Решение б/н Решение по делу Главой МО «Тегульдетский район» от 4 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Главе Тегульдетского района

Ленина ул., 97, с. Тегульдет, Томская область, 636900

 

П.,

Островского ул., с. Зырянское, Томская область, 636850

 

П.,

Ленина ул., с. Тегульдет, Томская область, 636900

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 февраля 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Губановой Рамили Шаукатовны, начальник отдела контроля органов власти;

- Лосева Виталия Григорьевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

- Рылова Алексея Дмитриевича, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/215-11 по признакам нарушения Главой МО «Тегульдетский район» (636900, Томская область, Тегульдетский район, с. Тегульдет, ул. Ленина, д. 97) ч.1 ст.15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон О защите конкуренции) в присутствии представителей ответчика по делу — З., (доверенность от 25.01.2012 б/н), Х., (доверенность от 25.01.2012 б/н), представителя заявителя — А., (доверенность от 03.12.2011 б/н), заинтересованного лица — П., (Свидетельство от 20.05.2010 № 310702514000018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (вх.№ 7492 от 29.12.2011) поступила жалоба П., на нарушение Главой МО «Тегульдетский район» ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении с ИП П.. договоров на оказание услуг от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, 01.10.2011 без проведения конкурса или аукциона, в результате чего другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере ритуальных и похоронных услуг, не владея информацией о намерении Администрации Тегульдетского района, не имели объективной возможности претендовать на право оказания ритуальных и похоронных услуг (доставка умерших трупов).

Представитель заявителя пояснил следующее:

П., проживает в с. Зырянском и оказывает ритуальные услуги по перевозке, в рамках Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», наравне с другими субъектами предпринимательской деятельности. В законном порядке хотел заниматься этой деятельностью и в с. Тегульдет. Однако это не представилось возможным, поскольку там уже оказывает услуги по перевозке индивидуальный предприниматель П. Возмещение затрат за оказанные услуги ИП П. производит Администрация Тегульдетского района. ИП П. не является специализированной службой, и в конкурсе на оказание перевозки трупов не участвовал.

Из пояснений представителя заявителя следует, что согласно Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципального района, и статьями 6, 9, 10, 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон № 8-ФЗ) предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере.

По мнению заявителя, оказание ритуальных услуг (в том числе по перевозке) может осуществляться любым субъектом предпринимательства, занимающимся соответствующим видом деятельности, однако, если расходы на это возмещаются из местных бюджетов, то услуги должны оказываться специализированной службой и в этом случае необходимо проведение конкурса, либо размещение муниципального заказа.

Заявитель указывает, что договоры на оказание ритуальных услуг, заключенных между Администрацией Тегульдетского района и предпринимателем П.. не были осуществлены на основании проведения открытого конкурса на право заключения договора на содержание и обслуживание кладбищ и перевозку тел. П. не является специализированной службой и не может получать возмещение из местного бюджета. Оказание ритуальных услуг осуществляется, без проведения конкурса, то, по мнению заявителя, нарушаются права предпринимателей и иных организаций, которые могли бы участвовать в конкурсе на заключение договора с Администрацией Тегульдетского района. Администрация Тегульдетского района осуществляет действия, ограничивающие конкуренцию других субъектов рынка ритуальных услуг.

Из пояснений представителей ответчика следует:

На территории района с 2007 года отсутствует специалист — судмедэксперт, работающий в морге МУЗ «Тегульдетская центральная районная больница», осуществляющий судебно-медицинские экспертизы. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» определен порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз. Доставка трупов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующее структурное подразделение судебно-медицинского учреждения: подразделение судебно-медицинской экспертизы, судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственные органу исполнительной власти Томской области в сфере здравоохранения.

Из-за отсутствия специалиста — судмедэксперта в районе, возникла необходимость доставки трупов умерших граждан из мест обнаружения, жилых домов, МУЗ «Тегульдетская ЦРБ» на исследование в межрайонное отделение ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» г. Асино. Администрация Тегульдетского района неоднократно поднимала вопрос в Департаменте здравоохранения Томской области по транспортной доставке умерших для проведения медицинской экспертизы, в том числе в отделение ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» г. Асино.

Представители ответчика не согласны с доводами заявителя о том, что перевозка умерших граждан на судебно-медицинскую экспертизу из мест обнаружения, жилых домов, МУЗ «Тегульдетская ЦРБ» по направлениям правоохранительных органов является оказанием ритуальных услуг в соответствии с понятиями Закона № 8-ФЗ.

В ст.25 Закона № 8-ФЗ установлены гарантии осуществления погребения умершего, которые реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно перечню ритуально-похоронных услуг по общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 - услуга по перевозке умерших граждан на судебно-медицинскую экспертизу отсутствует и не является ритуальной услугой.

Статья 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает создание резервных фондов местных администраций.

Средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В случае, если бы Администрация Тегульдетского района не предприняла меры по доставке умерших на судебно-медицинскую экспертизу, в Тегульдетском районе могла бы сложиться чрезвычайная ситуация, выразившаяся в ущербе здоровью родственников умерших граждан, окружающей среде, значительных материальных, моральных потерь и нарушение условий жизнедеятельности жителей Тегульдетского района.

Бюджетные ассигнования резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе местного бюджета, используются по решению администрации. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией. Данный порядок утвержден Постановлением Администрации Тегульдетского района от 06.02.2006 года № 34 «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрацией Тегульдетского района». Согласно данному порядку, из резервного фонда Администрацией Тегульдетского района компенсируются затраты по доставке умерших трупов в межрайонное отделение ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» г. Асино.

Представители ответчика полагают, что органам местного самоуправления дано право в соответствии с п.14 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закона № 94-ФЗ) заключать договора гражданско-правового характера в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке в течение квартала, не превышающего указанного предельного размера расчетов наличными деньгами - 100 000 рублей.

Услуги за перевозку трупов умерших в межрайонное отделение ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» г. Асино, осуществляет ИП П.. на основании договоров оказания услуг, возмещение происходит поквартально на сумму, не превышающую 100 000 рублей. Сумма по возмещению услуг в 2009 году составила: 170126,00 рублей за год; в 2010 году - 158321,00 рублей за год; за 2011 году - 244992,00 рубля.

Представители ответчика считают, что действия Администрации Тегульдетского района, соответствуют Закону о защите конкуренции и действующему законодательству Российской Федерации и просят доводы Заявителя признать несостоятельными, в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо П.пояснил, что 20.03.2010 он зарегистрирован индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке грузов, в том числе услуг по организации похорон.. Администрация Тегульдетского района ежеквартально заключает договора на доставку трупов из Тегульдетского района в г. Асино на судебно-медицинскую экспертизу. С администрацией Тегульдетского района не заключался договор на оказание ритуальных услуг для нужд населения района.

Учитывая отзывы и пояснения присутствующих в заседании лиц, изучив представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

Администрация Тегульдетского района, в лице Главы Администрации К. заключила договора на оказание услуг с ИП П. от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, от 01.10.2011. Согласно указанным договорам, ИП П. обязался оказать услуги:

- по доставке трупов умерших граждан Тегульдетского района из мест обнаружения и морга МУЗ «Тегульдетского ЦРБ» на исследование в МРО ОГУЗ Бюро СМЭ г. Асино, согласно направлений (постановлений) правоохранительных органов Тегульдетского района;

- обеспечить доставку трупов умерших граждан Тегульдетского района из МРО ОГУЗ Бюро СМЭ г. Асино до населенного пункта Тегульдетского района, где будет произведено захоронение умершего.

П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.05.2010. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 20.05.2010, у ИП П. обозначен основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД) - 60.24.0 - деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, дополнительный - 93.03 - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, что подтверждает право ИП П. на перевозку трупов специализированным транспортом, и не противоречит условиям договоров на оказание услуг от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, от 01.10.2011.

Согласно п.17 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), а также п.15 ч.1 ст.8 Устава МО «Тегульдетский район» от 22.08.2008 к вопросам местного значения Тегульдетского (муниципального) района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг. Таким образом, к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения в соответствии с Законом № 8-ФЗ относятся:

- определение требований к качеству гарантируемых услуг, оказываемых при погребении на безвозмездной основе, а также их стоимости (по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ);

- определение стоимости услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению;

- определение размера бесплатно предоставляемого земельного участка для размещения места погребения и его предоставление (кроме Федерального военного мемориального кладбища);

- приостановление или прекращение деятельности на месте погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения;

- определение порядка деятельности, создание и содержание общественных кладбищ, а также вероисповедальных, воинских, военных мемориальных кладбищ при их нахождении в ведении органов местного самоуправления;

- обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий, обозначение и регистрация мест захоронения, а в необходимых случаях и перезахоронение останков погибших при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений;

- создание и содержание стен скорби для захоронения урн с прахом умерших, организация и определение порядка деятельности крематориев;

- создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности;

- создание попечительских (наблюдательных) советов при органах местного самоуправления для организации контроля за соблюдением законодательства в сфере погребения и похоронного дела.

Согласно положений Закона № 131 и Закона № 8-ФЗ к вопросам местного значения относится только организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно гл.27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации назначение и производство судебной экспертизы для установления причины смерти производится на основании постановления следователя. Согласно ст.38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и уполномочен принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, в том числе назначении судебной экспертизы для установления причины смерти. Таким образом, назначении судебной экспертизы для установления причины смерти (направление на экспертизу) осуществляется следователем, в чьем производстве находится дело, в рамках уголовного процесса, и следовательно не относится к полномочиям органов самоуправления.

Согласно пояснениям представителей ответчика на территории Тегульдетского района отсутствует специалист — судмедэксперт, работающий в морге МУЗ «Тегульдетская ЦРБ», осуществляющий судебно-медицинские экспертизы. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» определен порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз. Доставка трупов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующее структурное подразделение судебно-медицинского учреждения: подразделение судебно-медицинской экспертизы, судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственные органу исполнительной власти Томской области в сфере здравоохранения.

В связи с отсутствием специалиста — судмедэксперта в Тегулдетском районе, возникла необходимость доставки трупов умерших граждан из мест обнаружения, жилых домов, МУЗ «Тегульдетская ЦРБ» на исследование в межрайонное отделение ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» г. Асино.

В целях организации доставки трупов умерших граждан из мест обнаружения, жилых домов, МУЗ «Тегульдетская ЦРБ» на исследование в межрайонное отделение ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области» г. Асино Администрацией Тегульдетского района изданы Распоряжения от 31.01.2011 № 13 и от 06.07.2011 № 89 о выделении бюджетных ассигнований за счет средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации Тегульдетского района в размере 100 000 руб. и 100 000 руб. соответственно.

Договора на оказание услуг по доставке трупов умерших граждан Тегульдетского района из мест обнаружения и морга МУЗ «Тегульдетского ЦРБ» на исследование в МРО ОГУЗ Бюро СМЭ г. Асино от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, от 01.10.2011 заключались на один квартал. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 302.26:

- в 1 квартале за оказанные услуги по договору от 01.01.2011 произведена оплата в размере 61 248 руб.;

- во 2 квартале за оказанные услуги по договору от 01.04.2011 произведена оплата в размере 44 544 руб.;

- в 3 квартале за оказанные услуги по договору от 01.07.2011 произведена оплата в размере 67 040 руб.;

в 4 квартале за оказанные услуги по договору от 01.10.2011 произведена оплата в размере 55 680 руб.

Пункт 14 ч.2 ст.55 Закона № 94-ФЗ устанавливает, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (согласно Указанию Банка России от 20.06.2007 № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами составляет сто тысяч рублей).

Данной статьей установлено, что заказчик вправе в течение квартала размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (то есть 100 000 рублей).

Таким образом, согласно положениям Закона № 94-ФЗ заказчик может размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в течение квартала на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Согласно п.3 ч.1 ст.9 Устава МО «Тегульдетский район» в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления Тегульдетского района обладают полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа. Администрация Тегульдетского района как муниципальный заказчик (ст.4 Закона № 94-ФЗ) имеет право заключать гражданско-правовые договора на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в течение квартала на сумму, не превышающую 100 000 рублей. Договора на оказание услуг от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, от 01.10.2011, заключенные с ИП П. не превышали сумму  100 000 руб.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона О защите конкуренции  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия, изучив материалы дела и пояснения сторон, не установила в действиях Главы Администрации Тегульдетского района при заключении договоров на оказание услуг (по доставке трупов умерших граждан Тегульдетского района из мест обнаружения и морга МУЗ «Тегульдетского ЦРБ» на исследование в МРО ОГУЗ Бюро СМЭ г. Асино) с ИП П. от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, от 01.10.2011 действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что имеются основания для прекращения дела в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства (п.2 ч.1 ст.48 Закона «О защите конкуренции»).

Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.ч.1-4 ст.41, п.2 ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                                                                                                       

1. В действиях Главы Администрации Тегульдетского района по заключению договоров на оказание услуг с ИП П.. от 01.01.2011, от 01.04.2011, от 01.07.2011, от 01.10.2011 отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

2. Производство по делу № 05-10/215-11 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.48 Закона О защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

 

Р.Ш. Губанова

 

В.Г. Лосев

 

А.Д. Рылов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны