Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-10/56-15, возбужденное п... от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена 02 июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2015 года

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко И.В., заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Мостовой К.В., специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/56-15, возбужденное по признакам нарушения Главой Октябрьского сельского поселения (Главой Администрации) п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

Томским УФАС России в результате проверки Администрации Октябрьского сельского поселения Томского района (Акт проверки № 7 от 30.04.2015) выявлено, что Главой Октябрьского сельского поселения издано Распоряжение от 17.12.2012 № 109 «О временном запрещении продажи спиртных напитков на территории сельского поселения», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В заседании Комиссии Глава Октябрьского сельского поселения пояснил, что указанное распоряжение принято на период проведения мобилизационных мероприятий, однако, поскольку мобилизационные мероприятия на территории сельского поселения не проводились, то продажа спиртных напитков не запрещалась и распоряжение никому не направлялось.

Изучив представленные документы и материалы дела, заслушав представителя ответчика по делу, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п. 1.3 ст. 33 Устава Октябрьского сельского поселения Глава Октябрьского сельского поселения (Глава Администрации) как высшее должностное лицо Октябрьского поселения издает в пределах своей компетенции правовые акты.

17.12.2012 Главой Октябрьского сельского поселения (Главой Администрации) издано Распоряжение от № 109 «О временном запрещении продажи спиртных напитков на территории сельского поселения», в соответствии с которым торгующим организациям на территории сельского поселения предписано прекратить продажу спиртных напитков до особого разрешения Администрации, в связи с проведением на территории сельского поселения мобилизационных мероприятий.

В соответствии с п.2 и п.3 ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Кроме того, органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации (пп.б п.4 ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Регулирование производства и оборота спиртных напитков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Согласно ст.3 Закона № 171–ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу абз.2 п.5 ст.16 Закона № 171-ФЗ дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции вправе устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, запрет на розничную продажу спиртных напитков, которые согласно п.9 ст.2 Закона № 171-ФЗ являются алкогольной продукцией, вправе устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации, но не органы местного самоуправления.

На территории Томской области дополнительные ограничения времени и мест розничной продажи алкогольной продукции определены в соответствии с Законом Томской области от 05.05.2012 № 48-ОЗ «Об установлении на территории Томской области дополнительных ограничений времени и мест розничной продажи алкогольной продукции», ст. 2 которого предусматривает запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Томской области в период с 22 часов до 10 часов по местному времени (ч.1 Закона № 48-ОЗ); за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение одного часа после окончания проведения массовых мероприятий с массовым скоплением граждан в местах их проведения (ч.2 Закона № 48-ОЗ); в границах территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (ч.3 Закона № 48-ОЗ).

Таким образом, вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено право органа местного самоуправления запрещать торгующим организациям на территории сельского поселения продажу алкогольной продукции, в частности спиртных напитков, на территории муниципального образования, в связи с проведением на территории сельского поселения мобилизационных мероприятий.

Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» также не содержит норм, предусматривающих возможность введения органами местного самоуправления запрета на продажу спиртных напитков во время проведения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Таким образом, Глава Администрации Октябрьского сельского поселения, издав Распоряжение от 17.12.2012 № 109, предусматривающее запрет продажи спиртных напитков на территории сельского поселения в связи с проведением мобилизационных мероприятий, принял акт, устанавливающий на товарном рынке в границах поселения правила осуществления торговой деятельности, отличающиеся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что запрещено пп.б п.4 ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Издание указанного Распоряжения ограничивает конкуренцию среди хозяйствующих субъектов – торгующих организаций, осуществляющих продажу спиртных напитков непосредственно на территории Октябрьского сельского поселения, по отношению к хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность на территории Томской области, в частности необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам и к хозяйствующим субъектам, а также устанавливает запрет в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, вводит ограничения прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю спиртными напитками на территории сельского поселения, на продажу указанной алкогольной продукции, и нарушает п.2 и п.3 ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, Глава Октябрьского сельского поселения (Глава Администрации), издав Распоряжение от 17.12.2012 № 109 «О временном запрещении продажи спиртных напитков на территории сельского поселения», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов – торгующих организаций, осуществляющих продажу спиртных напитков непосредственно на территории Октябрьского сельского поселения, по отношению к хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность на территории Томской области, нарушил п.2 и п.3 ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать, что Главой Октябрьского сельского поселения (Главой Администрации) допущено нарушение п.2 и п.3 ч.1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» путем издания Распоряжения от 17.12.2012 № 109 «О временном запрещении продажи спиртных напитков на территории сельского поселения», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные ст. 48 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Выдать предписание об отмене Распоряжения от 17.12.2012 № 109, нарушающего антимонопольное законодательство.

4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

К.В. Мостовая

 

С.Н. Лепихина

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

04 июня 2015 года                                                                                                             г. Томск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Бутенко И.В., заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: 

- Лепихиной С.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,

- Мостовой К.В., специалиста-эксперта отдела контроля органов власти

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 04 июня 2015 года по делу № 05-10/56-15 о нарушении Главой Октябрьского сельского поселения (Главой Администрации) п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Главе Октябрьского сельского поселения (Главе Администрации) в срок до 15.06.2015 прекратить нарушение п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в издании Распоряжения от 17.12.2012 № 109 «О временном запрещении продажи спиртных напитков на территории сельского поселения», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно, отменить указанное Распоряжение от 17.12.2012 № 109 как нарушающее антимонопольное законодательство.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

 

 

И.В. Бутенко

 

Члены комиссии

 

 

 

С.Н. Лепихина

 

К.В. Мостовая

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны