Решение б/н Постановление от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 о назначении административного наказания

 по делу №06-09/224-15

28 сентября 2015 года                                                                                                         г.Томск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Шевченко Владимир Иванович, рассмотрев протокол  от 13.07.2015 и материалы дела №06-09/224-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении кредитного потребительского кооператива «Ренда Заемно-Сберегательная касса» (КПК «Ренда ЗСК») (ОГРН 1048600400232, ИНН 8607009489; 628672, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Лангепас, ул. Мира,47),

без участия законного представителя юридического лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, ходатайствующего о рассмотрении дела без его участия,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 Кредитный потребительский кооператив «Ренда Заемно-Сберегательная касса» нарушил требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Томским УФАС России установлено следующее.

В рекламно-информационной газете города Стрежевой «СВЕТОФОР» от 27.05.2015 №19 (164) на странице 2 размещена информация следующего содержания:

- «В кредитном потребительском кооперативе «Ренда Заемно–Сберегательная касса» проценты по сбережениям – до 17% годовых! Вступление в кооператив – 350 рублей. Ждем Вас в офисе по адресу: г. Стрежевой, 4 мкр, д.455, пом. №2 с 10:00 до 13:00 м с 15:00  до 19:00 (кроме субботы и воскресенья). Тел...»

- «В кредитном потребительском кооперативе «Ренда Заемно – Сберегательная касса проценты по займам – от 19,9 % годовых. Займы выдаются на срок от 1 месяца до 5 лет. Льготные условия для постоянных заемщиков. Работаем с юридическими лицами, с предпринимателями. Выдаем займы пенсионерам. Быстрое рассмотрение заявки!!! Вступление в кооператив – 350 рублей. Ждем Вас в офисе по адресу: г. Стрежевой, 4 мкр, д.455, пом. №2 с 10:00 до 13:00 м с 15:00  до 19:00 (кроме субботы и воскресенья). Тел...».

 

          В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Установлено, чтоинформация, размещенная в газете «СВЕТОФОР» от 27.05.2015 №19(164), предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к деятельности КПК «Ренда ЗСК», услугам по принятию сбережений, выдаче займов, что формирует и поддерживает интерес к ним, следовательно, является рекламой.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с решением Правления КПК «Ренда ЗСК» от 21.05.2015 определены условия приема личных сбережений членов кооператива и начисление выплат на них:

 

Сумма сбережений в рублях

от 91 до 93 дн.

от 124 до 126 дн.

от 154 до 156 дн.

от 184 до 186 дн.

от 214 до 216 дн.

от 244 до 246 дн.

от 274 до 276 дн.

от 304 до 306 дн.

от 334 до 336 дн.

от 363 до 365 дн.

 
 

От 5000 
и выше

14,67%

13,04%

14,13%

15,22%

15,22%

15,22%

14,67%

14,13%

14,13%

14,13%

 
 

Таким образом, для получения выгоды в размере 17% годовых от передачи личных сбережений необходимо внести определенную сумму от 5 000 рублей на определенный срок, установленный решением Правления кооператива.

В рекламе указано только условие о процентах по сбережениям, иные условия, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» определен расчет полной стоимости потребительского кредита (займа).

Решением Правления КПК «Ренда ЗСК» от 10.04.2015 утверждена программа выдачи займов с 13.04.2015.

Условия предоставления займа под 19,9% годовых определены следующим образом:

«Заем  «ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ» выдается членам кооператива с положительной кредитной историей, с постоянным доходом под 19,9% годовых максимальный срок займа 60 месяцев.

Тип займа «Стандартный».

Сумма до 300 000 руб. выдается без поручителей членам кооператива, у которых предыдущий заем был погашен не менее чем за 6 (шесть) месяцев, начислено и уплачено за весь срок действия договора займа не более 3 (трех) штрафов.

Сумма от 301 000  до 600 000 руб. выдается членам кооператива с одним  работающим поручителем с постоянным доходом. Заем выдается членам кооператива, у которых было не менее 2 (двух) займов,  предыдущие займы были погашены не менее чем за 6 (шесть) месяцев, начислено и уплачено за весь срок действия по договорам займов не более 3 (трех) штрафов. Размер нового займа не должен превышать размер наибольшего предыдущего займа более чем на 50%».

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержит всех условий, определяющих расходы заемщика по договору займа и влияющих на них.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Деятельность КПК «Ренда ЗСК» регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу части 1 и части 2 статьи 4 Федерального закона «О кредитной кооперации» (Закон о кооперации) кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами, и представляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком-членом кредитного кооператива (пайщиком).

В соответствии с пунктом1 статьи 6 Закона о кооперации кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками); привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании Закона о кооперации, устава и положений кооператива, кооператив осуществляет выдачу займов только его членам, а также приеме личных сбережений только от членов кооператива, после внесения вступительного, паевого, членского взносов, соответственно, доступ к услугам, реклама которых опубликована  в газете «СВЕТОФОР», ограничен для лиц, не имеющих членство в кооперативе в силу положений закона.

Данные сведения и условия оказания услуг кооперативом являются обязательными, но они в рекламе не отражены, что противоречит части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, поскольку распространенная кооперативом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях размещения денежных средств, получения займов, не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение лиц, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми продуктами.

Так, указывая на одно из условий, влияющее на сумму доходов - процентная ставка по сбережениям – до 17% годовых, кооператив не указывает, в частности, такие условия договора, как минимальную сумму сбережений, срок размещения, условия о дополнительном вложении к сумме личных сбережений.

Указывая на одно из условий предоставления займов - процентная ставка от 19,9% годовых на срок от 1 месяца до 5 лет, кооператив не указывает, в частности, условия о сумме займа, о категории членов кооператива, которым предоставляются финансовые услуги в соответствии с решением Правления кооператива от 10.04.2015.

В рекламе кооператива отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Другие условия, сформированные рекламой и являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, отсутствовали.

Отсутствие в рекламе части существенной информации искажает смысл информации, вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно рекламируемых товаров.

Таким образом, рассматриваемая реклама КПК «Ренда ЗСК» о приеме сбережений до 17% размещена с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама о выдаче займов под проценты от 19,9% годовых размещена с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в силу части 4 статьи 3 указанного закона является ненадлежащей.

Рекламодателем является  КПК «Ренда ЗСК» (ОГРН 1048600400232, ИНН 8607009489), что подтверждается свидетельством о регистрации СМИ ПИ № ТУ 70 - 00225 от 17 ноября 2011 года, письменными пояснениями ООО «Печатник» от 28.07.2015 года исх.№345, письмом КПК «Ренда ЗСК» от 30.04.2014, письмом КПК «Ренда ЗСК» от 02.02.2015, письменными пояснениями КПК «Ренда ЗСК» от 24.07.2015 №487, договором №54 об оказании информационных услуг от 25 декабря 2013 г., дополнительным соглашением №5 от 01.03.2015, макетам рекламы, счетом №169 от 05.05.2015, счетом №170 от 05.05.2015, платежным поручением от 13.05.2015 №543, платежным поручением от 13.05.2015 №545, счетом-фактурой №15-05-27-009 от 27.05.2015г, счет-фактурой №15-05-27-010 от 27.05.2015, актом сдачи-приема выполненных работ (услуг) №674 от 24.06.2015, актом сдачи-приема выполненных работ (услуг) №673 от 24.06.2015, актом сдачи-приема выполненных работ (услуг) №539 от 27.05.2015, актом сдачи-приема выполненных работ (услуг) №540 от 27.05.2015, протокол заседания комиссии от 30.07.2015, Решением  по делу №06-11/50-15 от 12.08.2015.

           Учитывая изложенное, 18.08.2015 возбуждено дело административном правонарушении, проведено административное расследование.

           Представитель КПК «Ренда ЗСК» представил пояснения, в соответствии с которыми реклама распространялась в газете «СВЕТОФОР»  в период с 25.12.2013 по 05.08.2015 на территории г.Стрежевой Томской области.

           14.09.2015 должностным лицом Томского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении.

Руководитель Томского УФАС России, рассмотрев материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, считает их достаточными и находит вину КПК «Ренда ЗСК»   доказанной, а действия общества верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

КПК «Ренда ЗСК», являясь  рекламодателем рассматриваемой рекламы и выступая субъектом общественных отношений,  обязано не нарушать требования законодательства о рекламе, тем не менее,  не принял всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований и допустил распространение рекламы финансовых услуг, не соответствующей требованиям законодательства.

Доказательства принятия  КПК «Ренда ЗСК» своевременно всех зависящих от него мер по соблюдению требований Федерального закона «О рекламе» или наличия обстоятельств, объективно препятствовавших этому, в материалах дела об административном правонарушении № 06-09/224-15 отсутствуют.

            Объектом правонарушения являются общественные отношения, охраняемые Федеральным законом «О рекламе».

            Объективная сторона совершенного административного правонарушения выражается в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг с 25.12.2013 по 05.08.2015  с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

            Субъект административного правонарушения - юридическое лицо кредитный потребительский кооператив  «Ренда ЗСК».

            Субъективная сторона совершенного административного правонарушения - при наличии возможности, юридическим лицом не приняты меры, направленные на соблюдение требований Федерального закона «О рекламе».

Решая вопрос о виде и размере административного наказания,  заместитель руководителя Томского УФАС России учитывает характер совершенного правонарушения, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Совершенное КПК «Ренда ЗСК»  правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не является малозначительным, так как имело место распространение ненадлежащей рекламы в сфере финансовых услуг, к которой предъявляется ряд специальных требований  и существенных ограничений, направленных на реализацию прав потребителей рекламы. Отсутствие в рекламе финансовых услуг  полной информации о расходах заемщика по договору займа, процентной ставке по сбережениям способно обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Такая реклама не соответствует цели формирования у потребителя рекламы правильного (неискаженного и относительно полного) представления о финансовой услуге. Также, учитывая способ распространения рекламы - посредством размещения в газете, данное правонарушение представляет значительную общественную опасность и не может быть признано малозначительным.

 В соответствии со ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, смягчающих обстоятельств по делу не установлено.

В соответствии со ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

В связи с изложенным, представляется возможным назначить административное наказание в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Кредитный потребительский кооператив «Ренда Заемно-Сберегательная касса» (ОГРН 1048600400232, ИНН 8607009489; 628672, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Лангепас, ул. Мира,47) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить КПК «Ренда Заемно-Сберегательная касса» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

 

В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно п.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:

р/с 40101810900000010007

БИК 046902001

Банк получатель: ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области г.Томска

Получатель: УФК по Томской области (Томское УФАС России).

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 69701000

Назначение платежа: оплата штрафа за нарушение законодательства о рекламе согласно постановлению по делу ...

В поле получатель указываются: ИНН 7019027633 / КПП 701701001 Томского УФАС России

 

Руководитель управления                                                                                                         В.И. Шевченко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны