Решение б/н Решение по делу № 05-10/19-13, возбужденному по признакам на... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
г. Томск
Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
. | |
рассмотрев дело № 05-10/19-13, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным автономным образовательным учреждением «Кафтанчиковская средняя общеобразовательная школа» Томского района (634521, с. Кафтанчиково Томского района, ул. Коммунистическая 91а) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»» (далее — Закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения заявления П. (вх. № 324 от 24.01.2013), содержащего доводы о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов при заключении договоров на выполнение капитального ремонта зданий общеобразовательных школ Томского района, установлено, что между Муниципальным автономным образовательным учреждением «Кафтанчиковская средняя общеобразовательная школа» Томского района и ООО «Стройгарант» заключен договор от 15.05.2012 № 271 на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» без проведения торгов и иных публичных процедур.
В заседаниях Комиссии представителем ответчика (МАОУ «Кафтанчиковская СОШ») представлены отзывы и пояснения, в которых нарушение антимонопольного законодательства не признается по изложенным в документах основаниям, в частности ответчик представил копию страницы с сайта МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» с информацией от 04.05.2012 о предстоящем ремонте школы: «МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» Томского района объявлена победителем областного конкурса инновационных школ. В качестве поощрения на ремонт школы выделено 15156 тыс. руб. Планируемый объем работ: ремонт кровли, отмостки, систем отопления, водоснабжения и канализации, замена электропроводки. Администрация школы ищет строительную компанию, имеющую соответствующую лицензию и ресурсные возможности для выполнения всех указанных видов работ». После опубликования на сайте школы указанной информации в администрацию школы заинтересованность проявили два хозяйствующих субъекта, в том числе кооператив «Таежный» с предложением ремонта крыши. Однако, поскольку каких-либо конкретных предложений от хозяйствующих субъектов для проведения необходимого ремонта школы не поступило, то принято решение заключить договор на проведение капитального ремонта школы с ООО «Стройгарант». Также в пояснениях ответчик сообщил, что обращался в Администрацию Томского района за списком подрядчиков (представлен в Комиссию) для согласования. Кроме того, ответчик сообщил, что ООО «Стройгарант» как подрядчик для проведения капитального ремонта здания школы определен на рабочей встрече Наблюдательного совета школы.
Представитель заинтересованного лица (ООО «Стройгарант») согласился с доводами ответчика об отсутствии нарушения МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» ч. 1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».
Определениями Комиссии от 11.04.2013 и от 26.04.2013 в качестве ответчиков по делу № 05-10/19-13 привлечены Администрация Томского района и Управление образования Администрации Томского района. В ходе рассмотрения дела Комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях указанных лиц, поскольку договор от 15.05.2012 № 271 на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения торгов и иных публичных процедур заключен между МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» и ООО «Стройгарант», поэтому 23.05.2013 Комиссией вынесено Определение о прекращении участия указанных ответчиков по делу в рассмотрении дела № 05-10/19-13.
В заседании Комиссии от 26.04.2013 присутствовал представитель Департамента общего образования Администрации Томской области, как лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представил отзыв, из которого в частности следует, что в 2012 году в рамках реализации региональной программы по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений Томской области муниципальному образованию «Томский район» предоставлена (по заключенным Соглашениям) целевая субсидия для проведения противоаварийных мероприятий, в частности в здании МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» - 3892,97 тыс. руб. Программой предусмотрено софинансирование работ из муниципального бюджета в общем объеме 3700 тыс. руб. Кроме того, по результатам проведенного конкурсного отбора общеобразовательных учреждений по результатам деятельности, МО «Томский район» в 2012 году распределены средства из областного бюджета в объеме 15156 тыс.руб. для проведения капитального ремонта здания МАОУ «Кафтанчиковская СОШ».
Учитывая отзывы и пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Между Муниципальным автономным образовательным учреждением «Кафтанчиковская средняя общеобразовательная школа» Томского района (далее – МАОУ «Кафтанчиковская СОШ») и ООО «Стройгарант» заключен договор от 15.05.2012 № 271 на выполнение капитального ремонта здания МАОУ «Кафтанчиковская СОШ». Из п. 6.2 договора следует, что стоимость договора составляет 15156 тыс.руб. После заключения дополнительного соглашения от 03.12.2012 к указанному договору, стоимость работ по договору №271 составила 19048, 970 тыс.руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» установлено, что конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Из п. 1.5 Устава МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» следует, что автономное учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями и дополнениями) «Об образовании».
Из п. 8.1 Устава МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» следует, что имущество образовательного учреждения является собственностью МО «Томский район» и принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления.
Согласно п. 2.4 Устава МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного и воспитательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств и лимитов.
Из п. 2.2 Устава МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» следует, что задачей образовательного учреждения является, в том числе осуществление обучения.
МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» оказывает муниципальную услугу «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального образования «Томский район», за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Томской области» (далее - муниципальные услуги в сфере школьного образования) в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальных услуг муниципальными образовательными учреждениями Томского района, утв. Постановлением Администрации Томского района от 15.10.2010 №265.
Из Сводного расчета муниципальных услуг на 2012 года, утв. Управлением образования Администрации Томского района к Порядку проведения оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов бюджета Томского района (к постановлению Администрации района №272/4) следует, что потребность МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» в предоставлении муниципальных услуг и их финансовом обеспечении в 2012 году составляет 10993тыс.руб.
Из материалов дела следует, что МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» являясь организацией, участвующей в предоставлении муниципальных услуг в сфере школьного образования, заключило договор от 15.05.2012 № 271 с ООО «Стройгарант» на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения торгов и иных публичных процедур. Обязательства сторон по договору исполнены.
Довод ответчика об отсутствии обязанности проведения торгов в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2012 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 94-ФЗ) принят Комиссией во внимание. Действительно, в соответствии с ч.1 ст. 4 Закона 94-ФЗ автономное учреждение не является государственным заказчиком и на него не распространяются нормы 94-ФЗ. Однако, логично следуемый отсюда вывод о том, что автономные учреждения вправе не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона 94-ФЗ, не означает право автономного учреждения заключать договор с конкретным хозяйствующим субъектом без осуществления торгов и иных публичных процедур, направленных на обеспечение конкуренции среди хозяйствующих субъектов на товарном рынке и создание равных условий всем потенциальным участникам рынка состязаться за возможность заключить договор на предоставление бюджетных средств за выполнение соответствующих работ.
Комиссия приняла к сведению и оценила представленные ответчиком копию страницы с сайта школы и информацию о выборе подрядчика на Наблюдательном совете школы, а также изложенные в отзыве и дополнительных пояснениях доводы ответчика о причинах заключения договора с ООО «Стройгарант» и считает, что представленная информация и документы не свидетельствуют о проведении МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» каких-либо публичных мероприятий, (возможно торгов) для определения хозяйствующих субъектов для заключения договора на проведение капитального ремонта школы, и не являются достаточным правовым и документальным обоснованием произведенного МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» выбора конкретного хозяйствующего субъекта ООО «Стройгарант» для заключения с ним договора от 15.05.2012 № 271 на проведение капитального ремонта здания школы. В Комиссию не представлены доказательства и доводы, свидетельствующие о наличии процедур отбора хозяйствующих субъектов, порядка проведения публичных процедур, порядка приема заявок от хозяйствующих субъектов, их рассмотрения и оценки, и иные документы, подтверждающие создание условий и возможностей для соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» являясь организацией, участвующей в предоставлении муниципальных услуг в сфере школьного образования, заключило договор от 15.05.2012 № 271 с ООО «Стройгарант» на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения торгов и иных публичных процедур, т. е. осуществив действия, создающие для ООО «Стройгарант» преимущественные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке выполнения строительных работ (капитальное строительство и ремонт зданий и сооружений), которые не владея информацией о намерении ответчика по делу о заключении договора на вышеуказанные работы, не имели объективной возможности претендовать на право заключения договора, как смоли бы сделать при проведении публичных процедур (возможно торгов), нарушило ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции». Указанные действия МАОУ «Кафтанчиковская СОШ» могут привести к недопущению конкуренции на рынке капитального строительства и ремонта зданий и сооружений, т. е. нарушило соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и создающее возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать, что Муниципальным автономным образовательным учреждением «Кафтанчиковская средняя общеобразовательная школа» Томского района (634521, с.Кафтанчиково Томского района, ул. Коммунистическая 91а) допущено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» путем заключения с ООО «Стройгарант» договора от 15.05.2012 № 271 на выполнение капитального ремонта здания школы без проведения публичных процедур (возможно торгов), что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке капитального строительства и ремонта зданий и сооружений.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
3. Предписание о прекращении нарушения не выдавать в связи с исполнением обязательств по договору от 15.05.2012 № 271.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции не применять.
Председатель Комиссии |
|
|
. |
Члены комиссии |
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.