Решение б/н Решение от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/03-16

29 января 2016 года

г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев дело № 06-10/03-16, возбужденное по жалобе автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Гражданская безопасность» (АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность», заявитель), на действия общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт ТОМСК» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных-спасателей, начальников расчетов пожарных автомобилей, начальников пожарно-спасательных команд, водителей пожарных автомобилей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, 

УСТАНОВИЛА:

25 января 2016 года в Томское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» (вх.№ 309) на действия организатора закупки ООО «Аэропорт ТОМСК» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных-спасателей, начальников расчетов пожарных автомобилей, начальников пожарно-спасательных команд, водителей пожарных автомобилей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

По мнению заявителя, в его заявке указано полное согласие выполнить условия технического задания и договора заказчика, а также все необходимые документы, включая лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Заявитель полагает, что его заявка необоснованно отклонена от участия в закупке, что нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Представители ООО «Аэропорт ТОМСК» с доводами заявителя не согласились и пояснили, что согласно п.11 Закупочной документации содержание заявки на участие в закупке должно быть подготовлено в соответствии с условиями и требованиями, содержащимися в Техническом задании (Приложение № 2).

В п.1.1 Технического задания указаны нормативные документы в соответствии с которыми должна быть оказана услуга по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных спасателей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

Разд.3 Технического задания предусмотрены требования к качеству оказания услуг по обучению, п.3.2 выполнение обучения проводится по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

Представители ООО «Аэропорт ТОМСК» полагают, что данное требование установлено на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта». По мнению представителей ООО «Аэропорт ТОМСК», вышеуказанные документы регламентируют порядок проведения обучения и подготовки специалистов аварийно-спасательных команд. Не предоставление заявителем в составе заявки программ обучения, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации, по утверждению представителей ООО «Аэропорт ТОМСК», является основанием для отклонения заявки на участие запросе предложений.

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения ООО «Аэропорт ТОМСК» установила следующее:

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закона № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ст.23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции положения ч.1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Следовательно, антимонопольный орган наделен полномочиями на рассмотрение жалоб при проведении торгов, запроса котировок цен на товары осуществляемых отдельными видами юридических лиц в порядке установленном Закона № 223-ФЗ.

Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 20.07.2006 № 136-т ООО «Аэропорт Томск» включен в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Во исполнение Закона № 223-ФЗ ООО «Аэропорт ТОМСК» разместило на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее Официальный сайт) Положение о закупке товаров, работ, услуг № П ТСК-72-2012, утвержденное общим собранием участников ООО «Аэропорт ТОМСК» (Протокол от 08.11.2012). Следовательно, ООО «Аэропорт ТОМСК» при осуществлении закупок для собственных нужд руководствуется Положением о закупке.

22 декабря 2015 года ООО «Аэропорт ТОМСК» разместило извещение (№ 31503129141) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее ЕИС) о проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных-спасателей, начальников расчетов пожарных автомобилей, начальников пожарно-спасательных команд, водителей пожарных автомобилей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, с начальной (максимальной) ценой договора: 395 000 руб.

На участие запросе предложений подано две заявки: ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» с ценовым предложением 220 500 руб., НОУ ДПО НУЦ «АБИНТЕХ» с ценовым предложением 390 000 руб.

18 января 2016 года закупочная комиссия ООО «Аэропорт ТОМСК» рассмотрела заявки участников процедуры закупки на соответствие требованиям, установленным в документации о запросе предложений, и приняла решение об отклонении заявки АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» в связи с несоответствием п.1.1 и п.3.2 Технического задания.

В соответствии с п.1.1 Технического задания закупочной документации основанием для исполнения услуги по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных спасателей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов являются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» глава III, п.22 (в), приказ МГА СССР от 28.03.1991 «Об утверждении Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации» глава IV, п. 4.2., протокол № 23 от 24.12.2014 заседания Центральной аттестационной комиссии Федерального агентства воздушного транспорта по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте.

Таким образом, в п.1.1 Технического задания установлены основания для проведения обучения на курсах повышения квалификации пожарных спасателей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

Согласно п.3.2 Технического задания закупочной документации, выполнение обучения осуществляется согласно условий договора и утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации программ подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

В предмете договора установлено, исполнитель принимает на себя обязательства по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных спасателей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в количестве 49 обучающихся сотрудников, обучение проводится в январе 2016 года. Место оказание услуг: Томская область, Томский район, п. Аэропорт. Форма обучения – очная.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в открытом запросе предложений установлены в п.11 Закупочной документации, в которой указано:

Участник закупки обязан предоставить заявку на участие в открытом запросе предложений в электронном виде.

Содержание заявки на участие должно быть подготовлено в соответствии с условиями и требованиями, содержащимися в Техническом задании (Приложение № 2).

Заявка должна быть оформлена в соответствии с формой «Заявки» (Приложение № 1 к настоящей Закупочной документации) и удовлетворять следующим требованиям:

а) должна быть выполнена на русском языке;

б) должна содержать развернутую характеристику по предмету закупки;

в) должна содержать указание цены, параметров оплаты, сроков поставки, сроков гарантийного обслуживания и иные требуемые условия;

г) должна быть выполнена в формате электронного документа, доступного для чтения, защищенного криптографическими средствами, паролем или другими способами (ЭЦП).

В составе заявки на участие в запросе предложений АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» содержалась лицензия на право оказания образовательных услуг.

Таким образом, ни в Техническом задании, ни в условиях договора (проекте договора), ни в требованиях к содержанию, форме и оформлению заявки на участие в запросе предложений не содержится обязанность по указанию в составе заявки на участие в запросе предложений документа, подтверждающего наличие программ обучения, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации.

В составе заявки на участие в запросе предложений АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» содержалась лицензия на право оказания образовательных услуг. Иного документа, подтверждающего оказание образовательных услуг не установлено.

Согласно п.3.5.10 Положения о закупке закупочная комиссия рассматривает заявки (предложения) на участие в запросе предложений и осуществляет их проверку на соответствие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, а также осуществляет проверку соответствия участников закупки требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и документацией о проведении запроса предложений.

В п.12.2 Закупочной документации установлено, что в случае нарушения требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки указанных в п.11, нарушения обязательных требований к Участникам закупки, указанных в п.12.1 настоящей закупочной документации, а также при установлении недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных претендентом закупки в составе заявки на участие в открытом запросе предложений, такой претендент закупки не признается Участником закупки и не допускается Заказчиком к дальнейшему участию в закупке.

Заказчик отклоняет заявку на участие в открытом запросе предложений в случае несвоевременной подачи заявки.

Комиссия Томского УФАС России не установила правомерности отклонения заявки АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» в связи с несоответствием п.1.1 и п.3.2 Технического задания, т.к. техническое задание не содержало обязательного требования о наличии в составе заявки программы обучения, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации. Техническое задание является основанием для исполнения услуги по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных спасателей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (п.1.1 Технического задания). Выполнение обучения, должно осуществляться согласно условий договора и утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации программ подготовки к ведению аварийно-спасательных работ (п.3.2 Технического задания). Требования о предоставлении в составе заявки документа, регламентирующего выполнение обучения согласно утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации программ, не установлено.

Согласно ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Закупочная документация, а также Техническое задание не содержали требований к качеству, техническим характеристикам услуги, к результатам работы и иным требованиям, связанным с определением соответствия выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требований к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о нарушении закупочной комиссией ООО «Аэропорт ТОМСК» п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных-спасателей, начальников расчетов пожарных автомобилей, начальников пожарно-спасательных команд, водителей пожарных автомобилей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, выразившемся в нарушении порядка определения победителя запроса предложений, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания услуг по обучению пожарных-спасателей для обеспечения безопасности полетов.

В связи с установлением в закупочной документации, в том числе в Техническом задании, не точных требований к оказываемым услугам, а также невозможности повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании запроса предложений.

Руководствуясь ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч.1 ст.17, ч.20, ч.25 ст.18.1, ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АНО ДПО «УЦ «Гражданская безопасность» на действия организатора закупки ООО «Аэропорт ТОМСК» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных-спасателей, начальников расчетов пожарных автомобилей, начальников пожарно-спасательных команд, водителей пожарных автомобилей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (№ 31503129141) обоснованной.

2. Выдать предписание ООО «Аэропорт ТОМСК» об аннулировании открытого запроса предложений на оказание услуг по проведению обучения на курсах повышения квалификации пожарных-спасателей, начальников расчетов пожарных автомобилей, начальников пожарно-спасательных команд, водителей пожарных автомобилей службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны