Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №06-11/33-18 от 20 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Оглашена резолютивная часть 20 июня  2018 года

Изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года                                                          г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, руководитель Томского УФАС России,

члены Комиссии: <…>— главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности; <…>– специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

рассмотрев материалы дела №06-11/33-18 по признакам нарушения требований ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч. 3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №-38 ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы финансовых услуг Обществом с ограниченной ответственностью микрокредитной компанией «Сибирская финансовая группа»  (далее также - ООО МКК «Сиб Фин Групп», юридическое лицо), с участием представителя ООО МКК «Сиб Фин Групп» <…>, действующего на основании доверенности № 1 от 10.03.2018 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе произведен осмотр наружной рекламы по адресу г. Томск, ул. Елизаровых, 21а.

В ходе осмотра установлено следующее. В г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Елизаровых, 21а, расположенного на расстоянии 160 м от остановочного комплекса городского наземного транспорта (остановки Артёма), размещена следующая информация:

- в правой верхней части лицевого фасада здания - «выдаём деньги от 0,4 % быстро до зарплаты до пенсии на неотложные нужды для пенсионеров льготные условия 257-467»;

- в правой нижней части лицевого фасада здания, справа от крыльца, - «выдаём деньги от 0,4 %, до зарплаты до пенсии пенсионерам льготные условия на неотложные нужды 1 этаж 257-467»;

- на правом фасаде здания - «выдаём деньги до зарплаты до пенсии на неотложные нужды этаж 1, офис 1 от 0,4 % быстро для пенсионеров льготные условия 257-467».

Указанное подтверждается актом осмотра наружной рекламы от 01.06.2018 г., составленным должностными лицами Томского УФАС России.

Определением от 04.06.2018 г. (исх. № ЮГ/3501 от 04.06.2018) возбуждено производство по делу №06-11/33-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО МКК «Сиб Фин Групп».

            В материалы дела поступили пояснительная записка от 14.06.2018 г., договор микрозайма, копия правил предоставления микрозаймов ООО МКК «Сиб Фин Групп» от 2017 г., копия договора аренды нежилых помещений №1/12/17-1/2 от 01.12.2017, копия согласия размещения вывески от 01.10.2017 г., копия Приказа № 28 от 09.06.2018 г,  копия свидетельства о внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций, дата внесения сведений 03.11.2015 г., копия Устава ООО МКК «Сиб Фин Групп» от 2017 г. (новая редакция), выписка из ЕГРЮЛ от 14.06.2018.

Из пояснений юридического лица от 14.06.2018 г. следует, что ООО МКК «Сиб Фин Групп» согласно с фактами, изложенными в определении 04.06.2018 г., указывающими на признаки нарушения требований ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч. 3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №-38 ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»). В пояснениях  указано, что наружная реклама расположена на фасаде здания по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 21а, другая реклама не изготавливалась, не распространялась. В пояснениях Общество указывает на отсутствие возможности представить документы на изготовление рекламы, оплату услуг, а также согласованный макет рекламы в связи с тем, что бухгалтер при увольнении не передавала указанные документы. Обязанностями по контролю за соблюдением законодательства о рекламе наделен <…>.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО МКК  «Сиб Фин Групп» представил на обозрение комиссии распечатанные фотографии на листе формата А4 в количестве двух штук с изображением исправленной рекламной информации, а также копии следующих документов: доверенности № 1 от 10.03.2018 г., счета-фактуры № 14 от 25 ноября 2015 г. на изготовление наружной рекламы, счета на оплату № 146 от 25 ноября 2015 г., акта № 130 от 30 ноября 2015 г., квитанции от 30 ноября 2015 г., указанные документы приобщены к материалам дела. Представлены фотографии исправленной рекламной информации, размещенной в нижней части фасада здания, отсутствует подтверждение, что исправлена рекламная информация, размещенная в верхней части фасада здания. Представитель пояснил, что на день рассмотрения дела реклама, размещенная в верхней части фасада здания, не исправлена.

Представитель поддержал доводы, указанные в пояснении, а также, отвечая на вопросы комиссии, пояснил, что реклама на здании офиса по адресу г. Томск, ул. Елизаровых, 21а распространяется с ноября 2015 года, деятельность ООО МКК  «Сиб Фин Групп» осуществляет также во втором офисе по адресу: г. Томск, пер. Карповский, 12, по указанному адресу имеется обозначение организации, информация  0,4 % отсутствует. Всего у организации два офиса в г. Томске, в других населенных пунктах офисов нет. Договор на изготовление рекламы отсутствует, однако имеются счет-фактура № 14 от 25 ноября 2015 г. на изготовление наружной рекламы, счет на оплату № 146 от 25 ноября 2015 г., акт № 130 от 30 ноября 2015 г., квитанция от 30 ноября 2015 г.  Согласно указанным документам услуги по разработке макета наружной рекламы,  изготовлению наружной рекламы ООО МКК  «Сиб Фин Групп» оказывало ООО «200 мелочей». Представитель пояснил, что согласование макета рекламы осуществлялось по электронной почте, распечатка переписки отсутствует.

Представитель, отвечая на вопросы комиссии, пояснил следующее: льготными условиями для пенсионеров являются уменьшенная процентная ставка - 1% в день, перерасчет процентов по дням в случае более раннего погашения; перерасчет для других категорий клиентов предусмотрен, если имеется подтверждение платежеспособности клиента; необходимыми документами для получения займа являются паспорт <...> СНИЛС, документы, подтверждающие трудоустройство, справка о доходах, для пенсионеров пенсионное удостоверение; индивидуальными условиями заключаемого договора займа в зависимости от полученной информации по запросу микрофинансовой организации являются пониженная процентная ставка, реструктуризация задолженности; представитель также пояснил, что территорией обслуживания ООО МКК  «Сиб Фин Групп» является территория города Томска и 30 километров от Томска, радиус 30 км выбран по принципу удобства взаимодействия с судебными приставами, представитель признал информацию о территории обслуживания существенной; положения о поручительстве применяются в случае, если сумма займа превышает 20 000 руб., а также в случае отсутствия у клиента возможности подтвердить свою платежеспособность; предельная сумма займа составляет 30 000 руб., срок возврата – от 1 до 180 дней; на вопрос о причине отсутствия указания в рекламе на данные условия представителем было указано на невозможность отражения в рекламе всех условий.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия считает установленным следующее.

В г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Елизаровых, 21а, расположенного на расстоянии 160 м от остановочного комплекса городского наземного транспорта (остановки Артёма), размещена следующая информация:

- в правой верхней части лицевого фасада здания - «выдаём деньги от 0,4 % быстро до зарплаты до пенсии на неотложные нужды для пенсионеров льготные условия 257-467».

- в правой нижней части лицевого фасада здания, справа от крыльца, «выдаём деньги до зарплаты до пенсии пенсионерам льготные условия займы на неотложные нужды 1 этаж 257-467»;

 - на правом фасаде здания - «выдаём деньги до зарплаты до пенсии на неотложные нужды этаж 1 офис 1 займы быстро для пенсионеров льготные условия 257-467».

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация в виде текста, указанного содержания, распространяемая 01.06.2018 г. наружным способом на фасаде здания по адресу Елизаровых, 21а в г. Томске, является рекламой, поскольку отвечает требованиям п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе».

Объектом рекламирования в соответствие с п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» является финансовая услуга займа (кредита), оказываемая ООО МКК  «Сиб Фин Групп».

Таким образом, требования Федерального закона «О рекламе» распространяются на содержание указанной информации, на обстоятельства ее распространения.

Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п.1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с п. 4 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Пунктом 1 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно п. 2 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В силу п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно позиции Высшего арбитражного суда РФ (п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе") к условиям, влияющим на стоимость кредита, наряду с процентной ставкой, могут относиться условия о сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В нарушение ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует указание на наименование лица, оказывающего финансовые услуги - Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа».

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе ООО МКК  «Сиб Фин Групп» сообщается одно условие, влияющее на его стоимость займа, а именно размер процентной ставки – 0, 4 %, других условий, влияющих на стоимость займа в рекламе не сообщается. Следовательно, в силу требований вышеуказанных норм, такая реклама должна содержать сведения об иных условиях оказания юридическим лицом услуги кредитования, все условия, определяющие полную стоимость займа.

Согласно общим условиям договора микрозайма, Правилам предоставления микрозаймов  ООО МКК  «Сиб Фин Групп», утвержденных директором ООО МКК  «Сиб Фин Групп» Вебер Н.С., 30 июня 2017 г. проценты за пользование микрозаймом составляют 144% (Сто сорок четыре процента) годовых (0, 39 % (Ноль целых тридцать девять сотых процентов) в день), способами возврата заемщиком микрозайма являются безналичное перечисление денежных средств на расчетный счет Займодавца или внесение наличных денежных средств в кассу займодавца/его Представителя  для заемщика платными, причем второй способ является бесплатным.

Указанные условия влияют на стоимость рекламируемой услуги для потребителя, отсутствие информации об указанных условиях в тексте рекламы свидетельствует о нарушении требований п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссией установлено, что согласно договору микрозайма в случае нарушения срока оплаты ежемесячного единого платежа, предусмотренного графиком платежей свыше 30 дней процентная ставка за пользование микрозаймом составит 300 (Триста) % годовых, в случае нарушения сроков и сумм платежей по возврату микрозайма и уплаты процентов на него Заемщик обязуется уплатить Займодавцу пени в размере 1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.

Услуги ООО МКК  «Сиб Фин Групп» оказывает исключительно жителям города Томска и проживающим в пределах 30 километров от г. Томска, положения о поручительстве применяются в случае, если сумма займа превышает 20 000 руб., а также в случае отсутствия у клиента возможности подтвердить свою платежеспособность; предельная сумма займа составляет 30 000 руб., срок возврата – от 1 до 180 дней.

Указанная информация является существенной для потребителя, поскольку может повлиять на принятие решения им о заключении договора займа.

Отсутствие в содержании рекламы сведений об указанных условиях, как и об условиях, влияющих на стоимость рекламируемой услуги, как и достоверной информации о рекламируемой услуге вводит потребителя в заблуждение о доступности рекламируемой услуги и, таким образом, искажает смысл рекламной информации, что свидетельствует о нарушении требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа» (ОГРН 1157017012712, ИНН 7017381269; пер. Карповский, дом 12, офис 1008, г. Томск,  634009). Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа» включено в государственный реестр микрофинансовых организаций, что подтверждается свидетельством, выданным Центральным банком Российской Федерации, дата внесения сведений 03.11.2015 г.

В материалах дела имеются доказательства того, что из рекламного текста, размещённого в правой нижней части лицевого фасада здания, справа от крыльца, «выдаём деньги от 0,4 %, до зарплаты до пенсии пенсионерам льготные условия на неотложные нужды 1 этаж 257-467»

и рекламного текста, размещённого на правом фасаде здания - «выдаём деньги до зарплаты до пенсии на неотложные нужды этаж 1, офис 1 от 0,4 % быстро для пенсионеров льготные условия 257-467» исключена информация «0,4 %», что подтверждается представленными в день рассмотрения дела двумя фотографиями на листах формата А4.

Доказательств исправления рекламного текста, размещённого в правой верхней части лицевого фасада здания - «выдаём деньги от 0,4 % быстро до зарплаты до пенсии на неотложные нужды для пенсионеров льготные условия 257-467» не представлено.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28  Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 указанного закона несет рекламодатель.

Согласно ч.6, 7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.1 ст.28 рекламодатель и рекламораспространитель.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу «выдаём деньги от 0,4 % быстро до зарплаты до пенсии на неотложные нужды для пенсионеров льготные условия 257-467»; «выдаём деньги от 0,4 %, до зарплаты до пенсии пенсионерам льготные условия на неотложные нужды 1 этаж 257-467»;  «выдаём деньги до зарплаты до пенсии на неотложные нужды этаж 1, офис 1 от 0,4 % быстро для пенсионеров льготные условия 257-467», распространенную в г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Елизаровых, 21а, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО МКК  «Сиб Фин Групп» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                          <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                                        <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны