Решение б/н Решение по делу № 06-10/89-16 по жалобе ОАО "Промприбор" от 24 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF17 ноября Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев дело № 06-10/89-16, возбужденное по жалобе открытого акционерного общества «Промприбор» (далее – ОАО «Промприбор») (вх. № 6164 от 09.11.2016) на действия Заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «Сибирская метанольная химическая компания» (далее – ООО «Сибметахим»), комиссии Организатора по подведению итогов открытого запроса предложений – открытого акционерного общества «Востокгазпром» (далее – ОАО «Востокгазпром») при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 0089/16/2.2/0053696/Сибметахим/ЗП/ГОС/Э/08.09.2016 на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» (Извещение № 31604076358) в присутствии представителей ООО «Сибметахим» – К...а ( по доверенности № 54/16 от 15.11.2016), Л...( по доверенности № 55/16 от 15.11.2016), представителей ОАО «Востокгазпром» – Б.... (по доверенности № 37 от 14.11.2016), Т... по доверенности № 50 от 03.12.2014),
УСТАНОВИЛА:
9 ноября 2016 года в Томское УФАС России поступила жалоба ОАО «Промприбор» на действия Заказчика – ООО «Сибметахим», комиссии Организатора по подведению итогов открытого запроса предложений – ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № 0089/16/2.2/0053696/Сибметахим/ЗП/ГОС/Э/08.09.2016 на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» (Извещение № 31604076358).
По мнению Заявителя, при проведении открытого запроса предложений в электронной форме комиссия ОАО «Востокгазпром» по подведению итогов открытого запроса предложений нарушила требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), необоснованно отклонив заявку ОАО «Промприбор». Заявитель просит признать действия Заказчика, Комиссии по подведению итогов открытого запроса предложений, связанные с отказом в допуске к оценке заявки ОАО «Промприбор», незаконными.
Представители ООО «Сибметахим», ОАО «Востокгазпром» не согласились с доводами заявителя и пояснили, что заявка ОАО «Промприбор» была подана с нарушением п. п. 3.3.2, 3.3.5 Документации о запросе предложений на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» № 0089/16/2.2/0053696/Сибметахим/ЗП/ГОС/Э/08.09.2016 (далее – Документация), поскольку не соответствовала установленным Документацией требованиям. Кроме того, по мнению представителей Заказчика и Организатора торгов, жалоба ОАО «Промприбор» не могла быть принята антимонопольным органом к рассмотрению. В полном объеме доводы представителей ООО «Сибметахим», ОАО «Востокгазпром» изложены в пояснениях к жалобе.
Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения ООО «Сибметахим», ОАО «Востокгазпром», установила следующее:
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В силу ч.2 ст.18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ОАО «Промприбор», подавшего заявку на участие в открытом запросе предложений в электронной форме на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим», была принята антимонопольным органом к рассмотрению, поскольку права или законные интересы заявителя могли быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения открытого запроса предложений.
Согласно п. 1-3 ч.2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
– государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов
– дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
– дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;
ОАО «Востокгазпром» является дочерним хозяйствующим обществом ПАО «Газпром» с долей участия в размере 99,98%, в свою очередь, ОАО «Востокгазпром» принадлежит 100% доля уставного капитала ЗАО «Метанол», ЗАО «Метанол» является участником ООО «Сибметахим» с долей 99,998%. Таким образом, ООО «Сибметахим» является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит дочернему хозяйствующему обществу, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит публично-правовой компании, следовательно, ООО «Сибметахим» относится к субъектам регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленным ст. 1 ч. 2 Закона № 223-ФЗ, действует на основании Положения о закупке.
8 сентября 2016 года ОАО «Востокгазпром» разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении открытого запроса предложений № 0089/16/2.2/0053696/Сибметахим/ЗП/ГОС/Э/08.09.2016 на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» с начальной (максимальной) ценой: 118 999 999 руб. 90 коп., включая НДС (18%) и транспортные расходы по доставке товара на склад Покупателя (Извещение № 31604076358).
Согласно Агентскому договору № 51/14 от 03.02.2014 открытое акционерное общество «Востокгазпром» - Агент, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «Сибирская метанольная химическая компания» - Заказчик, с другой стороны, заключили договор, согласно которому Агент обязуется за вознаграждение и в соответствии с агентскими поручениями Заказчика и за его счет в течение срока действия договора организовывать и проводить конкурентные закупки (конкурсы, аукционы, запросы предложений) на право заключения с Заказчиком договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг); обеспечивать подготовку закупочной документации Заказчика и т.д.
Таким образом, на основании заключенного агентского договора № 51/14 между сторонами полномочия Заказчика - ООО «Сибметахим» по организации и проведению конкурентных процедур закупки переданы Агенту – ОАО «Востокгазпром».
28 октября 2016 года комиссия ОАО «Востокгазпром» по подведению итогов открытого запроса предложений № 0089/16/2.2/0053696/Сибметахим/ЗП/ГОС/Э/08.09.2016 на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» рассмотрела заявки участников и подвела итоги. Согласно Протоколу комиссии ОАО «Востокгазпром» на участие в открытом запросе предложений в электронной форме было подано две заявки: ОАО «Промприбор» и ООО «ХК «ИНТРА ТУЛ». Комиссией по подведению итогов запроса предложений ОАО «Востокгазпром», рассмотрев заявки на участие в запросе предложений, представленные участниками запроса предложений, решила:
– отклонить заявку ОАО «Промприбор» на основании п. 9.8.9.1, п. 9.8.9.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Сибметахим», п. 1.4.5, п. 2.9.10, п. 3.3.5, Документации запроса предложений, п. 1.1, п. 4 Раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников запроса предложений, не отвечающей требованиям Документации о запросе предложений;
– определить лучшей заявку на участие в запросе предложений ООО «ХК «ИНТРА ТУЛ» с ценой заявки на участие в запросе предложений – 116 999 981,02 рублей (c НДС).
Таким образом, победителем открытого запроса предложений в электронной форме на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» признано ООО «ХК «ИНТРА ТУЛ», заявка ОАО «Промприбор» отклонена как несоответствующая установленным требованиям.
Согласно ст.2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
26 января 2016 года на основании решения внеочередного общего собрания участников ООО «Сибметахим» (Приказ № 01/038 от 26.01.2016) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «Сибирская метанольная химическая компания» (далее – Положение о закупках). Таким образом, ООО «Сибметахим» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223 – ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо либо любое физическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с п. 9.6.1. Положения о закупке для участия в запросе предложений участник процедур закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.
Согласно п. 3.1.1. Документации письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений должно быть подготовлено в строгом соответствии с формой, установленной в настоящей документации о запросе предложений - Письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений (Форма 1).
На основании п. 3.3.1. Документации альтернативные технико-коммерческие предложения подаются Участником в составе заявки на участие в запросе предложений и включают в себя варианты, отличные от основного предложения (технические решения, технические характеристики и пр.).
В силу п. 3.3.5. Документации подача только альтернативного предложения не допускается.
Таким образом, для участия в открытом запросе предложений необходимо соответствовать установленным Документацией требованиям, а именно представить в заявке письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений согласно форме 1, в случае наличия иного предложения, участник дополнительно представляет к письму о подаче заявки на участие в запросе предложений альтернативное технико-коммерческое предложение, при этом подача только альтернативного предложения не допускается.
Согласно п. 9.8.9.1, п. 9.8.9.2 Положения о закупках по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках запроса предложений, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в следующих случаях:
– Несоответствия предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг);
– Отсутствия документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Заявка ОАО «Промприбор» содержала только письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений, представляющее собой альтернативное предложение, составленное по форме 1 «а», кроме того, предложенный ОАО «Промприбор» предмет заявки на участие в запросе предложений (стояк наливной 502.01.00.00.00-36 производства ОАО «Промприбор») не соответствует предмету закупки, указанному в Документации (верхние наливные погрузочные устройства: тип устройства AR2-X-100-50, пр-во ООО «АрмсСервис»). Таким образом, заявка ОАО «Промприбор» не соответствует установленным Документацией требованиям, предусмотренным п. 9.6.1 Положения о закупке, п. 3.1.1, п. 3.3.5 Документации, поскольку предмет заявки на участие в закупке не соответствует предмету закупки, указанному в документации о закупки, также отсутствует необходимая для заполнения форма заявки в указанном формате.
В соответствии с п. 1.4.5. Документации комиссия по подведению итогов запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».
Согласно п. 2.9.10. Документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках Комиссия вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в соответствии с Разделом 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений».
На основании п. 1.6.2. Документации при выявлении недостоверных сведений в представленной Участником заявке на участие в запросе предложений, несоответствия Участника, а также привлекаемых им для исполнения договора соисполнителей (субподрядчиков) установленным документацией о запросе предложений требованиям к Участникам, соисполнителям (субподрядчикам), несоответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений к товарам, работам, услугам, являющимся предметом закупки, Организатор сообщает соответствующие сведения Комиссии, Комиссия вправе отклонить Заявку такого Участника на любом этапе проведения запроса предложений в порядке, установленном п. 2.11.6 Документации.
Согласно Методике анализа и оценки заявок участников запроса предложений комиссия организатора торгов проводит анализ заявок на предмет соответствия Участника и состава заявок требованиям Документации следующим требованиям, в том числе:
– соответствие предмета заявки на участие в закупке предмету закупки, указанному в документации о закупки;
– наличие документов, определенных документацией о закупке, и отсутствие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Комиссией по подведению итогов запроса предложений ОАО «Востокгазпром» заявка ОАО «Промприбор» отклонена на основании п. 9.8.9.1, п. 9.8.9.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Сибметахим», п. 1.4.5, п. 2.9.10, п. 3.3.5, Документации запроса предложений, п. 1.1, п. 4 Раздела 1 Методики анализа и оценки заявок участников запроса предложений.
Изучив документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, а также заявки участников запроса предложений, Комиссия Томского УФАС России не установила нарушения порядка проведения открытого запроса предложений заказчиком – ООО «Сибметахим», организатором торгов – ОАО «Востокгазпром» положений Закона № 223-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия Томского УФАС России не выявила в действиях ООО «Сибметахим», ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» нарушений ст.17 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, руководствуясь ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО «Промприбор» (вх.№ 6164) на действия Заказчика – ООО «Сибметахим», комиссии Организатора по подведению итогов открытого запроса предложений – ОАО «Востокгазпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку верхних наливных погрузочных устройств для нужд ООО «Сибметахим» (Извещение № 31604076358) необоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.