Решение б/н Решение по делу № 05-10/08-13 по признакам нарушения Управле... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                  РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена  30 апреля  2013 года                                            г. Томск

В полном объеме решение изготовлено  21 мая       2013 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

 

членов комиссии: 

 

рассмотрев дело № 05-10/08-13 по признакам нарушения Управлением МВД России по Томской области   (Елизаровых ул., 48/10, г. Томск),  абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                       УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения  комиссией Томского УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-10/145-12 выявлено, что Управлением МВД России по Томской области (далее- УМВД РФ по ТО) и  ИП Ж. заключен Договор безвозмездного пользования имуществом от 28.02.2011  б/н без проведения публичных процедур. Согласно данному договору ИП Ж. предоставил УМВД РФ по ТО во временное безвозмездное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Томск, п. Предтеченск, ул. Мелиоративная, д.4-а, для размещения подразделений Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД РФ по ТО.  

В заседании Комиссии представитель ответчика (УМВД РФ по ТО) нарушение не признал, пояснив, что 28.02.2011 между УМВД России по ТО и ИП Ж. заключен договор безвозмездного пользования  имущества,  предметом которого является предоставление во временное безвозмездное владение и пользование нежилых помещений по адресу  г. Томск, п. Предтеченск, ул. Мелиоративная, д. 4-а для размещения подразделений УГИБДД УМВДРФ по ТО в целях осуществления регистрационных действий транспортных средств. В связи с тем, что в соответствии с п. 4.1 договора данное имущество принадлежит ИП Ж.(ссудодателю) на праве собственности, то рассматриваемый договор заключен УМВД России по Томской области в полном соответствии с требованиями статьи 421 (свобода договора), статей 689-701 (безвозмездное пользование) Гражданского кодекса РФ, а также статьи 36 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции», а исходя из анализа требований ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» публичные процедуры необходимо поводить при переходе прав в отношении государственного или муниципального имущества. Таким образом,  ни Законом «О защите конкуренции» ни какими-либо иными нормативными правовыми актами, в том числе  ведомственными, не предусмотрена обязанность УМВД РФ по ТО в части проведения каких-либо публичных процедур, в том числе публикаций соответствующей информации в СМИ перед заключением договора безвозмездного пользования имуществом с ИП Ж.

Заинтересованное лицо ИП Ж. и его представитель нарушение антимонопольного законодательства в действиях УМВД России по ТО не признали, считая, что в рассматриваемом случае никаких нарушений как реальных, так и потенциальных, из материалов дела не следует. Договор безвозмездного пользования в силу своей правовой природы является фидуциарным договором. Следовательно, каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от исполнения договора безвозмездного пользования, тем самым расторгнув его (п.3 ст. 450, ст. 699 ГК РФ). Таким образом, если  было лицо, имевшее интерес в безвозмездном предоставлении нежилого помещения, то оно могло обратится к УМВД России по Томской области. УМВД РФ по ТО, в свою очередь могло рассмотреть данное заявление. Заключенный договор безвозмездного пользования никаким образом в данном случае не являлся бы препятствием для таких действий.

Представитель лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах  (Администрации Города Томска), пояснил, что вопрос о временном размещении регистрационного отделения УГИБДД УМВД РФ по ТО в нежилых помещения по адресу: г. Томск, п. Предтеченск,  ул. Мелиоративная, 4-а  заслушивался на заседании Городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (далее-Комиссия), которая является совещательным органом, созданным при администрации Города Томска, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций общественного транспорта, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Полномочиями по определению мест размещения подразделений полиции, в т.ч. занимающихся вопросами регистрации транспортных средств Комиссия не обладает. Заслушав информацию о временном размещении регистрационного отдела УГИБДД УМВД РФ по ТО в нежилых помещения по адресу: г. Томск, п. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4-а,  Комиссия  приняла информацию к сведению и решила определить  размещение регистрационного пункта с учётом требований законодательства о безопасности дорожного движения. Вопросы принадлежности помещений по адресу: г. Томск, п. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4-а, а также вопросы оснований и критериев выбора именно этих помещений для размещения регистрационного  пункта Комиссией не рассматривались и не исследовались.

Изучив правовые позиции сторон, участвующих в деле и материалы  дела, Комиссия Томского УФАС России установила, что 28.02.2011 УМВД РФ по ТО и ИП Ж. заключен Договор безвозмездного пользования имуществом  б/н. Согласно данному договору ИП Ж. предоставил УМВД РФ по ТО во временное безвозмездное владение и пользование, нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Томск, п. Предтеченск, ул. Мелиоративная, д.4-а, для размещения подразделений Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД РФ по ТО.  

           Рассматриваемый  Договор заключен без проведения публичных процедур, доказательств обратного Ответчиком не предоставлено.

В материалах дела имеется предоставленная и заверенная надлежащим образом копия  Договора безвозмездного пользования имуществом от 28.02.2011  б/н, заключенного между  УМВД РФ по ТО и  ИП Ж. На данной копии Договора имеются печати  УМВД РФ по ТО и ИП Ж., а так же подписи  Начальника УМВД РФ по ТО и ИП Ж. Подлинность подписей и печатей на договоре и самого договора  Ответчиком не оспаривается.

 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти (п. 1 Положений О Министерстве внутренних дел Российской Федерации Утверждённых Указами Президента Российской Федерации от 19.07.2004 №927 и 01.03.2011 №248).

УМВД РФ по ТО  является территориальным органом МВД России на региональном уровне (п. 2  Положения об Управлении МВД РФ по ТО, утверждённого Приказом МВД России от 27.04.2011 №320).

Таким образом, УМВД РФ по ТО является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (МВД России).

Согласно  п. 7 ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции»:  конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно абз. 1  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, УМВД РФ по ТО, заключив с Ж. договор б/н от 28.02.2011 безвозмездного пользования имуществом,  согласно которому ИП Ж. предоставил УМВД РФ по ТО во временное безвозмездное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Томск, п. Предтеченск, ул. Мелиоративная, д.4-а, для размещения подразделений Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД РФ по ТО, заключив указанный договор без проведения публичных процедур, не обеспечило соперничество хозяйствующих субъектов, желающих (имеющих намерение) предоставить УМВД РФ по ТО во временное безвозмездное владение и пользование нежилые помещения для размещения подразделений Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД РФ по ТО допустило нарушение абз. 1  ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции»,  выразившееся в заключении договора (осуществлении действия) территориальным органом федерального органа исполнительной власти с хозяйствующим субъектом без проведения публичной процедуры, которое создаёт для ИП преимущественные условия в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на определённом товарном рынке которые, не владея информацией о намерении предоставления в безвозмездное пользование имущества с определёнными целями, не имели объективной возможности подать заявку и претендовать на право заключения договора, т.е.  осуществило действия, приводящее к недопущению  конкуренции, устраняющее соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара.

В заседании Комиссии также  установлено, что ранее для размещения подразделений Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД РФ по ТО использовалось недвижимое имущество, предоставленное УМВД РФ по ТО в безвозмездное пользование двумя хозяйствующими субъектами.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, предоставляющие для подразделений Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД РФ по ТО на безвозмездной основе недвижимое имущество, являющееся частью строения, получают преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке недвижимости, так как принадлежащая им другая часть строения,  получает большую привлекательность для арендаторов, оказывающих услуги, сопутствующие техническому осмотру и регистрации транспортных средств, в связи с возникновением либо увеличением спроса на их услуги именно в том месте, где происходит  регистрация гражданами транспортных средств и прохождение технического осмотра. Соответственно спроса вырастает  арендная плата.

Доводы представителя Ответчика (УМВД РФ по ТО) о том, что согласно  ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» публичные процедуры необходимо поводить при переходе прав в отношении государственного или муниципального имущества, Комиссией не оспариваются, однако к рассматриваемому делу отношения не имеют.

Утверждение Ответчиком о том, что ни Законом «О защите конкуренции» ни какими-либо иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными, не предусмотрена обязанность для УМВД РФ по ТО проведения каких-либо публичных процедур, в том числе публикаций соответствующей информации в СМИ перед заключением договора безвозмездного пользования имуществом с ИП Ж. Комиссией отклоняется, т.к. согласно абз. 1  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Учитывая то, что конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, то  соперничество хозяйствующих субъектов за право сотрудничества с органами власти  невозможно без оповещения неопределённого круга лиц (хозяйствующих субъектов) о намерении органа власти осуществлять такое сотрудничество. Таким образом, в соответствии с абз. 1  ч. 1   ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  запрещено федеральным органам исполнительной власти  принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие) в отношениях с хозяйствующими субъектами не гласно, т.е. без проведения публичных процедур, т.к. они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме  того, деятельность УМВД России по Томской области является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации (п. 8  Положения об Управлении МВД РФ по ТО утверждённого Приказом МВД России от 27.04.2011 №320).

Комиссия отклоняет утверждение заинтересованного лица о том, что  если и было лицо, имевшее интерес в безвозмездном предоставлении нежилого помещения, оно могло обратиться  к УМВД России по Томской области о рассмотрении своего предложения, а заключенный договор безвозмездного пользования не являлся бы препятствием для таких действий, т.к. при отсутствии публичных процедур (опубликовании намерений УМВД РФ по ТО в СМИ)  лицо, имеющее интерес в безвозмездном предоставлении нежилого помещения для нужд  УМВД России по ТО просто не знало о них и не имело возможности предложить свои услуги.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

  Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1-4 ст. 41,  ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:                                                                                                                                                                                      

1.           Признать, что УМВД РФ по ТО, заключив с Ж. договор б/н от 28.02.2011 безвозмездного пользования имуществом без проведения публичных процедур,  допустило нарушение абз. 1  ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

2.           Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3.           Обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным полностью договора  б/н от 28.02.2011 безвозмездного пользования имуществом, не соответствующего антимонопольному законодательству.

4.           Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены комиссии

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в   арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны