Решение б/н Решение по делу № 06-10/159-14, возбужденному по жалобе ООО... от 10 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/159-14

 г. Томск

Резолютивная часть решения оглашена:

4 декабря 2014 года

В полном объем решение изготовлено:

9 декабря 2014 года

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов, в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя Томского УФАС России;

членов комиссии: 

- Сакс Натальи Валентиновны, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

- Рылова Алексея Дмитриевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

- Петровой Марины Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев дело № 06-10/159-14, возбужденное по жалобе ООО «Центр обслуживания «Эффект-Сервис» на действия заказчика ОАО «Сибирский химический комбинат» при проведении запросов коммерческих предложений от 07.11.2014 №№ 98/2716, 98/2717, 98/2718, 98/2719, 98/2720, 98/2721, в присутствии представителей: заявителя – Г., П.,  заказчика – Р.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26 ноября 2014 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО «Центр обслуживания «Эффект-Сервис» (далее ООО «ЦОЭС», Заявитель) на действия заказчика ОАО «Сибирский химический комбинат» (далее ОАО «СХК», Заказчик) при проведении запросов коммерческих предложений от 07.11.2014 №№ 98/2716, 98/2717, 98/2718, 98/2719, 98/2720, 98/2721.

Представители Заявителя пояснили следующее:

7 ноября 2014 года ОАО «СХК» направило запросы коммерческих предложений от 07.11.2014 №№ 98/2716, 98/2717, 98/2718, 98/2719, 98/2720, 98/2721 на право заключения договоров оказания услуг способом «упрощенная закупка»:

- уборка служебных и производственных помещений, зданий и сооружений АО «СХК»;

- уборка и дезактивация производственных помещений, сооружений и оборудования АО «СХК»;

- уборка территорий АО «СХК»;

- уборка и дезактивация территорий АО «СХК»;

- погрузочно-разгрузочные работы, вывоз ТБО и прочие работы для АО «СХК»;

- погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание гардеробов и прочие работы на площадках АО «СХК».

Заказчик не размещал информацию о проведении коммерческих предложений на Официальном сайте Госкорпорации «Росатом» и Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В Положении о закупке ОАО «СХК» отсутствует процедура «упрощенная закупка» при выборе поставщика, исполнителя работ, данная процедура предусмотрена только при выборе субподрядчика участником закупки.

На момент проведения закупок на клининговые услуги, в годовом плане закупок товаров, работ, услуг Заказчика отсутствовал способ закупки «упрощенная закупка» на оказание клининговых услуг для нужд ОАО «СХК».

Представители Заявителя полагают, что Заказчик, в нарушение законодательства о закупках, не обеспечил открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Представители Заявителя указали на ранее проведенный конкурс по оказанию клининговых услуг ОАО «СХК» в марте 2014 года, по условиям которого все виды клининговых услуг были объедены в единый лот, т.к. данные работы являются единым технологическим циклом при осуществлении уборки, дезактивации, погрузочно-разгрузочных работ и вывоза ТБО.

Представители Заявителя утверждают, что в п.10.2 Положения о закупке ОАО «СХК» установлен запрет на дробление объемов закупок на части с целью снижения плановой стоимости закупки и (или) начальной (максимальной) цены договора для получения возможности применения каких-либо процедур закупки с установленными ценовыми порогами.

Заявитель просит провести проверку деятельности ОАО «СХК», направленную на выявление нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), а также Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Представитель ОАО «СХК» представил письменный отзыв на жалобу, а также сообщил об опубликовании на Официальном сайте 25.11.2014 информации о проведении закупок на оказание клининговых услуг под следующими номерами: 31401734442, 31401734486, 31401734462, 31401734376, 31401734340, 31401734409, а также на Официальном сайте Госкорпорации «Росатом» (№№ 141125/0506/872, 141125/0506/874, 141125/0506/873, 141125/0506/870, 141125/0506/869, 141125/0506/871).

Способ закупки «упрощенная закупка» отсутствует в Едином отраслевом стандарте закупок Госкорпорации «Росатом» (Положение о закупке).

Раздел 8.2 Положения о закупке закрепляет полномочия постоянно действующей закупочной комиссии (ПДЗК). Согласно п.8.2.6, пп. «а» п.8.2.6.1 Положения о закупке ПДЗК осуществляет согласование годового плана закупок (за исключением позиций, относящихся к компетенции центральной закупочной комиссии) в части применения закупок, отличных от конкурса, плановой стоимостью до 50 миллионов рублей с НДС (по основаниям, не предусмотренным настоящим Стандартом). Согласно выписке из протокола заочного голосования ПДЗК ОАО «ТВЭЛ» от 30.10.2014 № 2014/43, АО «СХК» на основании п.8.2.6, пп. «а» п.8.2.6.1 ЕОСЗ согласовано проведение шести закупок на оказание клининговых услуг способом «Упрощенная закупка».

По мнению представителя Заказчика, ОАО «СХК» провело закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке. Представитель заказчика считает, что нарушений при проведении закупочных процедур со стороны ОАО «СХК» не допущено, доводы жалобы ООО «ЦОЭС» необоснованные.

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, установила следующее:

Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность ОАО «СХК» регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке, Стандарт) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным Решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37. ОАО «СХК» присоединилось к Положению о закупке № 1120000044.

Согласно ч.2 ст.4 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

На Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещен План закупок ОАО «СХК» на период с 01.01.2014 по 31.12.2014, утвержденный 30.12.2013, с изменениями от 25.11.2014.

В Плане закупок ОАО «СХК» за номерами 5890/1220, 5890/1221, 5890/1222, 5890/1223, 5890/1224, 5890/1225 установлены следующие закупки:

- 901-SH-11800. Право заключения договора на оказание услуг по уборке и дезактивации производственных помещений, с начальной (максимальной) ценой договора 28 318 872,44 руб.;

- 901-SH-11803. Право заключения договора на оказание услуг по  уборке служебных и производственных, с начальной (максимальной) ценой договора 9 900 390,52 руб.;

- 901-SH-11802. Право заключения договора на оказание услуг по уборке территорий  АО «СХК», с начальной (максимальной) ценой договора 3 162 573,24 руб.;

- 901-SH-11798. Право заключения договора на оказание услуг по погрузочно-разгрузочным работам, обслуживанию гардеробов, с начальной (максимальной) ценой договора 5 607 920 руб.;

- 901-SH-11799. Право заключения договора на оказание услуг по погрузочно-разгрузочным работам, вывозу ТБО, с начальной (максимальной) ценой договора 1 160 556 руб.;

- 901-SH-11801. Право заключения договора на оказание услуг по уборке и дезактивации территорий АО «СХК», с начальной (максимальной) ценой договора 17406891,2 руб.

Для данных закупок установлен способ закупок – «упрощенная закупка».

В Разделе 10 Положения о закупке установлены способы закупок, их разновидности и дополнительные элементы закупочных процедур. В соответствии с п.10.1.1 Положения о закупке предпочтительной закупочной процедурой является открытый конкурс, а в случаях, прямо установленных настоящим Стандартом — открытый аукцион (открытый редукцион), открытый запрос предложений, открытые конкурентные переговоры и открытый запрос цен.

В п.10.9 Положения о закупке предусмотрена закупка у единственного участника конкурентной закупки. Решение о закупке у единственного участника конкурентной закупки принимается: если цена заключаемого договора составляет менее 10 миллионов рублей с НДС – руководителем заказчика; в иных случаях – по решению ЦЗК или ПДЗК в пределах их компетенции.

Согласно п.24.2.3 Положения о закупке  по решению заказчика при проведении зарубежных закупок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей Российской Федерации (с учетом всех налогов и пошлин в эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день извещения о проведении закупки), для заказчиков первой группы – за исключением закупок продукции, включенной Правительством Российской Федерации в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, допускается проводить закупку способом «упрощенная закупка».

Согласно п.25.2.6 Положения о закупке если сроки подготовки к участию в процедуре закупки внешнего или внутреннего заказчика не позволяют провести процедуры закупки способами, предусмотренными в п. 25.2.3, руководитель организации-участника принимает решение о выборе субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) путем направления персональных запросов и проведения переговоров с субподрядчиками (поставщиками, соисполнителями). Такая закупка называется способом «упрощенная закупка».

Таким образом, в Положении о закупке «упрощенная закупка» предусмотрена только при проведении зарубежных закупок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, а также при выборе субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей). Иные виды закупок способом «упрощенная закупка» Положением о закупке не предусмотрены.

7 ноября 2014 года Заказчик направил в адрес ООО «РОТЕКС», ООО «Мойдодыр» и ООО «ЦОЭС» запросы коммерческих предложений о заключении договора на 4 месяца (01.12.2014 по 31.03.2015) способом «упрощенная закупка»:

- на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений, зданий и сооружений ОАО «СХК» (исх.№ 98/2716);

- на оказание услуг по уборке и дезактивации производственных помещений, сооружений и оборудования ОАО «СХК» (исх.№ 98/2717);

- на оказание услуг по уборке территории ОАО «СХК» (исх.№ 98/2718);

- на оказание услуг по уборке и дезактивации территории ОАО «СХК» (исх.№ 98/2719);

- на оказание услуг по погрузочно-разгрузочным работам, вывозу ТБО и прочим работам для ОАО «СХК» (исх.№ 98/2720);

- на оказание услуг по погрузочно-разгрузочным работам, обслуживание гардеробов и прочим работам на площадках ОАО «СХК» (исх.№ 98/2721).

13 ноября 2014 года Заказчик направил в адрес ООО «УК Техсервис» (исх.№ 98/2761), ООО «Чистый дом» (исх.№ 98/2755) запрос коммерческого предложения о заключении договора на 4 месяца (01.12.2014 по 31.03.2015) способом «упрощенная закупка» на оказание услуг по уборке и дезактивации территории ОАО «СХК».

В запросах коммерческих предложений указано, что по результатам запроса ОАО «СХК» примет решение о заключении договора с участником, предложившим наименьшую цену. Также указано, что проведение сбора информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств со стороны ОАО «СХК».

24 ноября 2014 года отдел закупок ОАО «СХК» направил в адрес ООО «ЦОЭС», ООО «Мойдодыр», ООО «УК Техсервис», ООО «РОТЕКС» и ООО «Чистый дом» уведомление о заключении договоров на оказание клининговых услуг на 4 месяца по результатам проведения итогов «упрощенных закупок». По результатам рассмотрения принято решение о заключении договоров с участниками, предложившим наименьшую цену:

- с ООО «Мойдодыр» на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений, зданий и сооружений ОАО «СХК» на сумму 9 900 390,52 руб. с учетом НДС 18%;

- с ООО «Мойдодыр» на оказание услуг по уборке и дезактивации производственных помещений, сооружений и оборудования для ОАО «СХК» на сумму 25 318 872,44 руб. с учетом НДС 18%;

- с ООО «Мойдодыр» на оказание услуг по уборке территорий ОАО «СХК» на сумму 3 162 573,24 руб. с учетом НДС 18%;

- с ООО «Мойдодыр» на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений, зданий и сооружений ОАО «СХК» на сумму 9 900 390,52 руб. с учетом НДС 18%;

- с ООО «Мойдодыр» на оказание услуг по уборке и дезактивации территорий ОАО «СХК» на сумму 17 406 891,2 руб. с учетом НДС 18%;

- с ООО «Мойдодыр» на оказание услуг по погрузочно-разгрузочным работам, вывозу ТБО и прочим работам для ОАО «СХК» на сумму 1 160 556 руб. с учетом НДС 18%;

- с ООО «ЦОЭС» на оказание услуг по погрузочно-разгрузочным работам, обслуживанию гардеробов и прочим работам на площадках ОАО «СХК» на сумму 5 607 920 руб. с учетом НДС 18%.

По сведениям представителей Заказчика и Заявителя, ОАО «СХК», по результатам проведения «упрощенной закупки», заключило договоры на оказание клининговых услуг.

Таким образом, Заказчик в нарушение Положения о закупке провел «упрощенную закупку» на оказание клининговых услуг, что является нарушением ст.2 Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с пп. «а» п.8.2.6.1 Положения о закупке ПДЗК (постоянно действующая закупочная комиссия) осуществляют, как минимум, следующие полномочия в отношении владельца ПДЗК и управляемых им заказчиков третьего типа согласование ГПЗ (за исключением позиций, относящихся к компетенции ЦЗК) в части: применения закупок, отличных от конкурса, плановой стоимостью до 50 миллионов рублей с НДС (по основаниям, не предусмотренным настоящим Стандартом).

Согласно выписке из протокола заочного заседания Постоянно действующей закупочной комиссии ОАО «ТВЭЛ» от 30.10.2014 № 2014/43 ОАО «СХК» согласовано закупки клининговых услуг способом «упрощенная закупка» (вопросы повестки №№ 12-17). Следовательно, постоянно действующая закупочная комиссия ОАО «ТВЭЛ», при согласовании закупок клининговых услуг для ОАО «СХК» не обосновано приняла решение, в части установления способа «упрощенная закупка», которая не предусмотрена Стандартом.

Кроме того, Заказчик внес (разместил) изменения в План закупок ОАО «СХК» на 2014 год за номерами 5890/1220, 5890/1221, 5890/1222, 5890/1223, 5890/1224, 5890/1225 (оказание клининговых услуг) на Официальном сайте 25.11.2014, т.е. после проведения «упрощенной закупки», что является нарушением ч.2 ст.4 Закона № 223-ФЗ, устанавливающей порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана.

На момент рассмотрения дела, Заказчик заключил договора на оказание клининговых услуг с участниками «упрощенной закупки», поэтому Комиссия не находит оснований для выдачи предписания.

Комиссия изучив доводы Заявителя о проведении в марте 2014 года открытого конкурса на оказание комплекса клининговых услуг, а также положения п.10.2 Положения о закупке, устанавливающего запрет на дробление закупок пришла к выводу, что в действиях Заказчика по разделению клининговых услуг на отдельные договора, могут содержаться признаки нарушения ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Для решения вопроса о наличии в действиях ОАО «СХК» нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции передать материалы дела в соответствующий отдел.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр обслуживания «Эффект-Сервис» на действия заказчика ОАО «Сибирский химический комбинат» при проведении «упрощенной закупки» клининговых услуг обоснованной.

2. Предписание ОАО «Сибирский химический комбинат» не выдавать.

3. Передать материалы дела в отдел Томского УФАС России по направлению деятельности для решения вопроса о нарушении антимонопольного законодательства при проведении «упрощенной закупки» клининговых услуг.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                          В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии:                                                                                         Н.В. Сакс

 

                                                                                                                       А.Д. Рылов

                                                                                                                        М.Н. Петрова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны