Решение б/н Решение по делу № 05-10/136-12, возбужденному по признакам н... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ
г. Томск
Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2012 года



Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 
рассмотрев дело № 05-10/136-12, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Города Томска (пр. Ленина, 73, г. Томск) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в присутствии представителей ответчика по делу (администрация Города Томска) — Ж, заинтересованного лица (Департамент городского хозяйства администрации Города Томска) – Б.,

УСТАНОВИЛА:


В Томское УФАС России поступили информация и материалы из Прокуратуры Томской области и Прокуратуры города Томска о нарушении антимонопольного законодательства при выделении субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, хозяйствующим субъектам в 2012 году, без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2012 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В заседании Комиссии представитель ответчика (Администрация Города Томска) нарушение антимонопольного законодательства не признал, пояснив, в частности, что Постановление администрации Города Томска от 03.04.2012 № 295 «О порядке предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них» принято в соответствии с Решением Думы Города Томска от 15.12.2911 № 273 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» в рамках полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством. Поскольку обозначенные в Постановлении виды работ не относятся к вопросам местного значения и не являются муниципальными нуждами, то у органа местного самоуправления отсутствует обязанность осуществлять предоставление бюджетных средств посредством проведения торгов и иных процедур, предусмотренных законодательством о размещении заказов.
Представитель заинтересованного лица (Департамент городского хозяйства администрации Города Томска) представил отзыв, в котором доводы ответчика поддержал, рассмотрение дела просил прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы дела, учитывая пояснения присутствующих в заседании лиц, установила следующее.
Администрацией Города Томска в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2 приложения 12 к решению Думы Города Томска от 15.12.2011 № 273 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов» (далее – Решение Думы) издано Постановление от 03.04.2012 № 295, утвердившее Порядок предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком бюджетные средства в размере 808 175,19 руб. и 6 191 824,81 руб. предоставлены департаментом городского хозяйства администрации Города Томска Обществу с ограниченной ответственностью ООО «СМУ-7» на основании заключенных договоров от 16.04.2012 №№ 19/12 и 20/12 о предоставлении субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).
В соответствии со ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной в ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно п.п. 4, 5, 8, 11, 28 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, работы по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч. 2 ст.18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.
Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо проводить в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов.
Таким образом, оказание услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, должно осуществляться путем размещения заказов по правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Таким образом, учитывая то, что конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то издание Администрацией Города Томска акта - Постановления от 03.04.2012 № 295, утвердившего Порядок предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, в соответствии с которым бюджетные средства для оказания услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», в том числе бесхозяйных, предоставляются хозяйствующим субъектам без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд, свидетельствует об ограничении конкуренции и является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае устраняется сама возможность соперничества между хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующие виды работ, тем самым создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к одноименному товарному рынку.
Фактическим подтверждением данного вывода является предоставление департаментом городского хозяйства администрации Города Томска в соответствии с Постановлением от 03.04.2012 № 295 субсидии (в сумме 808 175,19 руб. и 6 191 824,81 руб.) в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «СМУ-7», без проведения каких-либо конкурсных процедур, в частности без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ.
Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Города Томска, издав акт – Постановление от 03.04.2012 № 295, утвердившее Порядок предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, в соответствии с которым бюджетные средства для оказания услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», в том числе бесхозяйных, предоставляются без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке оказания услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одноименном товарном рынке (предоставление услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), необходимых для эксплуатации автомобильных дорог), допустила нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с тем, что Постановление администрации Города Томска от 03.04.2012 № 295 «О порядке предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них» отменено в соответствии с Постановлением администрации Города Томска от 20.09.2012 № 1105 «Об отмене постановления администрации Города Томска от 03.04.2012 № 295 «О порядке предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них».
В связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства Администрацией Города Томска путем издания Постановления от 20.09.2012 № 1105 добровольно, имеются основания для прекращения рассмотрения дела в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции».
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:


1. Признать, что Администрацией Города Томска (г. Томска, пр. Ленина, 73) допущено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» путем издании акта – Постановления администрации Города Томска от 03.04.2012 № 295, утвердившего Порядок предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, в соответствии с которым бюджетные средства для оказания услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», в том числе бесхозяйных, предоставляются без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке работ по содержанию гидротехнических сооружений.
2. В связи с добровольным устранением нарушения рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
3. Предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии   И.В. Б

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны