Решение б/н Решение в отношении ГУП ТО «Областное ДРСУ» при проведении т... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/30-15

 

13 апреля 2015 года

г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя Томского УФАС России;

членов комиссии: 

- Рылова Алексея Дмитриевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

- Петровой Марины Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев дело № 06-10/30-15, возбужденное по жалобе ОАО «СОГАЗ», на действия государственного унитарного предприятия Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» (ГУП ТО «Областное ДРСУ») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год, в присутствии представителей: ГУП ТО «Областное ДРСУ» -<...>, ОАО «СОГАЗ» - <...>, ОАО «АльфаСтрахование» - ,<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

8 апреля 2015 года в Томское УФАС России поступила жалоба ОАО «СОГАЗ» на действия организатора закупки ГУП ТО «Областное ДРСУ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год.

Представитель заявителя пояснил следующее:

27 марта 2015 года ГУП ТО «Областное ДРСУ» (далее - Заказчик) объявил о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключать договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств для нужд ГУП ТО «Областное ДРСУ» в 2015-2016 годах, номер запроса 31502184111.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 06 апреля 2015 года. Поданы заявки с указанием цены от: ОАО «СОГАЗ» - 1 558 333,84 руб.; ОАО «АльфаСтрахование» - 1 558 950,05 руб.; СОАО «ВСК» - 1 558 950,05 руб. Также настоящим протоколом было определено допустить к дальнейшему участию в процедуре следующих участников закупки: ОАО «СОГАЗ» и ОАО «АльфаСтрахование».

Однако, впоследствии указанный протокол Заказчиком был отозван и опубликован иной протокол заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 06.04.2015, согласно которому ОАО «СОГАЗ» было отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре.

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что заявка не соответствует разделу 4 документации.

С данным выводами представитель заявителя не согласился и полагает, что расчет страховой премии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

Согласно Закону об ОСАГО, для определения Коэффициента наличия или отсутствия страховых выплат (далее - КБМ) необходима информация о классе собственника транспортного средства. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее АИС РСА), и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Представитель заявителя считает, что участник закупки должен самостоятельно проверить соответствие КБМ сведениям, содержащимся в автоматизированных информационных системах.

Цена договора, предложенная ОАО «СОГАЗ» полностью соответствует требованиям Закона об ОСАГО и подтверждена данными АИС РСА.

Представитель заявителя полагает, что заказчик необоснованно отказал ОАО «СОГАЗ» в допуске к участию в закупке. Действия Заказчика были направлены на необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

Организатор торгов, в нарушение п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее Закон № 223-ФЗ) - принципа информационной открытости, п.2. ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ - принципа равноправия, справедливости и отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки ограничил конкуренцию при проведении открытого конкурса.

Данные действия повлекли за собой необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участнику закупки ОАО «СОГАЗ», в результате чего произошло нарушение предусмотренных ст.3 Закона № 223-ФЗ принципов и основных положений при проведении закупки.

Представитель заявителя считает, что при проведении закупки нарушена ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Представитель ГУП ТО «Областное ДРСУ» с доводами заявителя не согласилась и пояснила, что заявка ОАО «СОГАЗ» была допущена к дальнейшему рассмотрению, однако при проведении процедуры оценки заявок в технико-коммерческом предложении ОАО «СОГАЗ» было выявлено несоответствие коэффициентов КБМ (КБМ - коэффициент, входящих в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды, при осуществлении страхования ОСАГО) заявленных Заказчиком и предложенных ОАО «СОГАЗ». По мнению представителя ГУП ТО «Областное ДРСУ», применение иного КБМ стало причиной снижения предлагаемой ОАО «СОГАЗ» цены договора от заявленной заказчиком цены в открытом запросе предложений.

Заявка ОАО «СОГАЗ» подлежала отклонению, в связи, с чем протокол рассмотрения заявок в первой редакции был отменен.

При определении показателей коэффициентов КБМ в техническом задании раздела № 4 документации заказчик руководствовался п.4. Примечания к п.2 Приложения № 2 Указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» где при отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Заказчиком в техническом задании не указывались периоды предыдущих договоров страхования. Участникам закупки не были известны даты начала срока страхования по каждой из позиций технического задания, что исключало возможности использования проверки показателей коэффициентов КБМ.

Цена устанавливается заказчиком в соответствии с Законом об ОСАГО и участники закупки, подавшие заявки с заниженной ценой договора не соответствуют требованиям документации о закупках.

Представитель ГУП ТО «Областное ДРСУ» считает, что все участники открытого запроса предложений должны были руководствоваться исключительно показателями коэффициента КБМ, указанных Заказчиком в разделе 4 документации.

Действия ОАО «СОГАЗ» ввели заказчика в заблуждение относительно цены договора, что позволило бы получить преимущества перед другими участниками открытого запроса предложений.

Представители ОАО «АльфаСтрахование» не согласились с доводами жалобы ОАО «СОГАЗ», представили возражения на жалобу и пояснили следующее:

Согласно ст.9 Законом об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО. Именно этот нормативный правовой акт и должен применяться при расчете цены договора по конкурсу, объявленному заказчиком.

Единственным критерием, повлиявшим на расчет цены договора, произведенным ОАО «СОГАЗ», является коэффициент, входящий в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства.

Именно по причине изменения КБМ по некоторым позициям технического задания раздела № 4 документации заказчика предлагаемая цена договора участником открытого электронного запроса ОАО «СОГАЗ» стала меньше от заявленной заказчиком цены в запросе.

В соответствии с пп. «б» ч.2 ст.9 Закона об ОСАГО, входящий в состав страховых тарифов, коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Согласно п.4 примечания к п.2 Приложения № 2 Указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

Заказчик руководствовался данным положением при определении показателей коэффициентов КБМ в техническом задании раздела № 4 документации.

ОАО «СОГАЗ» в обоснование своей позиции ссылается на п.3 примечания к п.2 приложения № 2 Указания ЦБ РФ, следуя которому сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст.30 Закона об ОСАГО, если иное не установлено Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Заявитель не указывает о том, что система РСА выдает только данные серии и номера полиса ОСАГО и наименование предыдущего Страховщика, без указания периода страхования. Более того, система РСА дает сведения за период с даты запроса по 60-й день от текущей даты запроса, и работает в тестовом режиме, что не исключает возможности получения при запросе в системе РСА неверных данных показателя КБМ.

Заказчиком в техническом задании не указывались периоды предыдущих договоров страхования, соответственно, участникам закупки не были неизвестны даты начала срока страхования по каждой из позиций технического задания, что исключало возможность использования проверки показателей коэффициентов КБМ через систему РСА, поскольку для правильного определения класса собственника транспортного средства (водителя) путем запроса через систему РСА необходимо обладать сведениями о дате начала срока страхования по новому договору и она не должна выходить за пределы 60 дней от текущей даты запроса через систему РСА, в противном случае значение коэффициента КБМ будет неверным, поскольку системой РСА не будут учтены наличие или отсутствие страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды страхования. Соответственно, и цена договора, предложенная ОАО «СОГАЗ», основанная на поиске показателей коэффициентов КБМ только на дату текущего запроса через систему РСА, без учета всего периода предыдущего страхования по каждой позиции раздела 4 документации заказчика не соответствует требованиям Закона об ОСАГО и является неверной.

Томский филиал ОАО «СОГАЗ» при проведении расчета цены контракта при ограниченности данных технического задания обязан руководствоваться показателями коэффициента КБМ, указанных заказчиком.

Ссылка Заявителя на установленную п.10.1 ст.15 Закона об ОСАГО обязанность страховщика по проверке соответствия представленных страхователем сведений содержащихся в системе РСА, относится к самому моменту заключения договора страхования ОСАГО. При участии в конкурсе на право заключения такого договора производится предварительный расчет, именно на основании данных, представленных заказчиком. Проверка КБМ в системе РСА должна производится уже при непосредственном оформлении полиса ОСАГО, в связи с этим, ссылки заявителя на несоответствие действий заказчика требованиям Закона об ОСАГО, необоснованы.

Действия заявителя по поиску коэффициента КБМ через систему РСА привели к введению в заблуждение относительно цены контракта, направлены на получение преимущества перед другими участниками открытого конкурса при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и содержат признаки нарушения ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции.

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения сторон, установила следующее:

27 марта 2015 года ГУП ТО «Областное ДРСУ» разместило извещение № ЗП-25э на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год, с начальной (максимальной) ценой договора: 1 558 950,05 руб.

6 апреля 2015 года комиссия по закупке ГУП ТО «Областное ДРСУ» провела рассмотрение заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме на право заключения договора по предмету: «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год». На участие в запросе предложений подано 3 заявки: ОАО «СОГАЗ» с ценной договора – 1 558 333,84 руб. включая НДС, ОАО «АльфаСтрахование» с ценой договора – 1 558 950,05 руб. включая НДС, СОАО «ВСК» с ценой договора – 1 558 950,05 руб. включая НДС. Заявка ОАО «АльфаСтрахование» допущена к участию в запросе предложений. Заявка СОАО «ВСК» признана не соответствующей пп. «б» п.1 раздела 20 Информационной карты. Заявка ОАО «СОГАЗ» признана не соответствующей разделу 4 документации. Открытый запрос предложений в электронной форме признан несостоявшимся.

Согласно ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Таким образом, законодателем определено, что информация, которая размещается на официальном сайте, определяется законом и положением о закупке.

Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

15 марта 2012 года директором ГУП ТО «Областное ДРСУ» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление». Таким образом, ГУП ТО «Областное ДРСУ» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.

Согласно п.6.6.1 Положения о закупке в целях принятия решений по результатам процедур по закупку товаров, работ, услуг заказчиком создается комиссия по закупке.

В соответствии с п.14.5.1 Положения о закупке для участия в запросе предложений претендент должен подготовить заявку на участие в запросе предложений, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений. Таким образом, на претенденте на участие в запросе предложений лежит обязанность по заполнению заявки в полном соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений.

Согласно п.5 извещения о проведении открытого запроса предложений в электронной форме состав заявки на участие оформляется в соответствии с п.20 Информационной карты.

В соответствии с пп.2 п.20 Информационной карты, предложение Участника по предмету запроса предложений, т.е. предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги. В случаях, предусмотренных в информационной карте Запроса предложений документации, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром (Форма № 1 и 2, Раздел 5.);

В Форме № 2 (анкета Участника) установлены технико-коммерческие предложения на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год. Форма № 2 заполняется на основании п.4 технического задания запроса предложений.

В позиции УАЗ-390994, 2008 года выпуска, мощностью 107 л.с. установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ) – 0,7, а заявка ОАО «СОГАЗ» содержала указание на КБМ – 0,65.

В позиции УАЗ Патриот, 2009 года выпуска, мощностью 130 л.с. установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ) – 0,8, а заявка ОАО «СОГАЗ» содержала указание на КБМ – 0,75.

То есть в заявке ОАО «СОГАЗ» позиции УАЗ-390994, 2008 года выпуска и УАЗ Патриот, 2009 года выпуска указаны КБМ не соответствующие техническому заданию документации запроса предложений.

Согласно пп.2 п.1.7.1 документации запроса предложений № ЗП-25э заказчик, закупочная комиссия, обязаны отстранить Участника закупки от участия в запросе предложений на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений  требованиям документации, в том числе:

- неполнота или недостоверность сведений, представленных в поданной заявке;

- несоответствия требованиям, предъявленным к форме заявок (если документы не подписаны и/или не оформлены должным образом).

В соответствии с п.14.8.3.3 и п.14.8.3.4 Положения о закупке заявка участника закупки будет отклонена в случаях: несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений, в том числе непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, если требование обеспечения заявок установлено документацией о проведении запроса предложений; несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации.

Комииссия по закупке ГУП ТО «Областное ДРСУ», при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений отклонила заявку ОАО «СОГАЗ», т.к. заявка не соответствовала документации № ЗП-25э, а именно КБМ позиции УАЗ-390994, 2008 года выпуска и УАЗ Патриот, 2009 года выпуска не соответствуют техническому заданию документации запроса предложений – несоответствие предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации.

Комиссия, изучив документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, не выявила нарушений Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 23.07.2006 «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год Комиссия не установила в действиях комиссии по закупкам ГУП ТО «Областное ДРСУ» нарушений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе условий допуска к участию в запросе предложений.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» на действия ГУП ТО «Областное ДРСУ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015-2016 год необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии      В.И. Шевченко

Члены Комиссии:                 А.Д. Рылов

                                            М.Н. Петрова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны