Решение б/н Решение о нарушении МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» ч.1 ст.17 Закона... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2013 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко И.В., заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Губановой Р.Ш., начальника отдела контроля органов власти;

- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

- Лосева В.Г., ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти;

- Рылова А.Д., специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/55-13, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Колпашевская центральная районная больница» (далее - МБУЗ «Колпашевская ЦРБ») ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ответчика по делу (МБУЗ «Колпашевская ЦРБ»); в отсутствии заявителей (ИП Б., ООО «Гигиена Сервис») и заинтересованного лица (ООО «Вита-Фарм»),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступили заявления от ИП Б. и ООО «Гигиена Сервис», указывающие на признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» во 2 полугодии 2013 года (заказ № 0165300003313000132) (далее – аукцион), выразившегося объединении в предмете аукциона товаров, подлежащих лицензированию, а именно товара, соответствующего позиции № 5 Технического задания «Антисептик кожный», и не подлежащих лицензированию (свободно обращающихся на рынке дезинфицирующих средств), что ограничивает возможности участия в аукционе, приводит или может привести к сокращению количества участников размещения заказа и недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди поставщиков дезинифицирующих средств – потенциальных участников аукциона, коими являются, в том числе, заявители.

Ответчиком (МБУЗ «Колпашевская ЦРБ») в заседания Комиссии, а также ранее на запрос Томского УФАС России, представлены пояснения и отзывы, в которых представитель ответчика нарушение антимонопольных требований к торгам, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» не признает, в частности, в обоснование позиции указал на письмо Росалкогольрегулирования от 02.12.2011 №24830/07-01, из которого следует, что оборот изделий медицинского назначения, содержащих этиловый спирт, не является видом деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». При этом ответчик пояснил, что техническим характеристикам позиции № 5 Технического задания аукционной документации («Антисептик кожный») соответствуют изделия, например, дезинфицирующее средство «АХДЕЗ 3000», которое внесено в Реестр дезинфицирующих средств, о чем имеется Свидетельство о государственной регистрации № RU.77.9901.002.Е.001176.09.10 от 21.09.2010. Также данное средство имеет Декларацию о соответствии от 04.04.2013, выданную органом по сертификации дезинфицирующих средств НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора. В соответствии с Письмом ФНС РФ от 21.01.2007 ШТ-6-07/28@ «В отношении лицензирования дезинфицирующих средств» согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» действие закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти. В соответствии с п.1.1 Приказа Минздрава РФ от 10.10.1996 № 357 «Об утверждении Положения о порядке централизованных закупок лекарственных средств и медицинской техники» продукция медицинского назначения включает в себя лекарственные, дезинфицирующие и диагностические средства, иммунобиологические препараты, реактивы, расходные материалы, лечебное питание, медицинскую технику, изделия медицинского назначения, а также запасные части, комплектующие и вспомогательные материалы. Таким образом, поскольку дезинфицирующие средства относятся к продукции медицинского назначения, на которую не распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, то, по мнению ответчика, поставка товара, соответствующего позиции № 5 Технического задания документации «Антисептик кожный» не требует наличия соответствующей лицензии, поэтому включение заказчиком в документацию об аукционе товара, соответствующего позиции № 5 Технического задания документации «Антисептик кожный», совместно с иными дезинфицирующими средствами, правомерно, конкуренцию не ограничивает, не нарушает ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», соответственно жалобы являются не обоснованными.

Присутствовавшая на заседании Комиссии от 20.08.2013 представитель заинтересованного лица (ООО «Вита-Фарм») поддержала доводы ответчика о том, что включение рассматриваемого дезинфицирующего средства в состав предмета аукциона не ограничивает возможности участия в размещении заказа; указала, что дезинфицирующее средство – антисептик кожный, содержащий этиловый спирт, не является алкогольной/спиртосодержащей продукцией согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ и его поставка не требует наличия соответствующей лицензии; сослалась на письмо Росалкогольрегулирования от 02.12.2011 №24830/07-01; обратила внимание Комиссии на то, что документация об аукционе не содержит требований о наличии у участников лицензии на поставку алкогольной продукции.

Комиссия, изучив представленные сторонами документы и материалы дела, учитывая пояснения присутствующих в заседании лиц, установила следующее.

30 мая 2013 года на электронной площадке в сети Интернет http://www.sberbank-ast.ru и официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» во 2 полугодии 2013 года (заказ № 0165300003313000132) (далее – аукцион), документация аукциона и техническое задание аукциона. Заказчик аукциона - МБУЗ «Колпашевская ЦРБ».

Из п. 2.1 аукционной документации следует, что требования к товарам, работам, услугам, потребительским свойствам, техническим характеристикам и количеству установлены техническим заданием (Приложение 6), которое входит в состав документации открытого аукциона в электронной форме.

В техническом задании аукционной документации заказчиком установлены к поставке дезинфицирующие средства 28 торговых наименований, каждому из которых установлена форма выпуска, дозировка и характеристика.

В п.5 технического задания аукционной документации помимо прочих дезинфицирующих средств указан следующий товар «Антисептик кожный» и дана его характеристика «Кожный антисептик, флакон объемом 1л. Представляет собой готовый к применению кожный антисептик в виде прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом. В качестве действующих веществ содержит хлогекстина биглюконат, этиловый спирт (79%), кроме того в составе функциональные добавки, ухаживающие за кожей рук. Средство предназначено для обработки рук хирургов, операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов, обработка кожи перед пункциями и введением катетеров».

В п. 3.1 аукционной документации установлено следующее требование к участникам аукциона «соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, согласно Приложения 1 к настоящей документации».

В информационной карте (Приложение 1) установлено требование к участникам размещения заказа «Соответствие обязательным требованиям, указанным в ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 – ФЗ».

Частью 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в действовавшей на момент опубликования извещения и документации об аукционе редакции закона от 30.12.2012, который устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежат лицензированию, за исключением:

-производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

-розничной продажи спиртосодержащей продукции;

-закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Из вышеизложенного следует, что включенное заказчиком аукциона в п. 5 технического задания аукциона дезинфицирующее средство «Антисептик кожный» с содержанием этилового спирта 79%, относится к спиртосодержащим непищевым продуктам, а деятельность по обороту (поставке) дезинфицирующего средства «Антисептик кожный» с содержанием этилового спирта 79%, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ (в ред. от 30.12.2012).

Из анализа технического задания аукционной документации следует, что поставка 27 других дезинфицирующих средств, включенных заказчиком в предмет аукциона, лицензированию не подлежит.

Таким образом, заказчиком в предмет аукциона, представленный единым лотом, включены товары, подлежащие лицензированию («Антисептик кожный» с содержанием этилового спирта 79%) и не подлежащие лицензированию.

Кроме того, как следует из жалобы ООО «Гигиена Сервис» в предмет аукциона включены дезинфицирующие средства, облагаемые акцизным налогом (кожный антисептик на основе этилового спирта) согласно п.2 ч.1 ст.181 НК РФ (подакцизными товарами признается спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 настоящего пункта), и без акцизный товар (иные 27 дезинфицирующих средств).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 7 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» установлено, что конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Включение (объединение) заказчиком аукциона в предмет аукциона, представленного единым лотом из 28 торговых наименований дезинфицирующих средств, товаров, подлежащих лицензированию («Антисептик кожный» с содержанием этилового спирта 79%) и не подлежащих лицензированию (свободно обращающихся на рынке дезинфицирующих средств), нарушает ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», поскольку приводит или может привести к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки дезинфицирующих средств, в связи с тем, что товары по 27 позициям лота лицензированию не подлежат и могут быть представлены более широким кругом хозяйствующих субъектов.

Объединение указанных в техническом задании аукциона товаров сокращает круг его участников, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным видам товаров (которые подлежат лицензированию и, отдельно, которые не подлежат лицензированию), только теми, кто имеет лицензию на виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Фактическим подтверждением ограничения конкуренции и сокращения круга участников аукциона являются заявления от ИП Б. и ООО «Гигиена Сервис» о невозможности участия в обозначенном аукционе в связи с необоснованным объединением заказчиком в предмете аукциона товаров, поставка одного из которых требует соответствующей лицензии, и товаров, не подлежащих лицензированию, а также факт наличия одной заявки на участие в аукционе от ООО «Вита-Фарм» -единственный участник аукциона, с которым и был заключен гражданско-правовой договор (контракт) №165300003313000132-0135670-01 от 24.06.2013 на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» во 2 полугодии 2013 года.

Комиссия оценила и приняла во внимание доводы ответчика и заинтересованного лица о том, что оборот дезинфицирующих средств, являющихся изделиями медицинского назначения, содержащих этиловый спирт, не является видом деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ. Действительно, в письме Росалкогольрегулирования от 02.12.2011 №24830/07-01 указано, что оборот изделий медицинского назначения, содержащих этиловый спирт, не является видом деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Однако, ссылка на указанное письмо Росалкогольрегулирования как на обоснование отсутствия необходимости лицензирования деятельности по производству, хранению и поставке дезинфицирующих средств, содержащих этиловый спирт, в силу того, что оборот таких средств не подпадает под действие данного закона, не обоснована, т.к. указанное письмо не является нормативным правовым актом. Вместе с тем, в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012) установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется, в том числе, на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям. Поскольку дезинфицирующее средство, указанное в позиции № 5 Технического задания аукционной документации «Антисептик кожный» не является лекарственным средством, содержащим этиловый спирт, зарегистрированным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не включено в государственный реестр лекарственных средств, то на него распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 30.12.2012). Доказательств подтверждения обратного ответчиком и заинтересованным лицом не представлено.

Комиссия также обращает внимание, что в письме ФНС РФ от 21.01.2007 ШТ-6-07/28@ «В отношении лицензирования дезинфицирующих средств», на которое в обоснование своей позиции ссылается ответчик, указано на нормы недействующей на момент проведения аукциона редакции Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, т.к. в п.3 ст.1 указанного закона 18.07.2011 внесены изменения, в соответствии с которыми из перечня продукции, на которую не распространяется Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ изделия медицинского назначения исключены.

Кроме того, в материалах дела имеется ответ Росалкогольрегулирования от 03.10.2013 № 20395/01-02, на запрос Томского УФАС России от 30.08.2013 № СЛ/5279 о необходимости лицензирования спиртосодержащей продукции, а именно указанного в п.5 Технического задания аукционной документации товара «Антисептик кожный» с содержанием этилового спирта 79%, в котором заместитель руководителя Е.Е. Махновский поясняет, что на основании п. 5 ст. 2 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ деятельность, связанная с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции подлежит лицензированию.

Таким образом, Комиссией установлено, что на поставку товара, указанного заказчиком в позиции № 5 Технического задания аукционной документации «Антисептик кожный» с характеристикой «Кожный антисептик, флакон объемом 1л. Представляет собой готовый к применению кожный антисептик в виде прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом. В качестве действующих веществ содержит хлогекстина биглюконат, этиловый спирт (79%), кроме того в составе функциональные добавки, ухаживающие за кожей рук. Средство предназначено для обработки рук хирургов, операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов, обработка кожи перед пункциями и введением катетеров», требуется наличие соответствующей лицензии. Из вышеизложенного следует, что заказчиком в предмет аукциона помимо товаров, свободно обращающихся на рынке и не требующих наличия лицензии, включен товар, поставка которого требует наличия лицензии, что создает возможность участия в указанном аукционе только тем хозяйствующим субъектам, кто имеет лицензию на виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Федерального Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

В связи с расторжением гражданско-правового договора (контракта) №165300003313000132-0135670-01 от 24.06.2013, заключенного по результатам аукциона на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» во 2 полугодии 2013 года, в соответствии с Соглашением от 04.09.2013, заключенным между МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» и ООО «Вита-Фарм» отсутствуют основания для выдачи предписания.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать, что МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» допущено нарушение ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для МБУЗ «Колпашевская ЦРБ» во 2 полугодии 2013 года (заказ №0165300003313000132), выразившегося в объединении в предмете аукциона товаров, подлежащих лицензированию и не подлежащих лицензированию (свободно обращающихся на рынке дезинфицирующих средств), что приводит или может привести к сокращению количества участников размещения заказа и недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди поставщиков дезинфицирующих средств.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

3. Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и устранение нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

Р.Ш. Губанова

 

В.Г. Лосев

 

С.Н. Лепихина

 

А.Д. Рылов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны