участнику закупки, а именно:

7.4.

Документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленному п.1,2. Ч.1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ:

Копия собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сурдологии-оториноларингологии  на территории Томской области  или копия собственной действующей лицензии участника закупки на медицинскую деятельность при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: сурдологии-оториноларингологии на территории Томской области.

(Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 09.04.2015 № 178н, ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №1664 н от 27.12.2011 года).

Указанный документ требуется при условии самостоятельного исполнения участником закупки обязанности по индивидуальной настройке слуховых аппаратов. В случае непредставления указанной лицензии участник закупки обязан привлечь для исполнения указанной обязанности Соисполнителя, имеющего соответствующую лицензию.

Дополнительных требований к медицинскому персоналу, осуществляющему индивидуальную настройку слуховых аппаратов, документацией об электронном аукционе не установлено.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России, пришла к выводу, о правомерности установления  в документации об электронном аукционе требования о соответствии участника аукциона требованиям, предусмотренным по ст.31 Закона 44-ФЗ, а именно о наличии у участника электронного аукциона лицензии на медицинскую деятельность при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сурдологии-оториноларингологии  на территории Томской области.

  1. В соответствии с п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона 44-ФЗ, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Предмет контракта «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов» регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормативными актами, устанавливающими требования к реабилитационным мероприятиям, требования к техническим средствам реабилитации и др., в результате этого имеет многоцелевую направленность, а именно: доведение слухового аппарата до конкретного инвалида по месту его жительства с подбором его комплектации, индивидуальной настройкой слухового аппарата в зависимости от медицинских показаний инвалида.

Предмет контракта неразделим, так как зависит и проводится в целях реабилитации слуха инвалидам посредством поставленных технических средств реабилитации, подобранных в соответствии с медицинскими показаниями конкретного физического лица (инвалида) адресно.

Классификатор технических средств реабилитации, утвержденный Приказом Минтруда России от 24.05.2013 №214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-Р» предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности.

В данном классификаторе отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов.

Поставка слухового аппарата без его индивидуальной настройки для каждого конкретного инвалида, не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации.

В соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельной категории граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Поскольку предметом закупки является поставка товара – слуховых аппаратов, то заказчик на основании п.7 ч.5 ст.63 Закона 44-ФЗ обязан установить запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых (код 26.60.14.120), ввиду того, что постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 №102, введен запрет на поставку такого товара из иностранных государств.

  1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

 Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ  заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе установлены следующие характеристики товара: «Слуховые аппараты должны иметь следующие дополнительные параметры:

•   регулятор громкости,

•   телефонную катушку,

•   переключение режимов работы

•   регулировка тембра низких частот;

•   регулировка АРУ по выходу;

•   звуковой сигнал разряда батареи;

•   компрессию в каждом из каналов цифровой обработки акустического сигнала;

•   изменяемую частоту разделения каналов;

•   систему направленных микрофонов;

•   количество микрофонов не менее 2;

•   кнопку переключения программ, телефонную катушку;

•   систему подавления собственных шумов микрофона;

•   адаптивную систему снижения шума и улучшения разборчивости речи;

•   программируемую функцию задержки включения аппарата;

•   программируемый регулятор громкости;

•   акустический сигнал предупреждающий о разряде батарейки;

•   совместимость со стандартными FM – системами;

•   автоматическое определение аудиобашмака;

•   запирающийся батарейный отсек».

Заказчиком в заседание Комиссии Томского УФАС России представлена информация  и сведения о наличии на рынке слуховых аппаратов, соответствующих характеристикам, установленным в техническом задании документации об электронном аукционе.

Комиссия Томского УФАС России установила, что в рамках формирования заказа ГУ- ТРО ФСС РФ руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности, при этом заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение получателя (инвалида - гражданина) необходимыми ему слуховыми аппаратами  с индивидуальными параметрами.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком правомерно установлены характеристики товара в соответствии со ст.33 Закона 44-ФЗ.

  1. В соответствии с ч.6 ст.65 Закона 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.

03.03.2017 заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.

Частью 7 ст.99 Закона 44-ФЗ на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями полномочия соответственно органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований на осуществление предусмотренного ч.5 настоящей статьи контроля могут быть переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.99 Закона 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.

В соответствии со скриншотом из личного кабинета на Официальном сайте, представленным заказчиком в заседание Комиссии Томского УФАС России, информация о внесении изменений отправлена на контроль 03.03.2017. 06.03.2017 контроль пройден, изменения извещения о проведении электронного аукциона размещено 07.03.2017.

Таким образом, заказчиком внесены изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации о контрактной системе, установленными в ст.65 Закона 44-ФЗ.

Внеплановая проверка материалов закупки «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов» (извещение №0265100000417000023) в отношении исполнения заказчиком требований Закона 44-ФЗ, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Руководствуясь ст.ст. 8, 31, 33, 63, 64, 65, 99, 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ВЕДИКОР» на действия заказчика Томское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году слуховых аппаратов»  (Закупка № 0265100000417000023) необоснованной.  

 

 

 

Председатель комиссии

Алиев Р.А.       

Члены комиссии

Лосев В.Г.

Саналова О.В.

Вилесова А.А.

 

 

В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны