Решение б/н Решение по делу №06-10/68-14 по жалобе Закрытого акционерно... от 18 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

06 июня 2014г.                                                                                                                г. Томск

 

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко - руководителя управления;

членов комиссии: Н.В. Сакс - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Е.В. Чуклиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н.Петрова - специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

рассмотрев дело №06-10/68-14 по жалобе Закрытого акционерного общества «Авиационный сертификационный центр СибНИА-Тест» на действия заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение летной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-1 аэродрома Томск (Богашево), номер извещения 31401188956,

в присутствии: заказчика – ООО «Аэропорт Томск», представители Р., на основании доверенности, Р., на основании доверенности,   М., на основании доверенности,

заявителя – ЗАО «Авиационный сертификационный центр СибНИА-Тест», Ч., на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба Закрытого акционерного общества «Авиационный сертификационный центр СибНИА-Тест» (вх.№4008 от 29.05.2014) на действия заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение летной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-1 аэродрома Томск (Богашево), извещение №31401188956, размещено 26.05.2014г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru, также размещено на сайте ЭТП группы B2B-Center (www.b2b-center.ru) номер <...> .

Как следует из содержания жалобы, по мнению заявителя, заказчик при проведении запроса предложений нарушил требования Положения о закупках, Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, извещение о проведении запроса котировок размещено на сайте 26.05.2014, дата окончания подачи заявок – 02.06.2014. Хотя, как указывает заявитель, Положение об организации закупочной деятельности от 29.12.2011г. (п.7.9.) предусматривает размещение информации о закупке на сайте не менее чем за десять дней до дня окончания подачи предложений.

Кроме того, в Техническом задании на выполнение очередной лётной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-I аэродрома Томск (Богашёво) установлено требование о наличии у участника сертификата эксплуатанта, вместе с тем, согласно действующему законодательству и сложившейся судебной практике, наличие лицензии на испытание авиационной техники позволяет юридическому лицу выполнять летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, без обязанности получения юридическим лицом сертификата эксплуатанта.

В дополнениях к жалобе ЗАО «Авиационный сертификационный центр СибНИА-Тест» указало на нарушение заказчиком п.14.5 Положения о закупке, связанного с нарушением сроков размещения изменений, вносимых в Документацию закупке, на официальном сайте.

В письменных пояснениях по делу ООО «Аэропорт Томск» указало, что считает жалобу необоснованной, исходя из следующего.

ООО «Аэропорт Томск» осуществляет организацию закупок в соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг, утвержденным Протоколом общего собрания участников от 08.11.2012г. и размещенным на официальном сайте торгов. Согласно пункту 14.4 указанного Положения извещение о проведении запроса  предложений размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе предложений. Извещение о проведении запроса предложений размещено на сайте 26.05.2014, дата окончания подачи заявок – 02.06.2014. Следовательно, сроки размещения извещения соответствуют срокам установленным Положением о закупках. Кроме того, Документация запроса предложений, в частности, Техническое задание, содержит  требование о наличии у участника сертификата эксплуатанта, что соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку, летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации относятся к авиационным работам. Авиационное предприятие, выполняющее авиационные работы должно иметь сертификат эксплуатанта.

В дополнительных пояснениях ООО «Аэропорт Томск» указало, что заказчик не вносил изменения в Документацию запроса предложений.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы представитель заявителя подтвердила доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, указала, что законность осуществления летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации воздушными судами-лабораториями ЗАО «Авиационный сертификационный центр СибНИА-Тест», не имеющего сертификата эксплуатанта, подтверждена судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы, представители заказчика, организатора торгов, поддержали позицию, изложенную в возражениях, указав, что судебная практика по указанному вопросу является неоднородной.

Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы, возражений,  предоставленные документы, заслушав пояснения сторон, считает установленным следующее.

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4)                      неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

26.05.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru, размещено Извещение №31401188956 о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение летной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-1 аэродрома Томск (Богашево) (также извещение размещено на сайте ЭТП группы B2B-Center (www.b2b-center.ru) номер <...> ), а также Документация запроса предложений, в том числе, Техническое задание на выполнение очередной лётной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-I аэродрома Томск (Богашёво)  (далее также - Документация).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение), утвержденным Протоколом общего собрания участников ООО «Аэропорт Томск» от 08.11.2012г. и размещенным на официальном сайте торгов.

Комиссия Томского УФАС России отмечает необоснованные ссылки заявителя на нарушение Положения об организации закупочной деятельности от 29.12.2011г., действующего ранее и утратившего силу на момент размещения запроса.

Согласно пункту 14.4 Положения от 08.11.2012г.  извещение о проведении запроса предложений размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе предложений.

Извещение о проведении запроса предложений размещено на сайте 26.05.2014, дата окончания подачи заявок – 02.06.2014, что соответствует требованиям Положения о закупках заказчика. 

Вместе с тем, 02.06.2014 в 09:03 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликован проект изменения Извещения о закупке №31401188956, которым изменены дата и время окончания подачи заявок, дата и время рассмотрения заявок с 02.06.2014 на 03.06.2014, а также дата и время подведения итогов с 05.06.2014 на 06.06.2014.

В соответствии пунктом 14.5 Положения Заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении запроса предложений и в документацию о проведении запроса предложений. Изменения должны быть размещены на официальном сайте не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе предложений.

Внесение Заказчиком изменений в извещение о проведении запроса предложений и размещение на официальном сайте указанных изменений менее чем за два дня до даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе предложений свидетельствует о нарушении ООО «Аэропорт Томск» пункта 14.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг от 08.11.2012г.

На основании вышеизложенного Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что заказчик запроса предложений  №31401188956 нарушил пункт 1 части 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушив сроки размещения изменений, вносимых в информацию о закупке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.3 Положения о закупке участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

Согласно  пунктам 1, 2 Уведомления участником процедуры открытого запроса предложений может быть любое юридическое лицо (либо индивидуальный предприниматель). Подробное описание требований к объекту закупки содержится в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Уведомления.

Согласно пункту 2 Технического задания летные проверки эксплуатации системы светосигнального оборудования ОВИ-I (далее - ССО), выполняются подготовленным для этого летным экипажем на воздушном судне-лаборатории авиационного предприятия, имеющего сертификат  эксплуатанта в соответствии со статьей 61 Воздушного  кодекса Российской Федерации, оборудованном специальной аппаратурой летного контроля, имеющей сертификат о калибровке.

Выполнение летных проверок с использованием воздушного судна-лаборатории (далее - ВСЛ) осуществляется экипажами, в которых все члены экипажа прошли обучение и допущены к проведению соответствующих авиационных работ.

В соответствии с п. 3.1. Технического задания Подрядчик должен соответствовать требованиям ФАП «Лётные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации» и предоставить заказчику заверенные копии следующих документов:

3.1.1.     сертификат  эксплуатанта воздушного судна гражданской авиации;

3.1.2.     выписку из реестра гражданских воздушных судов, подтверждающую правомочность использования ВСЛ;

3.1.3.     сертификат о калибровке аппаратуры летного контроля.

Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о необоснованности включения  в документацию о запросе предложений (техническое задание закупки) требования наличия у участника закупки сертификата эксплуатанта воздушного судна гражданской авиации, исходя из следующего.

 Статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ  предусмотрено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

В соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно - исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

Кроме того, соответствии с пунктом 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Согласно Федеральным авиационным правилам «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации», утвержденным Приказом Минтранса России от 04.02.2003г. №11, сертификат (свидетельство) эксплуатанта - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям.

Пунктом 22 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.01.2005 № 1 (ред. от 20.04.2011) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации» (далее - Федеральные авиационные правила, ФАП), установлено, что экипаж воздушного судна-лаборатории выполняет измерения параметров и характеристик наземных средств РТОП, связи и систем ССО.

Согласно пункту 17 ФАП, своевременное и качественное выполнение летных проверок наземных средств РТОП, связи и систем ССО экипажами воздушных судов-лабораторий авиационных предприятий, имеющих сертификат эксплуатанта в соответствии со статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, обеспечивает руководитель этого авиационного предприятия.

Пункт 17 ФАП не устанавливает исключительное право выполнения летных проверок за предприятиями гражданской авиации, имеющих сертификат эксплуатанта, а только устанавливает лицо, которое обеспечивает выполнение летных проверок, в случае их выполнения экипажами воздушных судов-лабораторий авиационных предприятий (руководитель).

Исходя из указанных положений закона и нормативных актов следует, что сертификат (свидетельство) эксплуатанта необходимым для использования воздушных судов в области гражданской авиации, область применения которой закреплена в статье 21 Воздушного кодекса Российской Федерации.

На экспериментальную авиацию данное требование не распространяется. Сертификат эксплуатанта является подтверждением возможности авиационного предприятия выполнять полеты на территории Российской Федерации с использованием гражданского воздушного судна.

Действующее законодательство не запрещает организации выполнение научно-исследовательских работ, а именно, полетов по программам летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования на воздушном судне экспериментальной авиации, если организация экспериментальной авиации имеет лицензию на испытание авиационной техники, в том числе двойного назначения и не возлагает на такую организацию обязанность по регистрации воздушного судна экспериментальной авиации в реестре гражданской авиации. Таким образом получение сертификата (свидетельства) эксплуатанта не требуется.

Отсутствие у участника запроса предложений сертификата эксплуатанта не препятствует проведению испытаний (летной проверки), в силу пункта 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Изложенная позиция подтверждена сложившейся судебной практикой, в том числе, нашла отражение в Постановлении от 16.10.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №А45-3544/2013, Постановлении от 24.03.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №Ф04-973/2009 (776-А45-48), Постановлением №09АП-11897/2014 от 12.05.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-130494/13, Постановлением №09АП-7951/2011-7951/2011-АК от 30.05.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-138860/10-139-882 и т.д.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании вышеизложенного Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, приходит к выводу, что заказчик Запроса предложений №31401188956 в нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» включил в документацию о запросе предложений (техническое задание закупки) в качестве обязательных требований к участникам закупки требования, которые влекут ограничение конкуренции и ограничивают число участников запроса предложений.

Поскольку принять участие в запросе предложений могут только предприятия гражданской авиации, хотя Федеральными авиационными правилами не устанавливается исключительное право выполнения летных проверок предприятиями гражданской авиации, имеющими сертификат эксплуатанта.

Надлежащего обоснования включения в документацию требования о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта воздушного судна гражданской авиации, заказчиком не представлено.

Учитывая, что ООО «Аэропорт «Томск» приняло решение об отказе от проведения запроса предложений,  Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 17, частью  20 статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу закрытого акционерного общества «Авиационный сертификационный центр СибНИА-Тест» на действия заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение летной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-1 аэродрома Томск (Богашево) (извещение №31401188956 размещено 26.05.2014г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru, размещено на сайте ЭТП группы B2B-Center www.b2b-center.ru номер <...> ), обоснованной.

2.      Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение летной проверки системы светосигнального оборудования ОВИ-1 аэродрома Томск (Богашево) (извещение №31401188956 размещено 26.05.2014г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru, размещено на сайте ЭТП группы B2B-Center www.b2b-center.ru номер <...> ) по включению в Документации о запросе предложений (техническое задание закупки) требования наличия у участника закупки сертификата эксплуатанта воздушного судна гражданской авиации, нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.      Не выдавать обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» предписание.

4.        Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                                 В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                 Н.В. Сакс

 

Е.В. Чуклина

 

М.Н. Петрова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны