Решение б/н Решение по делу 03-10/38-17, возбужденному по жалобе ООО «Ти... от 28 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-10/38-17

Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2017г.                            г. Томск

Решение изготовлено в полном объеме «21» марта 2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия Томского УФАС России) в составе:

председателя комиссии:

Алиева Р.А.,

заместителя руководителя - начальника отдела контроля

закупок;

 

членов комиссии:

 

Лосева В.Г.,

заместителя начальника отдела контроля закупок;

 

Саналовой О.В.,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

 

Некрасовой Л.А.,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

 

Насоновой В.К.,

специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

 

Вилесовой А.А.,

специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

 

рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-ФЗ) дело № 03-10/38-17, возбужденное по жалобе ООО «Тифлотек» на действия заказчика Государственного учреждения – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик, ГУ ТРО ФСС РФ) при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем» (извещение от 01.03.2017 №0265100000417000109),

при участии представителей заказчика Т. (доверенность), Ш. (доверенность). О. (доверенность), без участия ООО «Тифлотек» (далее – Заявитель жалобы), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы (исх. № ВН/1167 от 09.03.2017), и направившего посредством электронной почты в адрес Томского УФАС России уведомление о возможности рассмотрения дела без участия представителей заявителя жалобы (вх. № 1470 от 15.03.2017),

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России обратилось ООО «Тифлотек» (вх.№1273 от 09.03.2017) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ), на действия Заказчика при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем» (извещение №0265100000417000109), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из жалобы следует, что в состав документации об электронном аукционе включено описание функциональных и технических характеристик требуемого к поставке товара – электронного ручного видеоувеличителя (далее - ЭРВУ) (Техническое задание), где, среди прочего, указано, что ЭРВУ должен иметь следующие технические характеристики:

- режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте;

- режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения;

- габаритные размеры не более 140х75х35 (мм);

- сумка с ремнем для переноски.

Указанные режимы ЭРВУ запатентованы в качестве полезной модели (патенты на полезные модели № 116665 и № 137827) ООО «КРУСТ».

Наличие указанных требований, по мнению заявителя, являются нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, согласно которому в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении патентов, полезных моделей, промышленных образцов при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Заявитель жалобы считает, что указанные функции не могут быть включены в техническое задание закупки, поскольку именно определенный набор таких функций соответствует конкретному изделию конкретного производителя, следовательно, создаются дискриминационные условия для участия в закупке.

Заявитель жалобы указывает, что на рынке технических средств реабилитации имеются ЭРВУ от производителей различных моделей, габаритные размеры которых по длине начинаются от 125 мм и заканчиваются 174 мм, по ширине от 73 мм и до 95 мм, по глубине от 24 мм до 40 мм, различия в габаритных размерах между ЭРВУ от различных производителей являются минимальными, что, по мнению заявителя, ни как не влияет на удобство использования и реабилитационные функции технического средства реабилитации. Предъявляемое Заказчиком требование к предельным габаритам данного технического средства реабилитации в нарушение действующего законодательства прямо направлено на ограничение количество участников закупки.

По мнению заявителя жалобы, сумка с ремнем для переноски не является ни функциональной, ни технической, ни качественной, ни эксплуатационной характеристикой ЭРВУ. Данный предмет является лишь аксессуаром объекта поставки. Многие ЭРВУ вместо сумки с ремнем для переноски в своем комплекте имеют чехлы, защищающие их от внешних воздействий при транспортировке, переноске. Соответственно данное требование не должно содержаться в описании объекта закупки

На основании изложенного ООО «Тифлотек» считает, что требования Заказчика о габаритных размерах ЭРВУ «не более 140х75х35(мм)», наличии двух запатентованных режимов, а также «сумки с ремнем для переноски» существенно ограничивает количество участников закупки, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный ст. 8 Закона 44-ФЗ.

По качеству и безопасности товара специальные устройства для оптической коррекции слабовидения (электронно-оптические) должны отвечать требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия», Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51632-2014 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний», а также требованиям государственных стандартов на однородные группы технических средств реабилитации, санитарно-эпидемиологическим требованиям действующих санитарных правил.

Классификация ЭРВУ представлена в «Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9999:2014 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология». Код классификации 22.03.18 «Видеосистемы, увеличивающие изображение. Устройства для отображения на экране увеличенного изображения объекта, зафиксированного видеокамерой».

ООО «Тифлотек» в своей жалобе указывает, что с 01.07.2016 вступили в силу изменения внесенные Федеральным законом от 05.024.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации», в связи с чем, заказчик при составлении документации о закупке должен использовать документацию национальной системы стандартизации, а в случае неиспользования обосновать в документации о закупке причину, в соответствии с положениями ст.33 Закона 44-ФЗ.

Заявитель жалобы указывает на то, что вышеназванные нормативные документы не содержат положений, согласно которым ЭРВУ должен иметь «режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения», «режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте», габаритные размеры «не более 140х75х35(мм)», а также нет требования о наличии в комплекте поставки ЭРВУ «сумка с ремнем для переноски», в связи с чем полагает, что Заказчик при составлении описания объекта закупки не руководствовался законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации. Заявитель жалобы полагает, что в нарушение пп.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ в документации электронного аукциона не содержится обоснование наличия повышенных требований к товару, требуемого к поставке.

ООО «Тифлотек» указывает на возможное наличие сговора Заказчика с вероятными поставщиками продукции, производимой ООО «КРУСТ», либо аффилированными с ним лицами, что может подтверждаться тем, что все обращающиеся на действующем товарном рынке ЭРВУ выпускаются предприятиями, входящими в одну группу лиц. Других ЭРВУ, соответствующих требованиям Заказчика на ранке технических средств реабилитации не имеется. Указанные факты, по мнению заявителя жалобы, свидетельствуют о возможном наличии картельного сговора между ООО «КРУСТ», ООО «СЦЛЕС» и ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ».

На основании изложенного, ООО «Тифлотек» просит осуществить внеплановую проверку правомерности и законности действий Заказчика; внести изменения в описание объекта закупки – ЭРВУ в части указания в габаритных размерах «не более 140х75х35 (мм)», позволяющих принять участие в аукционе большему количеству участников, либо исключить вообще требование о габаритных размерах из описания объекта закупки; исключить из описания объекта закупки требования о наличии «режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте» и «режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения»; исключить из описания объекта закупки требование оналичии «сумки с ремнем для переноски», либо изменить это требование, изложив следующим образом; «сумка с ремнем для переноски либо чехол (сумка) для переноски».

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали доводы, изложенные в ранее представленных в Томское УФАС России в письменных пояснениях (вх. № 1412 от 14.03.2017), указав, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона 44-ФЗ, а доводы жалобы являются несостоятельными.

Изучив доводы жалобы ООО «Тифлотек», письменные пояснения Заказчика, заслушав в ходе рассмотрения дела № 03-10/38-17 представителей Заказчика, а также проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ материалов закупки № 0265100000417000109, Комиссия Томского УФАС России установила:

Извещение № 0265100000417000109 о проведении электронного аукциона и аукционная документация опубликованы на Официальном сайте Единой информационной системе (далее – Официальный сайт) - 01.03.2017.

Начальная (максимальная) цена контракта 479 632,40 рублей.

Заказчик – Государственное учреждение – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Объект закупки - поставка инвалидам в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Тифлотек» процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией Заказчика проведена 10.03.2017. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0265100000417000109/1 от 10.03.2017 на данную закупку было подано 3 заявки, которые аукционной комиссией в порядке ст.67 Закона 44-ФЗ допущены до участия в электронном аукционе.

Электронный аукцион № 0265100000417000109 состоялся на электронной площадке РТС-тендер 13.03.2017, в котором приняли участие 3 (три) участника электронного аукциона. Исходя из сведений, отраженных в протоколе проведения электронного аукциона минимальное предложение о цене контракта предложено участником электронного аукциона, порядковый номер заявки которого 2 (256 602,59 рублей).

На момент рассмотрения жалобы ООО «Тифлотек» контракт по результатам проведения электронного аукциона № 0265100000417000109 не заключен.

Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Из п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частью 2 ст.33 Закона 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения советующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Закон 44-ФЗ предусматривает правила описания объекта закупки, при этом не предусматривает необходимости обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара и не запрещает заказчику включать детальное описание объекта закупки, с целью определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Функциональные, технические и качественные характеристики, объекта закупки по электронному аукциону установлены Заказчиком в техническом задании, являющимся приложением № 1 к документации электронного аукциона, в том числе и следующие технические характеристики: «режим обновления внутреннего программного обеспечения аппарата из файлов, записанных на флэш-карте», «режим записи и воспроизведения звукового комментария для каждого записанного изображения», «габаритные размеры не более 140х75х35 (мм)», «сумка с ремнем для переноски».

Довод заявителя жалобы о нарушении Заказчиком положений Закона 44-ФЗ в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признан Комиссией Томского УФАС России необоснованным в виду того, что Закон 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам моделям товара на рынке.

Согласно п.4 ст.3 Закона 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, следует, что участником закупки на поставку товара может выступать любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, соответствующий требованиям документации об электронном аукционе и отвечающий потребностям Заказчика.

На участие в данном аукционе подано 3 заявки, которые были допущены к участию в торгах, и на аукционе принимали участие все 3 участника электронного аукциона, характеристики, предложенных ими товаров, соответствовали характеристикам, установленным Заказчиком в техническом задании документации электронного аукциона, что подтверждается протоколами, составленными в ходе проведения данной закупки.

В ходе заседания Комиссией Томского УФАС России установлено, что в рамках формирования данного электронного аукциона Заказчик руководствовался существующей потребностью конечных потребителей, требуемого к поставке товара, что является одной из основных государственных функций, возложенных на Заказчика, а именно обеспечение граждан – инвалидов необходимыми им техническими средствами реабилитации.

Кроме того, представителями Заказчика в ходе заседания Комиссии Томского УФАС России представлена информация о наличии на рынке поставщиков ЭРВУ, характеристики которых соответствуют требованиям технического задания документации об электронном аукционе.

Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что требования, установленные Заказчиком в описание объекта закупки (техническое задание документации электронного аукциона) соответствуют положениям Закона 44-ФЗ.

Из положений ч.ч.8 и 9 ст.105 Закона 44-ФЗ следует, что жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать: указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку ограничение количества участников закупки предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для поставки товара, соответствующего требованиям заказчика, на что указывает положение ч.2 ст.105 Закона 44-ФЗ.

Между тем, ООО «Тифлотек» в материалы дела № 03-10/38-17 не представлены доказательства, подтверждающие довод об ограничении количества участников закупки, требованиями, установленными Заказчиком в документации электронного аукциона.

Доводы ООО «Тифлотек» о возможном наличии сговора должностных лиц заказчика с вероятными поставщиками продукции, производимой ООО «КРУСТ», либо аффилированными с ним лицами, что может подтверждаться тем, что все обращающиеся на действующем товарном рынке ЭРВУ выпускаются предприятиями, входящими в одну группу лиц, не подлежит рассмотрению Комиссией Томского  УФАС России по контролю в сфере закупок.

Указанные действия, при их наличии, образуют состав правонарушения, предусмотренного ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

У Комиссии Томского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют полномочия по проверке действий Заказчика на предмет нарушения антимонопольного законодательства, кроме того, сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями вышеуказанного Закона и другими нормативными документами.

Проведя внеплановую проверку материалов электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем» (извещение №0265100000417000109), Комиссия Томского УФАС России не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Руководствуясь ст.ст 33, 64, 99, 105, 106 Закона 44-ФЗ и Административным регламентом ФАС по рассмотрению жалоб, Комиссия Томского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Тифлотек» на действия заказчика учреждения – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона «Поставка инвалидам в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей со встроенным дисплеем» (извещение №0265100000417000109) необоснованной.

2. Передать материалы дела № 03-10/38-17 для рассмотрения довода жалобы ООО «Тифлотек» в части наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдел контроля монополистической деятельности.

 

Председатель комиссии

 

Алиев Р.А.

 

 

 

Члены комиссии

 

Лосев В.Г.

 

 

Саналова О.В.

 

 

Некрасова Л.А.

 

 

Насонова В.К.

 

 

Вилесова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны