Решение б/н Решение по делу №06-11/23-13 от 6 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена 15.04.2013

Изготовлено в полном объеме 26.04.2013                                                                          г. Томск

                      

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  , рассмотрев дело № 06-11/23-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг ломбарда, в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Алтын», представитель С..., на основании Устава,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе, сотрудниками отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.

В г.Томске на наружных стенах здания, расположенного по адресу пр.Фрунзе, 57 размещена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания: «Ломбард Кредиты под залог ювелирных изделии от 1% до 0,5%».

Данный факт зафиксирован в акте осмотра наружной рекламы от 14.03.2013г., составленном должностными лицами Томского УФАС России с участием двух незаинтересованных лиц.

В связи с изложенным определением от 27.03.2013 возбуждено дело 06-11/23-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО Ломбард «Алтын».

  В  письменных пояснениях на определение ООО Ломбард «Алтын» указало, что реклама, содержащая указание на конкретную процентную ставку была изготовлена и размещена 27.02.2013 года по аналогии с рекламой других ломбардов. Требования закона о рекламе на тот момент были неизвестны. После получения определения антимонопольного органа данная реклама была снята и заменена на размещаемую ранее рекламу ООО Ломбард «Алтын».

На заседании Комиссии по рассмотрению данного дела 15.04.2013г. законный представитель ООО Ломбард «Алтын» Скребатун А.Н. подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях, дополнительно пояснил, что реклама была изготовлена и размещена самостоятельно.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя, Комиссия считает установленным следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 3) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

  Рассматриваемая информация ООО Ломбард «Алтын», распространяемая на наружных стенах здания, расположенного по адресу пр.Фрунзе, 57, адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к ломбарду «Алтын», финансовым услугам, оказываемым ломбардом, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

Правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с данным Кодексом (пункт 6 статьи 358 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Алтын» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2004г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Томску, состоит на специальном учете в Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, является ломбардом и осуществляет финансовую деятельность (свидетельство №0080006355 от 13.03.2013, карта постановки на специальный учет от 13.03.2013г., залоговый билет №21142, положение о ломбардной деятельности ООО Ломбард «Алтын»).

  В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно ч.1 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Рассматриваемая реклама не содержит полного наименования юридического лица, осуществляющего деятельность ломбарда и оказывающего финансовые услуги – общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Алтын» (ООО Ломбард «Алтын»), что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заемщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Согласно представленным в материалы дела документам (залоговый билет №21142, положение о ломбардной деятельности ООО Ломбард «Алтын») условиями предоставления кредита под залог ювелирных изделий с минимальной процентной ставкой 0,5% (в день от суммы выданной на руки) является сумма кредита свыше 50000руб. Условием предоставления кредита под залог ювелирных изделий с процентной ставкой 0,6% (в день от суммы выданной на руки) является сумма кредита от 35000руб. до 50000руб. Кредит под залог ювелирных изделий с процентной ставкой 0,7% (в день от суммы выданной на руки) предоставляется при сумме кредита от 25000руб. до 35000руб. Кредит под залог ювелирных изделий с процентной ставкой 0,8% (в день от суммы выданной на руки) предоставляется при сумме кредита от 15000руб. до 25000руб. Кредит под залог ювелирных изделий с процентной ставкой 0,9% (в день от суммы выданной на руки) предоставляется при сумме кредита от 5000руб. до 15000руб.

В рассматриваемой рекламе Ломбарда «Алтын» указано одно из условий оказания финансовых услуг, влияющее на сумму расходов – процентная ставка 1% до 0,5%, однако иные условия их предоставления, влияющие на сумму расходов, в частности, сумма кредита (минимальная максимальная) отсутствует, что свидетельствует о нарушении п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует иная существенная информация, необходимая заемщику для принятия осознанного решения: условие о максимальном сроке залога - 20 дней, минимальном сроке залога 2 дня; процентная ставка из расчета на один календарный год – от 365 до 182,5%; указание, на то что содержащиеся в рекламе процентные ставки 1% до 0,5% рассчитываются за каждый день от суммы, выданной на руки; сведения, о том что размер кредита, выданного под залог может составлять 80-90% от суммы оценки ювелирного изделия.

Реклама оказываемых ломбардом финансовых услуг по предоставлению в кредит (под залог ювелирных изделий) денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, существенной в ней является не только информация, влияющая на стоимость кредита, но и информация привлекательная для потребителя и способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях получения финансовой услуги, представление ее в неполном объеме (указывая только отдельные, наиболее выгодные для потребителя условия) приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама общества с ограниченной ответственностью Ломбард «Алтын» не соответствует требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч.6,  ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с ч.7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение  ч.1 ст.28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Алтын» (634061, г.Томск, ул.Тверская, 53, 45, ОГРН 1047000283659, ИНН 7017106449), что подтверждается договором аренды от 05.11.2012, свидетельством №0080006355 от 13.03.2013, картой постановки на специальный учет от 13.03.2013г., залоговым билетом №21142, письменными пояснениями ООО Ломбард «Алтын», устными пояснениями законного представителя ООО Ломбард «Алтын» (протокол заседания Комиссии от 15.04.2013).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую на наружных стенах здания, расположенного по адресу пр.Фрунзе, 57 следующего содержания: «Ломбард Кредиты под залог ювелирных изделии от 1% до 0,5%», поскольку в ней нарушены ч.7 ст.5, ч.1 ст.28, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать ООО Ломбард «Алтын» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны