Решение б/н Решение по делу №05-10/138-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 25 января 2013 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

 

членов комиссии: 

 

рассмотрев дело № 05-10/138-12, возбужденное по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска (г. Томск, ул. Московский тракт, 19/1) ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в присутствии представителей ответчика по делу (Департамент городского хозяйства администрации Города Томска) – Б.... (доверенность от 27.09.2012 № 25), заинтересованного лица (ООО «СМУ-7») – Ч. (приказ от 13.01.2011 № 01 о вступлении в должность директора), в отсутствие заинтересованного лица (Администрация Города Томска),

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили информация и материалы из Прокуратуры Томской области и Прокуратуры города Томска о нарушении антимонопольного законодательства при выделении субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, хозяйствующим субъектам в 2012 году, без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2012 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В заседании Комиссии представитель ответчика (Департамент городского хозяйства администрации Города Томска) представил отзыв, в котором нарушение антимонопольного законодательства не признает, по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что все действия ответчика, связанные с предоставлением субсидии обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-7» в соответствии с Договором от 16.04.2012 № 20/12 в размере 6 191 824,81 руб. в целях возмещения понесенных затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, совершены во исполнение муниципальных правовых актов: Решения Думы Города Томска от 15.12.2911 № 273 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», Постановления администрации Города Томска от 03.04.2012 № 295 «О порядке предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них», а также изданным на их основе Приказом департамента городского хозяйства от 05.04.2012 № 58 о создании Комиссии по определению получателей субсидии, Протоколом заседания Комиссии от 10.04.2012 по определению получателей субсидии, осуществлены публично и не направлены на нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ответчик указал, что в Комиссию по определению получателей субсидии с заявлением обратилось только ООО «СМУ-7», т.к. его заявление соответствовало требованиям утвержденного Постановлением от 03.04.2012 № 295 порядка предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам, то с данным хозяйствующим субъектом и заключен договор о предоставлении субсидии в целях возмещения понесенных ООО «СМУ-7» затрат, связанных с ремонтом гидротехнических сооружений (ливневой канализации) на территории города Томска.

Кроме того, представитель ответчика сообщил, что в связи со сложившейся в конце 2011 года чрезвычайной ситуацией с ливневой канализацией на территории г. Томска, требующей срочного вмешательства, департаментом городского хозяйства администрации Города Томска в адрес руководителей организаций, осуществляющих работы по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), направлено письмо от 30.12.2011 № 01-01-01-14/6143, с просьбой проинформировать департамент о возможности оказать содействие в производстве неотложных работ на территории муниципального образования «Город Томск» в период 2012 года. Помимо указанного письма ответчиком в Комиссию представлены копии писем, полученных от ООО «СМУ-7» (исх. от 10.01.2012 № 23), ООО «Спектр» (исх. от 12.01.2012 б/н), ООО «РегионСервис» (исх. от 17.01.2012 б/н), ООО «Спецстройтехнология» (исх. от 11.01.2012 б/н), ООО «НОМАД» (исх. от 10.01.2012 б/н), которые, по утверждению ответчика, являются ответами на упомянутое выше письмо департамента, и на основании которых департаментом сделан вывод о готовности ООО «СМУ-7» на свой риск выполнить соответствующие неотложные работы за свой счет, в последующем предъявив к возмещению понесенные затраты на основании ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, и об отказе остальных организаций на свой риск осуществить работы по ремонту гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них. Список организаций, в адрес которых направлен запрос департамента от 30.12.2011 № 01-01-01-14/6143, отсутствует, т.к., по утверждению ответчика, при рассылке указанного письма по факсу использовалась информация, взятая из открытых информационных источников свободного пользования (Интернет, Дубль-Гис и т.п.).

Представитель заинтересованного лица (ООО «СМУ-7») представил отзыв, доводы ответчика поддержал, сообщил, что на свой риск осуществил работы по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, в период с 01.02.2012 по 15.04.2012, о чем свидетельствуют представленные акты о приемке выполненных работ от 16.04.2012 №№ 1-5, полагая, что понесенные им затраты будут возмещены.

Представитель администрации Города Томска на заседании Комиссии 14.12.2012 поддержал доводы ответчика в полном объеме, просил рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы дела, учитывая пояснения присутствующих в заседании лиц, установила следующее.

16 апреля 2012 года между Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска (далее - Департамент) и ООО «СМУ-7» заключен договор № 20/12 о предоставлении субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения понесенных затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них (далее – Договор от 16.04.2012 № 20/12), согласно которому Департамент предоставляет ООО «СМУ-7» средства бюджета муниципального образования «Город Томск» в форме субсидии в целях возмещения понесенных в 2012 году затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, в размере 6 191 824,81 руб.

Договор от 16.04.2012 № 20/12 о предоставлении субсидии ООО «СМУ-7» заключен в соответствии с правовыми актами и документами:

- Решением Думы Города Томска от 15.12.2011 № 273 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов» (далее – Решение Думы). В п. 13 Приложения 6 «Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2012 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета» к Решению Думы утверждены расходы на субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, главный распорядитель бюджетных средств – Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, целевая статья 3150216, вид расходов 810, в размере 7000,0 тыс.руб.;

- Постановлением администрации Города Томска от 03.04.2012 № 295, утвердившим Порядок предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них. Во исполнение указанного Постановления Департаментом в соответствии с Приказом от 05.04.2012 № 58 создана Комиссия по определению получателей субсидии из числа юридических лиц»;

- протоколом Комиссии по определению получателей субсидии от 10.04.2012. Из протокола следует, что Комиссия, рассмотрев поступившие в Департамент за период с 05.04.2012 по 10.04.2012 заявления юридических лиц - производителей товаров, работ и услуг на предоставление в 2012 субсидии в целях возмещения затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, а именно поступившие два заявления от ООО «СМУ-7» (от 09.04.2012 № 19 и от 09.04.2012 № 20), решила признать ООО «СМУ-7» юридическим лицом, соответствующим требованиям для заключения договора о предоставлении субсидии в размере 6 191 824,81 руб. в целях возмещения понесенных затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации).

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии предоставляются - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).

В соответствии со ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной в ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно п.п. 4, 5, 8, 11, 28 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, работы по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения городского округа.

В силу ч. 2 ст.18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо проводить в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов.

Таким образом, оказание услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, должно осуществляться путем размещения заказов по правилам, предусмотренным Законом № 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения органом, осуществляющим функции органа местного самоуправления, бюджетных средств хозяйствующему субъекту без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд является нарушением требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа на соответствующий товарный рынок, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Департамент предоставил обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-7» бюджетные средства в форме субсидии в размере 6 191 824,81 руб. в целях возмещения понесенных затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, в соответствии с Договором от 16.04.2012 № 20/12 – без осуществления размещения заказа путём проведения процедуры торгов для муниципальных нужд, допустил нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем создания конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «СМУ-7» преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке предоставления услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), которые, не владея информацией о намерении заключения указанного договора, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право заключения договора на предоставление бюджетных средств.

Таким образом, Департамент, заключив с ООО «СМУ-7» от 16.04.2012 № 20/12 на предоставление субсидии без осуществления размещения заказа путём проведения процедуры торгов для муниципальных нужд, не обеспечил соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающее возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Довод ответчика об информированности хозяйствующих субъектов о возможности получения субсидии в целях возмещения понесенных в 2012 году затрат, связанных с работами по ремонту и содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, посредством направления Департаментом запроса от 30.12.2011 № 01-01-01-14/6143 не принимается Комиссией во внимание, поскольку достоверно не подтвержден сам факт рассылки Департаментом соответствующего запроса в организации, осуществляющие работы по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации); отсутствуют доказательства о направлении запроса всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на одноименном товарном рынке; представленный запрос Департамента не содержит конкретных сведений о месте, сроках, видах, стоимости неотложных работ по ремонту гидротехнических сооружений (ливневой канализации), а также указания на возмещение понесенных затрат; из представленных Департаментом писем от организаций не следует, что они являются ответом на запрос Департамента.

На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, предоставив бюджетные средства в размере 6 191 824,81 руб. для ООО «СМУ-7» в соответствии с Договором от 16.04.2012 № 20/12 о предоставлении субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения понесенных затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке работ по содержанию гидротехнических сооружений, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одноименном товарном рынке (предоставление услуг по содержанию гидротехнических сооружений (ливневой канализации), необходимых для эксплуатации автомобильных дорог), допустил нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать, что Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска допущено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении Департаментом бюджетных средств в размере 6 191 824,81 руб. ООО «СМУ-7» в соответствии с Договором от 16.04.2012 № 20/12 о предоставлении субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения понесенных затрат, связанных с содержанием гидротехнических сооружений (ливневой канализации), в том числе бесхозяйных, необходимых для эксплуатации автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных публичных процедур, обеспечивающих конкурентные отношения на рынке работ по содержанию гидротехнических сооружений.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. Предписание о прекращении нарушения не выдавать в связи с исполнением обязательств по договору от 16.04.2012 № 20/12.

4. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены комиссии

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны