Постановление б/н Постановление по делу №06-09/126-15 об административном ... от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу №06-09/126-15  об  административном

 правонарушении

12 мая 2015 года                                                                                                                  г. Томск

 

            Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол от 28.04.2015 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица ООО «Горизонт-М» - директора В, без участия В., надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и ходатайствующего о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Должностное лицо ООО «Горизонт-М» директор В совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в распространении на территории г. Асино Томской области рекламы финансовых услуг с нарушением части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в период с января по  август 2014 года.

В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе, в результате проведения плановой выездной проверки ООО «Асино-ТВ» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлены признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, которые выразились в следующем.

В эфире телеканала «Студия телевидения г.Асино» размещён рекламный ролик следующего содержания: «Пришло время что-то менять в интерьере своего дома   Мебель на Боровой предлагает Вам удобную и функциональную корпусную мебель от ведущих производителей   Более 70 наименований мягкой и корпусной мебели  широчайший ассортимент гостиных и прихожих   и всё это за наличный и безналичный расчёт оформить кредит можно прямо на месте…. Мебель на Боровой …. Боровая, 16».

Учитывая изложенное, определением от 26.11.2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» по делу по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» одной из основных целей настоящего федерального закона является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация, распространяемая  эфире телеканала «Студия телевидения г.Асино», адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к услугам, оказываемым ООО «Горизонт-М», а также к финансовым услугам, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, следовательно, является рекламой.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям товаров магазина «Мебель на Боровой» о предоставлении кредита, направленное на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугой по предоставлению кредита при покупке товаров. При этом в тексте рекламы отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется самими магазином в форме отсрочки платежа, а не кредитной организацией. Такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги.

Таким образом, из содержания рекламы не представляется возможным установить, о каком именно кредите идет речь: товарном или банковском.

Рассматриваемая реклама не содержит наименования лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.

Пунктом 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 2 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства (ст. 822 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту соответственно применяются правила настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе предлагаемых магазином «Мебель на Боровой».

Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных покупателей в заблуждение.

Следовательно, рассматриваемая реклама, нарушает также требования, установленные ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» (ОГРН 1077025000843, ИНН 7002012364), что подтверждается квитанцией №001106, квитанция №001101, квитанцией №001088;   договором от 10.01.2013; актом выполненных работ от 31.08.2014 №83; актом выполненных работ от 31.07.2014 №77;  актом выполненных работ от 30.06.2014 №68; актом выполненных работ от 31.05.2014 №59; актом выполненных работ от 30.04.2014 №46;  актом выполненных работ от 31.03.2014 №35; актом выполненных работ от 28.02.2014 №20; актом выполненных работ от 31.01.2014 №11; актом выполненных работ от 31.03.2014 №52; эфирными  справками  от ООО «Асино-ТВ» за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2014 года; соглашением №01/12-07-ТОМ от 08.07.2008 между ООО «Горизонт-М» и ООО «Русфинанс Банк»; письменными пояснениями  ООО «Горизонт-М» (вх.№9226 от 10.12.2014); договором №08/2 от 08.08.2014; письменными пояснениями ООО «Асино-ТВ» (исх.№26 от 08.12.2014), решением Комиссии Томского УФАС России от 16.09.2014 по делу №06-11/86-14.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.   

 В статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное лицо Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» директор В не принял мер, направленных на обеспечение соответствия рекламы требования Федерального закона «О рекламе», не осуществил должного контроля за сотрудниками, которыми была размещена данная реклама,  и в силу своего должностного положения несет административную ответственность за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе на основании ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

 В связи с вышеуказанным, 28.04.2015 в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» В.  составлен протокол об административном правонарушении, возбуждено административное дело №06-09/126-15 по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ за  нарушение законодательства о рекламе.

Руководитель Томского УФАС России, рассмотрев материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, считает их достаточными и находит вину должностного лица В. доказанной, а его действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований п.5  ч.2 ст.21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4. административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч.2 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» В. выражена в форме неосторожности и подтверждается материалами дела №06-11/126-15, протоколом об административном правонарушении от 28.04.2015.

Объективная сторона названного административного правонарушения выразилась в нарушении законодательства о рекламе, а именно ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», вменяемое должностному лицу административное правонарушение характеризуется формальным составом, и является оконченным с момента нарушения соответствующих положений предусмотренных Законом о рекламе.

В., являясь должностным лицом — директором Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» имел возможность осуществить контроль за соблюдением законодательства о рекламе, однако, не принял всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований, пренебрежительно отнесся к их соблюдению.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководитель Томского УФАС России учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

 Совершенное директором Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт-М» В. правонарушение не является малозначительным, так как имело место распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг, к которой Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» предъявляются специальные требования. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении должностным лицом   своих обязанностей, предусмотренных формальными требованиями Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой приведен открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, смягчающим обстоятельством признается совершение административного правонарушения впервые, устранение нарушения на момент рассмотрения дела.

В соответствии со ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

 Должностное лицо  общество с ограниченной ответственностью «Горизонт-М»  директора В признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

 

В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с ч.9 ст.38 ФЗ «О рекламе» суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:

-в федеральный бюджет – 40 процентов;  -в бюджет Томской области – 60 процентов.

Сведения об уплате суммы штрафа представить в Томское УФАС России в трехдневный срок после уплаты.

Согласно п.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

р/с 40101810900000010007

БИК 046902001

Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г.Томска

Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 69701000

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение законодательства о рекламе согласно постановлению по делу ...

В поле получатель указываются: ИНН 7019027633 / КПП 701701001 Томского УФАС России

 

 

Руководитель управления                                                                                                         В.И. Шевченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны