Решение б/н Решение по делу №05-10/161-14 по признакам нарушения Област... от 19 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-10/161-14

 

Резолютивная часть решения оглашена   12 февраля 2015 года                    г. Томск

В полном объеме решение изготовлено   25 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:      – Бутенко И.В., заместитель руководителя – начальник отдела контроля монополистической деятельности;

Члены Комиссии:      – Лосев В.Г., ведущий специалист-эксперт отдела                                              контроля органов власти;

                                                      – Мостовая К.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти; 

рассмотрев дело № 05-10/161-14 по признакам нарушения  Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть №2» (далее – ОГБУЗ «МСЧ №2», Заказчик) ч.2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило жалоба СОАО «ВСК» (вх. №8177 от 06.11.2014) на действия ОГБУЗ «МСЧ №2» при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд ОГБУЗ «МСЧ №2» (закупка №0365300019514000162), свидетельствующие о нарушении норм антимонопольного законодательства.

В заседании Комиссии представитель Заявителя СОАО «ВСК» пояснил, что 22.10.2014 Заказчик объявил Запрос котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд ОГБУЗ «МСЧ №2» (далее – Запрос котировок на оказанию услуг ОСАГО). Указанием Центрального банка РФ «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 19.09.2014 №3384-У (далее – Указание ЦБ РФ) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО. В состав страховых тарифов входит коэффициент, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ). Часть 3 Извещения «Проект контракта» содержит Приложение №2 к проекту контракта, где отражено обоснование начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд ОГБУЗ «МСЧ №2» (далее – Обоснование НМЦК). Обоснование НМЦК содержит информацию, в том числе сведения о значении коэффициента КБМ по каждому автомобилю ОГБУЗ «МСЧ №2». ОАО «АльфаСтрахование» проявило недоверие к сведениям, содержащимся в Обосновании НМЦК, и, по имеющейся информации, обратилось за предоставлением достоверных (справки о коэффициенте КБМ автомобиля Шевроле Нива с гос. номером О793МР70) к страховой компании ОАО «САК «Энергогарант», ранее обслуживающей Заказчика, не имея на то законных оснований.  Таким образом, применив значение коэффициента КБМ, отличное от значения, указанного Заказчиком в Обосновании НМЦК, что позволило произвести расчет и предложить цену контракта ниже, чем у остальных участников, что послужило основанием признания его победителем Запроса котировок. СОАО «ВСК» также полагает, что Заказчик мог предоставить ОАО «АльфаСтрахование» информацию о значении коэффициента КБМ по автомобилю Шевроле Нива с гос. номером О793МР70, что дает преимущественные условия участия в Запросе котировок.

Представитель ответчика ОГБУЗ «МСЧ №2» пояснил, что сговор между Заказчиком и участником запроса котировок ОАО «АльфаСтрахование» отсутствует, доводы Заявителя не обоснованы. При составлении конкурсной документации для проведения Запроса котировок Заказчик путем расчета установил значение коэффициента КБМ по спорному автомобилю Шевроле Нива с гос. номером О793МР70, равное «1», а также указал, что количество страховых выплат по данному автомобилю соответствует значению «0», что и отразил в Обосновании НМЦК. Ответчиком не предоставлялась информация ОАО «АльфаСтрахование», неизвестной другим участникам и направленной на получение преимуществ последнему.

Представитель заинтересованного лица ОАО «АльфаСтрахование» поддержал ответчика, пояснив, что при поиске информации о предыдущих договорах ОСАГО, необходимых для определения класса транспортного средства (далее – ТС) и последующего исчисления коэффициента КБМ, в автоматизированной информационной системе ОСАГО (далее – Система РСА) указывалось, что показатель КБМ не найден, по умолчанию устанавливалось значение «1». На основании информации, представленной в документации Запроса котировок и подтвержденной сотрудником Заказчика по контактному телефону, о безубыточности автомобиля  Шевроле Нива с гос. номером О793МР70, путем расчета по таблице коэффициентов КБМ, указанной в п.2 Приложения к Указанию Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения» (далее – Указание Центрального банка РФ) был исчислен показатель КБМ, равный «0,6», что повлияло на окончательный расчет цены контракта. Кроме того, ОАО «АльфаСтрахование» сообщает, что запрос о предоставлении справки о безубыточности автомобиля Шевроле Нива с гос. номером О793МР70 в ОАО «САК «Энергогарант» не направляло.

Лицо, располагающее сведениями, ОАО «САК «Энергогарант» предоставил к заседанию Комиссии копию запроса ОГБУЗ «МСЧ №2» о предоставлении справки о безубыточности на автомобиль Шевроле Нива с гос. номером О793МР70 и копию ответа на запрос, а также сообщил, что запроса аналогичного содержания от ОАО «АльфаСтрахование» не поступало. 

Изучив Извещение о проведении Запроса котировок, представленные сторонами документы и материалы, Комиссия установила следующее.

22 октября 2014 года Областное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №2» разместило на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru Извещение (№0365300019514000162) о проведении запроса котировок  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд ОГБУЗ «МСЧ № 2».

Пункт 23 Извещения о проведении Запроса котировок содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

  • лицензия (копия) на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • документы, подтверждающие членство в профессиональном объединении страховщиков.

Согласно Извещению дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок на оказание услуг ОСАГО – 29.10.2015 10 ч. 00 мин. местного времени.

Все участники в составе заявки на участие в Запросе котировок на предоставление услуг ОСАГО предоставили документы, запрашиваемые п.23 Извещения.

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в  запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд ОГБУЗ «МСЧ №2» от 29.10.2014 №208 4 заявки участников Запроса котировок признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Победителем Запроса котировок признано ОАО «АльфаСтрахование», как участник, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена услуг в размере 47 297,78 руб.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок принято Решение от 17.11.2014 №КВ/8656 об отсутствии нарушений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок котировочной комиссией и принятии решения о признании ОАО «АльфаСтрахование»  победителем Запроса котировок на оказание услуг ОСАГО.

Критерием, повилявшим на расчет цены Томского филиала ОАО «АльфаСтрахование»,  явился коэффициент КБМ по автомобилю Шевроле Нива с гос. номером О793МР70, входящий в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства (пп.б п.2 ст.9 Федерального закона от 25.04.2002 №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии с абз.1 п.3 ст.30 Закона об ОСАГО создана автоматизированная информационная система обязательного страхования «Российский союз автостраховщиков» (далее – система РСА).

Согласно п.3 примечания к п.2 приложения №2 Указания Центрального банка РФ сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), в могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Таким образом, заинтересованные лица, в том числе участники Запроса котировок на оказание услуг ОСАГО, участники могут получить сведения о коэффициентах страховых тарифов, исходя из информации, представленной Заказчиком, либо из системы РСА.

Часть 3 Извещения «Проект контракта» содержит Приложение №2 к проекту контракта, содержащее Обоснование НМЦК. В обосновании НМЦК указаны сведения и технические характеристики автомобилей, требующих обязательного страхования ответственности, а также значения коэффициентов страховых тарифов, в том числе КБМ по автомобилю Шевроле Нива с гос. номером О793МР70, равное «1», страховых возмещений «0».

Согласно выписке из системы РСА, запрошенной СОАО «ВСК» на момент проведения Запроса котировок на оказание услуг ОСАГО, значение коэффициента КБМ по автомобилю  Шевроле Нива с гос. номером О793МР70 (идентификатор ТС – VIN X9L21230070193152) равно «1». Выписка содержит информацию о том, что сервис работает в тестовом режиме.

Выписка из системы РСА, запрошенная ОАО «АльфаСтрахование» на момент проведения Запроса котировок на оказание услуг по ОСАГО и представленная на обозрение Комиссии Томского УФАС России, содержит информацию об отсутствии данных о коэффициенте КБМ по автомобилю  Шевроле Нива с гос. номером О793МР70 (идентификатор ТС – VIN X9L21230070193152), в связи с чем по умолчанию присвоено значение «1» (п.4 примечания к п.2 приложения 2 к Указанию Центрального банка РФ).  На основании информации, указанной Заказчиком в Извещении  о безубыточности автомобиля Шевроле Нива с гос. номером О793МР70, а также посредством ее подтверждения сотрудником ОГБУЗ «МСЧ №2» по контактному телефону, ОАО «АльфаСтрахование» произвело расчет показателя КБМ по данному автомобилю и получило значение, равное «0,6», что позволило рассчитать цену контракта ниже, чем у остальных участников Запроса котировок на оказание услуг ОСАГО.

11 ноября 2014 года ОГБУЗ «МСЧ №2» был направлен запрос №1831 в адрес Директора ТФ ОАО «САК Энергогарант» о предоставлении справки о безубыточности на автомобиль ВАЗ 2123 гос. номер О793МР70, VIN X9L21230070193152. Согласно представленной справке убытков по данному застрахованному ТС нет, класс периода страхования соответствует показателю «11».

17 ноября ОГБУЗ «МСЧ №2» И ОАО «АльфаСтрахование» заключили контракт №472 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств для нужд ОГБУЗ «МСЧ №2» (далее – Контракт №472). Согласно п. 2.1. Контракта №472 цена контракта составляет 47 297,78 руб. (Сорок семь тысяч двести девяносто семь рублей 78 копеек) с учетом НДС.

Таким образом, запрос ОГБУЗ «МСЧ №2» о предоставлении справки о безубыточности на автомобиль  ВАЗ 2123 гос. номер О793МР70, VIN X9L21230070193152  (далее – Запрос) был направлен после проведения Запроса котировок, на цену заключенного Контракта №472 никакого воздействия не оказал.

Согласно сведениям, представленным ОАО «САК «Энергогарант» справка о безубыточности на автомобиль ВАЗ 2123 гос. номер О793МР70, VIN X9L21230070193152 ОАО «АлфаСтрахование» не представлялась.

Таким образом, ОАО «АльфаСтрахование» произвело расчет цены контракта  путем элементарных расчетов на основании информации, представленной Заказчиком в Обосновании НМЦК и  доступной всем участникам Запроса котировок на оказание услуг ОСАГО.

Комиссией Томского УФАС России при проведении Запроса котировок на оказание услуг ОСАГО фактов, свидетельствующих о наличии сговора между Заказчиком и ОАО «АльфаСтрахование», а также фактов недобросовестной конкуренции, выявлено не было. Доказательств, свидетельствующих об обратном Заявителем представлено не было.

В ч.3 ст. 73 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) приведен исчерпывающий перечень сведений, информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок.

Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается (ч.4 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Согласно ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. При этом согласно ч.2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно абз.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

Таким образом, ОГБУЗ «МСЧ №2», в нарушение ст.8 Закона о контрактной системе, положения которой закрепляют создание равных условий между участниками закупки, соблюдение добросовестной конкуренции, а также запрет совершения заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям настоящего федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, установив, установив в п. 23 Извещения о проведении Запроса котировок перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно лицензию (копия) на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также документы, подтверждающие членство в профессиональном объединении страховщиков,  нарушило ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - совершило действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В связи с тем, что контракт заключен и находится на стадии исполнения Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания ОГБУЗ «МСЧ №2».

Комиссия не установила оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанным в ст.48 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.ч.1-3 ст.41, ст.48, ч.1 ст.49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать, что ОГБУЗ «Медико-санитарная часть №2» допущено нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в документации о проведении запроса котировок требования о предоставлении лицензии (копии) на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также документов, подтверждающих членство в профессиональном объединении страховщиков.
  2. Предписание не выдавать в связи с исполнением контракта.
  3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии:

И.В. Бутенко

Члены Комиссии:

                             В.Г. Лосев

 

 

                         К.В. Мостовая

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны