Решение б/н Решение по делу №05-10/57-13 о нарушении Департаментом город... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена:

31 октября 2013 года

В полном объем решение изготовлено:

12 ноября 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления;

членов комиссии: 

- Губановой Рамили Шаукатовны, начальника отдела контроля органов власти;

- Лепихиной Светланы Николаевны, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

- Рылова Алексея Дмитриевича, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 05-10/57-13 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска (634050, г. Томск, ул. Московский тракт, 19/1) и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» (634041, г. Томск, пр. Комсомольский, 66), абз.1 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей Департамента городского хозяйства администрации г. Томска Па... В.Н. (доверенность от 01.04.2013 № 36), УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Гр...Т.В. (доверенность от 07.05.2013 № 63), в отсутствии представителя Администрации Города Томска, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили материалы из Прокуратуры г. Томска о нарушении Думой Города Томска и Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. 30.12.2011 между Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключен договор (соглашение) № 41/11 на предоставление субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, до вступления в силу и опубликования Постановления администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 «Об утверждении Порядка предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них» в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск», и без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо иных конкурсных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции для государственных и муниципальных нужд» и является нарушением абз.1 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Департамента городского хозяйства администрации г. Томска с указанным нарушением не согласился, представил письменные пояснения, а также пояснил следующее:

Департамент городского хозяйства, разрешая вопросы местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, предусмотренные п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заключил договор с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» № 41/11 в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ и исключительно по правилам и в порядке, установленным органами местного самоуправления - решением Думы Города Томска от 15.12.2011 № 273, постановлением администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497.

Постановление администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 «Об утверждении Порядка предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них», размещено на официальном Интернет-портале муниципального образования «Город Томск» в разделе «Постановления и распоряжения Мэра и администрации».

В период с 26.12.2011 по июль 2012 года Постановление администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 размещалось на официальном сайте МО «Город Томск» на странице Департамента городского хозяйства в разделе «Нормативные документы».

Данный муниципальный правовой акт был в свободном доступе для ознакомления неограниченному кругу физических и юридических лиц с 26 декабря 2011 года вплоть до актуализации размещаемой информации на странице департамента в июле 2012 года, в том числе для юридических лиц - производителей товаров, работ, услуг, способных осуществлять деятельность по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них.

На отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, распространяется действие Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии с указанным Федеральным законом доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет»; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Осуществляя размещение Постановления администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 на официальном Интернет-портале муниципального образования «Город Томск» на странице департамента городского хозяйства в разделе «Нормативные документы» в декабре 2011 года, департаментом обеспечивался доступ пользователей к информации и публичность осуществления деятельности отраслевого органа местного самоуправления МО «Город Томск».

Департаментом городского хозяйства соблюдена процедура публичности действий, что предусмотрено статьями 6 и 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Согласно пункту 1.3 Положения о департаменте городского хозяйства, утвержденного Решением Думы города Томска от 26.06.2007 № 530, в своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Губернатора и Администрации Томской области, Уставом Города Томска, решениями Думы Города Томска, постановлениями и распоряжениями администрации Города Томска и настоящим Положением.

В силу статьи 50 Устава Города Томска муниципальные правовые акты (решения Думы Города Томска, постановления и распоряжения администрации Города Томска), принятые во исполнение решения вопросов местного значения на территории муниципального образования, являются обязательными для исполнения отраслевым органом администрации Города Томска ­ Департаментом городского хозяйства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статьей 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Заключение Департаментом городского хозяйства Договора от 30.12.2011 № 41/11 осуществлено в целях организации в зимний период 2012 года надлежащего содержания автомобильных дорог в границах МО «Город Томск» и инженерных сооружений на них в соответствии с требованиями норм, стандартов и правил, установленных законом.

Порядок предоставления субсидии и затраты, подлежащие возмещению за счет средств субсидий, определяются Департаментом и подлежат возмещению на основании выполненных и документально подтвержденных объемов работ и при соблюдении условия – возмещение затрат без учета рентабельности на выполненные работ и (или) без учета сметной прибыли.

Ни один хозяйствующий субъект из числа потенциальных получателей средств субсидий (за исключением УМП «Спецавтохозяйство г. Томска») в Департамент городского хозяйства за получением субсидий не обращался, понесенные затраты к возмещению не предъявлял.

Договор № 41/11 от 30.12.2011 фактически прекратил свое действие 26.04.2012 по исполнению сторонами своих договорных обязательств.

Представитель Департамента городского хозяйства полагает, что действия Департамента по заключению Договора № 41/11 от 30.12.2011 в период 01.01.2012-15.04.2012 не привели, в настоящее время не приводят и в будущем не могут привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на рынке работ по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Представитель УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» считает, что нарушения антимонопольного законодательства не допущено по основаниям изложенным в отзыве. Кроме того, по мнению представителя УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Договор № 41/11 от 30.12.2011 вступает в силу 01.01.2012 (п.6.1 Договора), то это не противоречит срокам вступления в силу Постановления Администрации г. Томска от 25.12.2011 № 1497.

Представитель Администрации Города Томска представил письменный отзыв по делу, в котором полагает, что Договор № 41/11 от 30.12.2011 заключен без нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая отзывы и пояснения, изучив представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

15 декабря 2011 года Дума Города Томска приняла Решение № 273 «О бюджете муниципального образования «Город Томск на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов». В Приложении № 6 к Решению Думы Города Томска от 15.12.2011 № 273 установлена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2012 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (далее Приложение № 6). Так в п.13 Приложения № 6 установлены расходы главного распределителя бюджетных средств – Департамента городского хозяйства Администрации Города Томска в виде субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с ремонтом автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них.

В Приложении № 12 к Решению Думы Города Томска от 15.12.2011 № 273 установлен Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Согласно п.2 Указанного порядка установлены общие условия предоставления субсидий. Критерии отбора, конкретные условия и порядок предоставления субсидии, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяются администрацией Города Томска.

25 декабря 2011 года принят «Порядок предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них», утвержденный Постановлением № 1497 Администрацией Города Томска (далее Порядок). В соответствии с п.5 Постановления администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2012.

В соответствии с п.4 Порядка подлежащие возмещению затраты определяются департаментом городского хозяйства администрации Города Томска на основании выполненных и документально подтвержденных объемов работ с применением расчетных цен и тарифов на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, утвержденных муниципальными правовыми актами администрации Города Томска в целях определения начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования «Город Томск» и муниципальных заказчиков. Указанные расчетные цены и тарифы применяются Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска без учета рентабельности в размере, учтенном при формировании соответствующих цен и тарифов.

Для видов работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, по которым отсутствуют утвержденные муниципальными правовыми актами администрации Города Томска расчетные цены и тарифы, затраты определяются на основании локальных сметных расчетов без учета сметной прибыли.

Таким образом, Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (далее Департамент) являлся органом Администрации Города Томска, уполномоченным на предоставление в 2012 году субсидии юридическим лицам на содержание автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них.

30 декабря 2011 года Департамент заключил с УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» договор № 41/11 на предоставление субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них на общую сумму 89 278 041,63 руб. Срок выполнения работ по содержанию автомобильных дорог местного значения установлен с 1 января 2012 года по 15 апреля 2012 года.

Договор от 30.12.2011 № 41/11 заключен Департаментом и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» до вступления в силу Порядка (п.5 Постановления администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497).

Согласно п.1.1 Договора от 30.12.2011 № 41/11 УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» обязалось выполнить работы по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск» и инженерных сооружений на них (Приложение 1 к настоящему Договору) и смете на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск» (Приложение 2 к настоящему Договору), а также в соответствии с условиями настоящего Договора.

Согласно п.1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Томска, утвержденного Решением Думы города Томска от 23.06.2009 № 1253 (Приложение № 5), Департамент является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере благоустройства, коммунального хозяйства, транспорта и иных вопросов городского хозяйства на территории муниципального образования «Город Томск».

Постановлением Администрации Города Томска от 28.06.2011 № 661 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого для содержания», согласно п.1 которого Департаменту городского хозяйства администрации Города Томска (В.М.Черноус) предписано осуществлять содержание объектов внешнего благоустройства согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению посредством размещения муниципального заказа для муниципальных нужд.

Приложения 1, 2, 3 к Постановлению Администрации Города Томска от 28.06.2011 № 661 содержат перечень объектов (автомобильных дорог), которые перечислены в Приложении № 1 к Договору от 30.12.2011 № 41/11. Департамент и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключили Договор от 30.12.2011 № 41/11 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», без проведения торгов посредством размещения муниципального заказа для муниципальных нужд. Иные хозяйствующие субъекты не имели возможности заключить договора на предоставление субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, т.к. Договор от 30.12.2011 № 41/11 заключен на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск» на все объекты, которые переданы на содержание Департамента Постановлением Администрации Города Томска от 28.06.2011 № 661.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (ст.11 БК РФ).

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, относятся к числу бюджетных правоотношений. Указанные отношения регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации (статьи 1, 2 БК РФ).

Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности осуществляется в рамках бюджетного процесса, участники которого и их полномочия определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 6, 152).

Вопросы предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям  товаров, работ, услуг регламентированы в ст.78 БК РФ. Согласно п.3 ч.2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с ч.1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относит, в частности дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.16 Закона о местном самоуправлении), организацию благоустройства территории городского округа (п.25 ч.1 ст.16 Закона о местном самоуправлении).

В соответствии с ч.2 ст.18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа относится к вопросам местного значения, которые исполняются за счет средств местного бюджета.

Согласно нормам статей 52, 53 Закона о местном самоуправлении, а также ч.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают (в том числе) в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и заключения договоров (соглашений) по данным вопросам. Согласно с ч.2 ст.86 БК РФ указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ) установлено, что под муниципальными нуждами понимается потребность муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, финансируемая за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

В соответствии с ч.1 ст.54 Закона о местном самоуправлении размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, решение вопросов местного значения является муниципальной нуждой и, как следствие, должно происходить с применением публичных процедур – т.е. посредством размещения муниципального заказа, который в силу норм Закона № 94-ФЗ должно осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме).

Следовательно, с учетом вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства по решению вопросов местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (ремонт автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них) должна осуществляться путем проведения торгов для муниципальных нужд.

Из системного толкования статей 78, 86 БК РФ можно сделать вывод о том, что законодатель предусмотрел исчерпывающий перечень случаев возможного субсидирования юридических лиц (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц – производителей товаров, работ, услуг.

Согласно ст.69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся (в том числе) ассигнования на:

-оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч.1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно п.3 ч.2 ст.78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Согласно ч.1 ст.1 Закона № 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из предмета Договора от 30.12.2011 № 41/11 на предоставление субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, следует, что Департамент и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» заключили договор не на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, а фактически договор на выполнение работ (подрядных работ) по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них и согласно смете на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно Постановлению Администрации Города Томска от 30.09.2009 № 924 «Об изменении подведомственности УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» Департамент городского хозяйства администрации г. Томска определен уполномоченным отраслевым органом в отношении УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», т.е. является учредителем муниципального предприятия.

Таким образом, Департамент, как учредитель предприятия, и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», как подведомственное предприятие Департаменту, заключили Договор от 30.12.2011 № 41/11 – соглашение на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них без процедуры размещения заказа для муниципальных нужд, чем исключили возможность иных хозяйствующих субъектов претендовать на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них в 1 квартале 2012.

Информация о размещении Постановления Администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 «Об утверждении Порядка предоставления в 2012 году субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них» на официальном Интернет-портале муниципального образования «Город Томск» не является публичной офертой на заключение договора на выполнение работ (предоставления субсидий) для неопределенного круга лиц. Постановление Администрации Города Томска от 25.12.2011 № 1497 не содержит вида и объема работ, порядка выполнения работ, перечня объектов, на которых должны осуществляться работы, за выполнение которых хозяйствующие лица могут претендовать на получение муниципальной субсидии на возмещение понесенных затрат.

Согласно ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения Департаментом бюджетных средств предприятию без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд следует признать нарушением требований ст.16 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Таким образом, учитывая то, что конкуренция, в соответствии с п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции, есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то Договором от 30.12.2011 № 41/11 (соглашением Департамента и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска») установлено ограничение доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих конкурентные виды деятельности без проведения торгов.

Несоблюдение порядка отбора хозяйствующих субъектов для выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных процедур является нарушением антимонопольного законодательства, так как приводит к устранению соперничества хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на соответствующих товарных рынках (благоустройство и дорожная деятельность).

Работы по Договору от 30.12.2011 № 41/11 выполнены, денежные средства за выполненные работы перечислены УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», поэтому оснований для выдачи предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства отсутствуют. Оснований для прекращения дела в порядке ст.48 Закона о защите конкуренции не установлены.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.ч.1-3 ст.41, ст.48, ч.1 ст.49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать, что Департаментом городского хозяйства администрации города Томска и УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» допущено нарушение абз.1 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём заключения Договора (соглашения) от 30.11.2011 № 41/11 на предоставление субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории муниципального образования «Город Томск», и инженерных сооружений на них, тем самым ограничена конкуренция на соответствующем товарном рынке.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, указанные в ст.48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Председатель Комиссии:

В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии:

Р.Ш. Губанова

 

С.Н. Лепихина

 

А.Д. Рылов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны