Решение б/н Решение по делу №06-10/80-15 от 29 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23.07.2015 Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

16 июля 2015 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО «СибЭнергоСтрой» на действия единой закупочной комиссии ОГАУЗ «Томская РБ» при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе «Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ» (Извещение № 31502467938).

Заявитель считает, что единая закупочная комиссия нарушила требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), отказав Участнику № 3 (податель жалобы) в допуске к участию в открытом аукционе.

Заявитель указал, что его заявка отклонена по позиции № 21 ЛСР № 02-01-03 – не указано минимальное значение диапазона, указано максимальное значение диапазона температуры перемещаемой среды. По мнению заявителя, технические характеристики фильтра сетчатого Y222Р «DANFOSS», содержащиеся в сети Интернет, не содержат показателя диапазона температуры перемещаемой среды.

Позиции № 56 ЛСР № 02-01-07 – не указано конкретное количество сальниковых рожков. Заявитель, указал, что в документации об аукционе не содержится указания какая коробка необходима заказчику – трех- или четырехрожковая. В сети Интернет содержится техническое описание коробки пластмассовой У 709, которая имеет три или четыре сальниковых рожка.

Заявитель полагает, что единая закупочная комиссия необоснованно отклонила его заявку, т.к. документация об аукционе не содержит точных характеристик поставляемого товара.

Представители ОГАУЗ «Томская РБ» не согласились с доводами заявителя, предоставили письменный отзыв, а также устно пояснили следующее:

На основании п.6 ч.1 разд.3 Положения о закупке документация о проведении аукциона должна содержать:

- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, к их безопасности, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика;

- требования к порядку подачи первой части заявки на участие в аукционе;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе;

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, которые являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик.

Представители ОГАУЗ «Томская РБ» указали, что первая часть заявки подается по форме, установленной в Приложении № 3 документации об аукционе и должна содержать сведения, указанные в разд.4 документации об аукционе, а именно конкретные показатели на выполнение работ.

По мнению представителей ОГАУЗ «Томская РБ», заявка ООО «СибЭнергоСтрой» отклонена на основании п.15.3 разд.15 документации об аукционе, т.к. не содержит конкретных показателей выполнения работ.

По позиции № 21 ЛСР № 02-01-03 не указано минимальное значение диапазона, а только содержится температура Тмакс – 1100С. В требовании документации об аукционе указан диапазон не уже -100С ÷ 1100С .

По позиции № 56 ЛСР № 02-01-07 не указано конкретное количество сальниковых рожков, а указано имеет 3 или 4 сальниковых рожка с внутренней резьбой.

Представители ОГАУЗ «Томская РБ» просят признать жалобу ООО «СибЭнергоСтрой» необоснованной.

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения заказчика, установила следующее:

16 июня 2015 года ОГАУЗ «Томская РБ» разместило извещение на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг о проведении открытого аукционе в электронной форме «Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ», с начальной (максимальной) ценой договора: 39 035 610,00 руб.

Согласно ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Таким образом, законодателем определено, что информация, которая размещается на официальном сайте, определяется законом и положением о закупке.

Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

19 ноября 2014 года Протоколом № 1 Наблюдательного совета ОГАУЗ «Томская РБ» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томская районная больница». Таким образом, ОГАУЗ «Томская РБ» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.

Согласно части 5 Положения о закупке при закупке продукции в соответствии с настоящим Положением создается единая закупочная комиссия. Основной функцией комиссии является принятие решений в рамках конкретных закупок, за исключением закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом, рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме осуществила единая закупочная комиссия.

14 июля 2015 года единая закупочная комиссия ОГАУЗ «Томская РБ» провела рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора по предмету: «Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ». На участие в аукционе подано 4 заявки. Заявки с порядковыми номерами 1 и 2 допущены к участию в аукционе. Заявки с порядковыми номерами 3, 4 не допущены к участию в аукционе по основаниям указанным в Протоколе № 1 рассмотрения первых частей заявок от 14.07.2015.

В соответствии со ст.704 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.

Данные требования также установлены в ст.745 ГК РФ об обязанности подрядчика обеспечения строительства материалами.

Из документации об аукционе следует, что обязанность по обеспечению строительных работ на объекте, расположенном по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35, лежит на подрядчике (победителе аукциона).

Из предмета аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ» следует, что предметом договора является выполнение строительных подрядных работ, а также поставки товаров (купли-продажи) строительных материалов и товаров.

В соответствии с п.3 ст.455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение требований п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в п.6 Приложения № 1 к документации об аукционе установлены наименование и характеристики применяемых материалов для выполнения подрядных работ. Характеристики применяемых материалов, перечисленные в Приложении № 1, указаны как с конкретными характеристиками и параметрами, так и с примерными характеристиками, которые содержат указания: не более, не менее, должно быть, должны иметь.

В соответствии с п.5 ч.4 разд.3 Положения о закупке первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: согласие и/или конкретные показатели на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги в соответствии с требованиями аукционной документации. Первая часть заявки может не содержать сведения об участнике закупки.

В соответствии с пп.3.3 п.3 документации об аукционе первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, в соответствии с требованиями, указанными в настоящей документации, техническом задании (Приложение № 1 к настоящей документации), проекте договора (Приложение № 4 к настоящей документации).

Таким образом, участник аукциона, на основании ст.455 ГК РФ, п.5 ч.4 разд.3 Положения о закупке, пп.3.3 п.3 документации об аукционе, обязан в составе первой части заявки указать наименование и количество материалов и товаров с конкретными показателями.

В п.11 Технического задания документации об аукционе установлен перечь товаров, используемых при выполнении работ, так в позиции № 21 ЛСР № 02-01-03 предусмотрена поставка и установка фильтров сетчатых Y222Р «DANFOSS» или эквивалента. Со следующими качественными, техническими, функциональными характеристиками товара (материала,  комплектующих, оборудования): фильтр сетчатый латунный муфтовый, со сливным краном. Условный проход: не менее 50 мм. Температура перемещаемой среды в диапазоне не уже -10°С ÷ 110°С. Пропускная способность не менее 46,8 м3/час. Следовательно, участник аукциона должен указать в заявке конкретные показатели поставляемого товара, используемого при выполнении работ. Характеристика по температуре перемещаемой среды должна быть указана в диапазоне от -10°С до 110°С или более широком диапазоне, которому соответствует предлагаемый фильтр. Заявка ООО «СибЭнергоСтрой» не содержала конкретных показателей поставляемого (применяемого) фильтра, а именно отсутствовало указание на диапазон температур. 

В позиции № 56 ЛСР № 02-01-07 предусмотрена поставка и установка разветвительной коробки У-409 или эквивалент. Со следующими качественными, техническими, функциональными характеристиками товара (материала,  комплектующих, оборудования): коробка распаечная открытой установки карболитовая. Предназначена для выполнения в ней соединений и ответвлений кабелей круглого сечения наружным диаметром до 16 мм, а также двужильных кабелей плоской формы, прокладываемых открыто в осветительных сетях взрывоопасных зон и пожароопасных зонах. Состоит из корпуса и крышки на резьбовом соединении. Корпус имеет 3 или 4 сальниковых рожка с внутренней резьбой, в которые ввертываются пластмассовые гайки. Для уплотнения под крышкой и в сальниковых рожках проложены резиновые уплотнительные кольца. Следовательно, участник аукциона должен указать в заявке конкретные показатели поставляемого товара, используемого при выполнении работ, а именно указать, какая коробка будет поставлена: с 3 сальниковыми рожками или с 4 сальниковыми рожками. Заявка ООО «СибЭнергоСтрой» не содержала конкретных показателей, а именно какая коробка будет поставлена (установлена) с 3 сальниковыми рожками или с 4 сальниковыми рожками.

В связи с тем, что первая часть заявки участника № 3 (ООО «СибЭнергоСтрой») не содержала конкретных показателей поставляемого товара, в рамках выполнения подрядных работ, в соответствии с техническими требованиями документации об аукционе, то единая закупочная комиссия ОГАУЗ «Томская РБ», руководствуясь п.5 ч.4 разд.3 Положения о закупке, приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе.

Частью 3 раздела 3 Положения о закупке, а также п.11.1 документации об аукционе предусмотрено право любого участника закупки на получение разъяснений положений документации об аукционе. Указанным правом ООО «СибЭнергоСтрой» не воспользовалось.

Комиссия Томского УФАС Росси установила, что на выполнение работ по подготовке и проведению ремонта объектов недвижимого имущества и приобретение основных средств ОГБУЗ «Томская районная больница» предоставлена субсидия из областного бюджета.

9 января 2014 года между Департаментом здравоохранения и Томской области и ОГБУЗ «Томская районная больница» заключено Соглашение № 78 о предоставлении субсидии на выполнение работ по подготовке и проведению ремонта объектов недвижимого имущества и приобретение основных средств ОГБУЗ «Томская районная больница». Соглашение № 78 от 09.01.2014 заключено в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 25.01.2012 № 16а «Об утверждении Порядка определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Департамент здравоохранения Томской области осуществляет функции и полномочия учредителя, на выполнение работ по подготовке и проведению ремонта объектов недвижимого имущества и приобретение основных средств».

22 декабря 2014 года Областное государственное казенное учреждение «Облстройзаказчик» выдало положительное заключение о достоверности определения стоимости № 70-2014-12-19-0361 «Капитальный ремонт здания по адресу: Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35». Проверка достоверности сметной стоимости объекта проводилась на основании Приказа Департамента строительства и архитектуры Томской области от 29.03.2010 № 54 «Об утверждении Порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых финансируется полностью или частично за счет средств областного бюджета».

Таким образом, выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ» осуществлялось на основании предоставления субсидии из бюджета Томской области.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта (положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения) (далее - положение о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с п.6 ч.3 ст.2 Закона №  223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Аналогичные положения закреплены в п.4 ч.2 ст.1 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, у бюджетных учреждений, в том числе автономных учреждений, существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ только в случаях, установленных ч.2 ст.15 Закона № 44-ФЗ.

Во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Проведение закупки по капитальному ремонту ОГАУЗ «Томская районная больница» не подпадает под случаи которые установлены в ч.2 ст.15 Закона № 44-ФЗ, т.к. работы не осуществляются за счет грантов, в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора, средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц.

Следовательно, проведение торгов на право выполнения работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ», финансирование которых осуществлялось на основании предоставления субсидии из бюджета Томской области, должно осуществляться в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

Пунктом 1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Таким образом, закупка на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ» (Извещение № 31502467938) должна была быть осуществлена в соответствии с порядком, установленным в Законе № 44-ФЗ.

Как устанавливает п.3 ч.4 ст.1 Закона № 223-ФЗ данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исходя из смысла и толкования данной нормы, закупка товара, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд не может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а должна осуществляться в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ предусматривает значительно упрощенную процедуру закупки товаров, работ услуг для нужд юридических лиц, в том числе автономных учреждений, многое отдано на усмотрение самих юридических лиц (заказчиков), заказчикам предоставлена большая свобода по выбору способа закупочной процедуре, в том числе и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в разработке содержания, формы, порядка оформления заявки на участие в закупках, заказчик в документации о закупке может самостоятельно установить любые требования к участникам, как не предусмотренные Законом № 44-ФЗ, так и максимально заниженные. В Законе № 223-ФЗ упрощены требования к извещению и к документации о закупке. При закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ административная ответственность предусмотрена только за нарушение требований к информационному обеспечению закупки.

В отличие от этого Закон № 44-ФЗ содержит императивные правила относительно выбора способа закупки, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), содержания, порядка оформления заявки, требований к извещению и документации о закупке, а также к участникам, доступа к участию в закупке. При закупке в соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик должен формировать планы закупок и размещать их в единой информационной системе, нормировать закупку, обосновывать закупку. Обоснованию подлежат: 1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст.22 настоящего Федерального закона; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Основанием для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются планы-графики. Обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно осуществляться посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного метода; затратного метода. Нарушение какого-либо из императивных правил, установленных Законом № 44-ФЗ, влечет по ч.3 ст.7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа.

Кроме того, в подп.3 п.2 ч.2 Положения о закупке установлено, что Роложение о закупке не регулирует отношения, связанные с осуществлением Заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В Положении о закупке ОГАУЗ «Томская районная больница» установлен иной порядок проведения закупки на капитальный ремонт, который финансируется из бюджета Томской области.

ОГАУЗ «Томская районная больница» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ», в нарушение ст.15 Закона № 44-ФЗ, п.4 ч.2 ст.1 Закона № 223-ФЗ осуществило закупку в ином порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ).

Руководствуясь ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п.4 ч.2 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч.1 ст.17 ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СибЭнергоСтрой» на действия единой закупочной комиссии областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Томская районная больница» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 35 для нужд ОГАУЗ «Томская РБ» необоснованной.

2. Выдать ОГАУЗ «Томская районная больница» предписание об аннулировании торгов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны