Решение б/н дело № 070/01/10-89/2021 , возбужденное в отношении ООО «Том... от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена «13» октября 2021 года         

   В полном объеме решение изготовлено «27» октября 2021 года  

 

 

Комиссия    Управления Федеральной антимонопольной службы по  Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – Абдурахманова А.Ф. – и.о. заместителя руководителя управления, членов Комиссии: Луневой М.А. – заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Вульф Т.Н. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 070/01/10-89/2021 , возбужденное в отношении ООО «Томскводоканал» (ИНН 7017270664, 634021, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии представителя ООО «Мария-Ра» Б. (доверенность), представителя ООО «Томскводоканал» А. (доверенность), представителей ООО «Томский расчетный центр» М. (доверенность), С. (доверенность),

 

 

     

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Томское УФАС России поступило заявление ООО «Мария-Ра» (г. Барнаул ул. Мерзликина д. 5 ИНН 2225021331) вх. № 2434 от 06.04.2021 г. (далее также – заявитель, общество), содержащее указание на нарушение ООО «Томскводоканал» (далее также – ответчик, организация) (ИНН 7017270664, адрес 634012 Томск ул. Елизаровых д. 79/2) Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении внеплановой проверки узла учета холодного водоснабжения.

По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

Между ООО «Томскводоканал» и ООО «Мария-Ра» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 7-2758 от 22.05.2014 г., согласно которому ООО «Томскводоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) обязуется подавать ООО «Мария-Ра» (Абоненту) через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду, а Абонент обязуется оплачивать принятую холодную воду.

08.02.2021 г. в ходе проверки узла учёта холодного водоснабжения по адресу г. Томск ул. 5 Армии д. 36 (магазин «Мария-Ра») ООО «Томскводоканал» было установлено отсутствие контрольной пломбы на вентиле обводной линии узла учёта, о чём составлен соответствующий акт.

В результате ООО «Томскводоканал», основываясь на акте от 08.02.2021 г., направило ООО «Мария-Ра» претензию от 19.02.2021 г. на сумму 7340539.50 рублей.

По мнению ООО «Мария-Ра», при проведении проверки приборов учёта воды ООО «Томскводоканал» нарушено действующее законодательство, так как Абонент не был уведомлен о проведении проверки, в связи с чем, проверка была осуществлена без присутствия уполномоченного представителя Абонента.

По результатам изучения и анализа имеющихся материалов Томским УФАС России выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Томскводоканал» и возбуждено дело № 070/01/10-89/2021.

В ходе рассмотрения настоящего дела комиссией установлено следующее.

В силу пункта 147 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам: а) для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; б) для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; в) для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод; г) для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод; д) для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства; е) для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

На основании пункта 148 Правил № 644 абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.

На основании пункта 149 Правил № 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.

Наличие у организации водопроводно-канализационного хозяйства права на доступ к водопроводным и канализационным сетям абонента, местам отбора проб воды, сточных вод и приборам учета холодной воды, сточных вод и на осуществление контрольных проверок корреспондирует с ее обязанностью неукоснительного соблюдения законодательно установленного порядка проведения проверок (раздел XI Правил № 644), принимая во внимание императивность требований законодательства к правилам и процедуре фиксации нарушений.

Вопросы, связанные с предварительным уведомлением абонента о предстоящей проверке, обстоятельства проведения проверок и соблюдение законодательно установленного порядка таких проверок имеют существенное значение для принятия в качестве допустимых доказательств выявленных нарушений актов составленных по их результатам.

Таким образом, для проведения проверки водопроводных и канализационных сетей абонента, установлено обязательное предварительное оповещение абонента о дате и времени проверки с целью соблюдения права абонента присутствовать при ее проведении. При отсутствии информации о проведении проверки право абонента присутствовать при проведении не может быть реализовано абонентом.

Представитель ООО «Томскводоканал» не признал нарушение антимонопольного законодательства в действиях общества ввиду следующего.

Из пояснений представителя ООО «Томскводоканал» следует, что в рамках заключенного между ООО «ТРЦ» и ООО «Томскводоканал» агентского договора № 150 от 01.02.2011 ООО «ТРЦ» обязано проводить работу по выявлению самовольного водопользования системами водоснабжения и водоотведения, осуществлять начисление абонентам платы за самовольное пользование системами водоснабжения и водоотведения.

ООО «Томскводоканал» считает, что уведомило Абонента о предстоящей проверке надлежащим образом, позвонив по номеру +, данный номер был указан в качестве контактного в Акте допуска к эксплуатации узла учёта расхода воды от 30.09.2020 г., контактным лицом указан гр. Ш. Акт проверки составлен в присутствии представителя Абонента С.

Однако данный довод не принимается комиссией в виду того, что согласно акту допуска к эксплуатации узла учета расхода воды от 30.09.2020, где представителем по доверенности ООО «Мария-Ра» значится Ш., для коммерческого учета допущен прибор учета по адресу: пер. Светлый, 32.

Акт допуска к эксплуатации узла учета расхода воды по адресу: ул. 5 Армии, 36 составлен представителем ООО «Томскводоканал» Ю. в присутствии представителя по доверенности ООО «Мария-Ра» Я. и указан другой контактный телефон.

Кроме того, согласно письму ООО «Мария-Ра» от 09.06.2021 № 115 ни Ш., ни С. работниками ООО «Мария-Ра» не являются и никогда не состояли в трудовых отношениях с ООО «Мария-Ра».

Представитель ООО  «Томскводоканал» в пояснениях от 15.09.2021 указывает, что ООО «Управляющая» и ООО «Мария-Ра» располагаются по одному адресу: г. Барнаул, ул. Мерзликина, 5 и Р является учредителем и в том, и в другом обществе. Таким образом, у ООО «Томсководоканал» имеются объективные основания считать, что юридические лица взаимозависимы. В связи с чем, возможно трудоустройство инженера – теплотехника С. и инженера отдела эксплуатации Ш. в качестве работников ООО «Управляющая» и представление интересов ООО «Мария-Ра» в качестве представителей по доверенности.

Факт того, что С. и Ш. могли быть предоставлены доверенности на представление интересов ООО «Мария-Ра» в качестве представителей по доверенности заявителем не оспаривался и комиссией принимался, но из фактических материалов дела следует, что ООО «Мария-Ра» не выдавало доверенности указанным физическим лицам для представления своих интересов. Документов и доводов, подтверждающих обратное, ответчиком не представлено.

Довод представителя ООО «Томскводоканал» о том, что полномочия С. совершать действия от имени ООО «Мария-Ра» при проведении проверки 08.02.2021 всецело явствовали из обстановки не принимается комиссией, т.к. данный довод не нашел своего подтверждения в материалах дела, никакими доказательствами не подтвержден, при том, что С. не является сотрудником ООО «Мария-Ра».

В силу положений Гражданского кодекса РФ полномочия представителя могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель в ряде случаев, а именно, когда данное лицо совершало аналогичные действия в прошлом и при этом абонент ранее не оспаривал полномочия данного лица. Исходя из материалов дела, С. ни разу не представлял интересы ООО «Мария-Ра» при проведении проверок обследования системы водоснабжения и водоотведения, либо при приемке узлов учета. При этом факт допуска представителя ООО «ТРЦ» в помещения ООО «Мария-Ра» для проведения проверки не является доказательством наличия предоставленных С. полномочий на представление интересов заявителя при проведении проверки.

Более того, существенным является факт не уведомления юридического лица о проведении проверки, поскольку ООО «Томскводоканал» игнорируется факт извещения и делается вывод о явствовании полномочий из обстановки, что может быть существенным лишь в случае надлежащего извещения абонента.

Кроме того, согласно заключению, указанному в акте от 08.02.2021, в ООО «ТРЦ» необходимо представить доверенность на право подписи, что также подтверждает, что акт составлялся в отсутствие законного (уполномоченного) представителя абонента.

В ответ на запрос Томского УФАС России ПАО «Мегафон» сообщило, что номер +7(зарегистрирован на ООО «Управляющая» (г. Барнаул, ул. Мерзликина, д. 5 ИНН 2221138392).

Определением от 30.07.2021 ООО «ТРЦ» и ООО «Управляющая» привлечены к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

В своих пояснениях ООО «Управляющая» указывает, что номер телефона +7со 02 сентября 2019 находится в пользовании руководителя отделения службы строительства С. Со стороны ООО «Мария-Ра» сотрудникам ООО «Управляющая» доверенность на представление интересов ООО «Мария-Ра» в ООО «Томскводоканал» не выдавалась.

Из пояснений представителя ООО «ТРЦ» следует, что 05.02.2021 по номеру телефона +7(представитель ООО «Мария-Ра» С. был уведомлен о предстоящем плановом обследовании объекта по адресу: г. Томск, ул. 5-ой Армии, 36. Данный номер указан как контактный в целом ряде документов как совместно составленных сторонами, так и исходящих от ООО «Мария-Ра». В назначенные дату и время С. провел инспектора на узел учета объекта и участвовал в составлении акта.

Комиссия не принимает довод ООО «ТРЦ» о том, что номер +7(923)407-14-21 является контактным ввиду следующего. В договоре на холодное водоснабжение и водоотведение №, заключенном между ООО «Томскводоканал» и ООО «Мария-Ра» отсутствует контактный номер телефона для уведомления абонента о предстоящих проверках. Также не указан номер телефона и в представленных ООО «Томскводоканал» счет-фактурах, выставленных в адрес ООО «Мария-Ра». Вышеуказанный номер телефона указан в письмах ООО «Мария-Ра» от 28.09.2020 б/н и от 15.06.2020 б/н с целью сообщения о готовности выезда представителя ООО «ТРЦ» для опломбирования узла учета холодной воды на объектах по адресам: пер. Светлый, 32 и ул. Богдана Хмельницкого, 42б. При допуске в эксплуатацию узла учета по адресу: ул. 5-ой Армии, 36 присутствовал другой представитель ООО «Мария-Ра» и указан иной номер телефона, что подтверждается актом от 30.09.2019.

Кроме того, в материалах дела отсутствует информация о том, что ООО «Мария-Ра» направляло ответчику сведения о контактных телефонах для уведомления о предстоящих проверках.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле № 070/01/10-89/2021 доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу, что со стороны ООО «Томскводоканал» отсутствует надлежащее уведомление юридического лица о проведении обследования узла учета по адресу: г. Томск, ул. 5-ой Армии, 36.

Составление акта без уведомления абонента и в отсутствие законного (уполномоченного) представителя абонента лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия ООО «Томскводоканал» могут привести к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта – ООО «Мария Ра» - в сфере предпринимательской деятельности в результате направления в адрес ООО «Мария-Ра» претензии от 19.02.2021 г. с требованием оплатить сумму 7340539,50 рублей.  В настоящее время в Арбитражном суде Томской области рассматривается дело № А67-3126/2021 по исковому заявлению ООО «Томскводоканал» к ООО «Мария-Ра» о взыскании задолженности за самовольное водопользование в связи с нарушением целостности контрольных пломб на задвижке обводной линии узла учета холодной воды в размере 1 669 438,31 руб, вместо 7 340 539,50 руб. Несмотря на существенное уменьшение суммы, подлежащей взысканию, данные действия ООО «Томскводоканал» привели к ущемлению интересов ООО «Мария-Ра» в сфере предпринимательской деятельности.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Томскводоканал» является забор, очистка и распределение воды.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Постановлением администрации Города Томска от 04.06.2015 № 494 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск» ООО «Томскводоканал» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск».

Таким образом, в силу положений ст. 4 Закона о естественных монополиях, ст. 5 Закона о защите конкуренции ООО «Томскводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения в пределах территории города Томска в рамках присоединенной сети.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения ООО «Томскводоканал» обязано соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Аналогичные выводы изложены и в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», где разъяснено, что, по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкуренции с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка).

Таким образом, действия ООО «Томскводоканал» по проведению проверки системы водоснабжения и водоотведения объекта ООО «Мария-Ра» по адресу: г. Томск, ул. 5 Армии, 36 без надлежащего уведомления абонента и выставление в последствии счета и претензии за самовольное водопользование привело к ущемлению интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дела № 070/01/10-89/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, учитывая совокупность  имеющихся доказательств,  оценив доводы лиц,  участвующих в рассмотрении дела, считает доводы ответчика  об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства  несостоятельными и приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Томскводоканал», выразившихся в проведении проверки узла учета холодного водоснабжения ООО «Мария-Ра» без надлежащего уведомления абонента, нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48 ст. 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оснований для прекращения дела № 070/01/10-89/2021 не установлено.
  2.  Признать ООО «Томскводоканал» (ИНН 7017270664, 634021, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2)  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении прав ООО «Мария-Ра» путем не уведомления надлежащим образом ООО «Мария-Ра» о проведении проверки узла учета холодного водоснабжения.
  3. Выдать ООО «Томскводоканал» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Передать материалы дела № 070/01/10-89/2021 должностному лицу Управления ФАС по Томской области для принятия мер административного реагирования.

 

         

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                            А.Ф. Абдурахманов

 

Члены Комиссии:                                                                                                           Т.Н. Вульф

 

                                                                                                        М.А. Лунева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны