Решение б/н Решение по делу № 06-10/48-16, возбужденному по жалобе ООО "... от 21 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

13 июля 2016 года комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, ,

рассмотрев дело № 06-10/48-16, возбужденное по жалобе ООО «Средневолжская  Торгово-Строительная Компания» (далее –  ООО «СТСК») на действия организатора торгов  – АО «Томский завод электроприводов» (далее – АО «ТОМЗЭЛ») при проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794), в присутствии представителей АО «ТОМЗЭЛ» - Р...., действующего по доверенности № 521 от 10.06.2016, Х..., действующей по доверенности №514 от 01.06.2016, без участия представителей ООО «СТСК», уведомленных надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «СТСК» (вх. № 3612 от 05.07.2016) на действия организатора торгов – АО «ТОМЗЭЛ»  при проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794).

Заявитель в своей жалобе указал, что Организатор торгов установил цену договора (лота), не позволяющую поставить товар надлежащего качества по ценам более низким, чем закупочные, ограничив тем самым количество участников аукциона.

По мнению Заявителя, действия Заказчика по установлению цены договора (лота) являются незаконными, кроме того, в закупочной документации не определена возможность поставки аналога.

Представители АО «ТОМЗЭЛ» предоставили письменные пояснения по делу, а также указали следующее: при проведении открытого аукциона в электронном виде АО «ТОМЗЭЛ» не совершало действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Также представители АО «ТОМЗЭЛ» пояснили, что цена договора (лота) была установлена в соответствии с ценами официального дилера продукции группы компаний BARTEC – ООО «ЛАН-КАБЕЛЬ», которое наделено производителем эксклюзивными правами на поставку взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEC. Возможность поставки аналогов требуемой продукции отсутствует по причине того, что по результатам проведённых АО «ТОМЗЭЛ» исследований в 2015 году наличие на рынке эквивалентов товара не было установлено.

Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения АО «ТОМЗЭЛ», установила следующее:

Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

19 июня 2015 года Решением Совета директоров АО «ТОМЗЭЛ» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ТОМЗЭЛ» (далее – Положение о закупке) (Протокол № 5). Таким образом, АО «ТОМЗЭЛ» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.

Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ),  при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Таким образом, законодателем определено, что информация, которая размещается на официальном сайте, определяется законом и положением о закупке.

22 июня 2016 года АО «ТОМЗЭЛ» разместило извещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) о проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794) с начальной (максимальной) ценой договора (лота): 4 757 882,6 рублей.

В соответствии с п.п.1, 3, 7 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик; требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Согласно п.2.3 Положения о закупке, документацией является комплект документов, содержащих информацию о технических, организационных и иных характеристиках предмета закупки, об условиях и процедуре проведения закупки и о требованиях к заявке.

Согласно п.3.7 Положения о закупке в документации о закупке указываются, в частности: установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара; к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Из указанных требований следует, что документация о закупке должна быть составлена в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также Положением о закупке. В частности, документация о закупке должна содержать установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, порядок формирования цены договора (цены лота), а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки.

В документации о закупке по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794) отсутствуют установленные в Законе № 223-ФЗ и Положении о закупке требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых выключателей, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик. Кроме того, в документацию о закупке не был включен  порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, законодателем определено, что при проведении закупки организатор торгов руководствуется перечисленными выше принципами.

Документация о закупке по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794) не соответствует требованиям Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке, поскольку в ней не указаны сведения, определенные п.3.7 Положения о закупке. Документация о закупке, размещенная на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), состоит из отдельных,  разрозненных документов, которые содержат в себе наименование взрывозащищенных выключателей компании BARTEK без каких-либо требований, технических характеристик к поставляемому товару, что не дает полного представления участникам закупки о предъявляемых Заказчиком требованиях к товару, таким образом, организатором торгов нарушены  принципы информационной открытости закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, закрепленный в ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» организатор торгов – АО «ТОМЗЭЛ» установил начальную (максимальную) цену договора (лота) в размере 4 757 882,6 рублей.

Исходя из пояснений представителей АО «ТОМЗЭЛ», порядок определения цены материально-технических ресурсов для установления начальной (максимальной) цены лотов при проведении закупки материально-технических ресурсов регулируется Отраслевым регламентом ОАО «АК Транснефть» ОР-91.010.20-КТН-217-10 «Порядок определения цены материально-технических ресурсов» (далее – Отраслевой регламент).

В документации о закупке по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» отсутствует порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Кроме того, Отраслевой регламент, в соответствии с которым организатором торгов устанавливается начальная (максимальная) цена договора, закрыт для свободного доступа, не размещен на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), чем нарушается принцип информационной открытости закупки, установленный ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.

Согласно п. 5.4 Отраслевого регламента, на который ссылаются представители АО «ТОМЗЭЛ», среднерыночная цена определяется на основе данных (прайс-листов и/или технико-коммерческих предложений), полученных от производителей или их официальных представителей (дистрибьюторов, дилеров), а также из открытых источников информации (интернет-ресурсы производителей или их официальных представителей (дистрибьюторов, дилеров)). Статус официальных представителей (дистрибьюторов, дилеров) по отношению к производителю продукции должен быть подтвержден соответствующими документами.

Начальная (максимальная) цена договора по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» в размере 4 757 882,60 рублей установлена организатором торгов на основании стоимости оборудования, указанной в коммерческом предложении официального дилера продукции компании BARTEK ООО «ЛАН-КАБЕЛЬ», наделенного эксклюзивными правами на поставку взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK с учетом обязательства по снижению цены поставок данной продукции в 2016 году не менее, чем на 7% от текущих цен.

Организатором торгов – АО «ТОМЗЭЛ» в материалы дела не предоставлено информации о том,  что сведения о среднерыночной цене взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK были получены из нескольких источников.

Таким образом, действиями АО «ТОМЗЭЛ» по установлению начальной (максимальной) цены договора по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» нарушаются положения ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ, а именно принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Организатором торгов была установлена цена договора (лота), ограничивающая число участников закупки, поскольку начальная (максимальная) цена закупки установлена с учетом стоимости выключателей, представленной официальным дилером продукции, наделенного эксклюзивными правами на поставку взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK с учетом обязательства по снижению цены.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Документация о закупке по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» составлена в нарушение требований Закона № 223-ФЗ, а также Положения о закупке, не содержит в себе, определенных Положением о закупке сведений, в частности в документации о закупке отсутствуют требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых выключателей, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, а также порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Кроме того, организатором торгов – АО «ТОМЗЭЛ» нарушены принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки  ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ в части несоответствия документации о закупке требованиям Положения о закупке, отсутствия требований, технических и иных характеристик к взрывозащищенным выключателям, не позволяющих участникам закупки определить требования к поставляемому товару, установления начальной (максимальной) цены договора (лота), не позволяющей участникам закупки поставить товар надлежащего качества по ценам, более низким, чем закупочные.

Таким образом, действия организатора торгов – АО «ТОМЗЭЛ» приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке взрывозащищенных выключателей производства группы компаний BARTEK при выражении отдельного конкурентного преимущества ООО «ЛАН-КАБЕЛЬ».

На основании изложенного руководствуясь ст.17, ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СТСК» на действия организатора закупки – АО «Томский завод электроприводов» при проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» обоснованной.
  2. Выдать АО «Томский завод электроприводов» предписание о внесении изменений в документацию о закупке в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «ТОМЗЭЛ».
  3. Передать материалы дела должностному лицу Томского УФАС России уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 06-10/48-16

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:

председателя комиссии: - Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления– начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии:            - Рылова Алексея Дмитриевича, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

                                        -Крыловой Марины Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

 - Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

руководствуясь п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13 июля 2016 года по делу № 06-10/48-16 по жалобе ООО «СТСК», на действия организатора торгов –  АО «ТОМЗЭЛ» при проведении открытого аукциона в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794).

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Акционерному обществу «Томский завод электроприводов» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронном виде по Лоту № 100/16 «Выключатели «BARTEK GmbH» (4 квартал)» (Извещение № 31603802794) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «ТОМЗЭЛ», утвержденного Решением Совета директоров АО «ТОМЗЭЛ» 19.06.2015 (Протокол №5) .

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны