Решение б/н Решение и предписание по делу №06-11/37-15 по признакам нару... от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Решение по делу №06-11/37-15

РЕШЕНИЕ

 

30 июля 2015 года оглашена резолютивная часть                                                                                                12 августа  2015 года изготовлено в полном объёме                                                             г.Томск

           

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Бутенко, заместитель руководителя - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Сакс Н.В. - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Петрова – специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,  рассмотрев материалы дела №06-11/37-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы  товара с указанием на лечебные свойства; без участия заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии; в присутствии  представителя ООО «Сибирский знахарь» А.,  действующего на основании доверенности от 18.07.2015, в присутствии Ф.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступило обращение гражданина (вх.№ 2011 от 13.04.2015), в котором указывалось на признаки нарушения законодательства о рекламе, которые выразились в следующем.

Заявитель указал, что в сети «Интернет» распространяется информация о пищевых продуктах с указанием на их лечебные свойства.

В частности, по адресу: http://vk.com/sibznahar размещена следующая информация:

1.«Мёд с сосновой почкой – удивительное сибирское угощение с сосновым ароматом и насыщенным вкусом. Сегодня пользу сосновых почек признаёт и народная, и официальная медицина. Мёд с сибирских полей в сочетании с сосновой почкой многократно усиливает своё целебное воздействие. Это дезинфицирующее, отхаркивающее, противовоспалительное средство.

    Мёд с сосновой почкой:

- нормализует работу внутренних органов

- улучшает состав крови

- восполняет недостаток витамина С

- лечит заболевания дыхательных путей

- применяется при остеохондрозе».

2. «Иван-чай – это русский народный напиток из листьев и цветов кипрея. Его пили на Руси задолго до появления заморских чаёв и даже широко экспортировали за границу. За его полезные свойства его называли богатырским чаем. Помимо чудесного вкуса и аромата, иван-чай обладает широким спектром оздоровительного действия, тонизирует, снимает усталость, придает силы и бодрости. Ведь это такое растение, в котором есть всё для того, чтобы человек долго жил и не болел. Также в иван-чай добавляют различные травки и ягоды: душицу, мяту, листья смородины, клубнику, малину, цветы кипрея и многое другое.

 Иван-чай:

 - мощный природный очиститель

- продлевает молодость

- укрепляет иммунитет

- успокаивает нервную систему

- дает энергию за счёт белка

- помогает при заболеваниях желудка

- облегчает головную боль

- не содержит кофеин и щавелевую кислоту

- лечит привязанность к алкоголю

- противовирусная и противоаллергическая активность»

 3. «Варенье из сосновой шишки – очень вкусное лакомство, аромат которого переносит в солнечный день в сосновом бору. Молодые зелёные шишечки для варенья собирают весной в глубине леса, когда они ещё маленькие и сочные. Их промывают от хвои, а затем варят в сиропе из воды и сахара. Рецепты от матушки-природы всегда просты, а как вкусны и полезны!
И правда, шишковое варенье не только вкусное, но и необычайно полезное. Наши предки знали, что сосна – доброе дерево, которое наполнит своей положительной энергией и исцелит организм. Из красных и зеленых шишек народные знахари делали настойки, которые не уступают по целебным свойствам некоторым современным медицинским препаратам.
Сосна – это фитонцидное растение. Элементы, содержащиеся в сосновой шишке, помогают при:
-гриппе
-простуде
-кашле
-ангине
-бронхите
-болезнях желудочно-кишечного тракта
-авитаминозе
-болезни дёсен
-низком уровне гемоглобина
- профилактике инсульта»

            По данному факту определением от 12.05.2015 в отношении ООО «Сибирский знахарь» возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Представитель ООО «Сибирский знахарь»  на заседании Комиссии 16.07.2015, а также в письменных пояснениях нарушение закона о рекламе не признал. Пояснил, что ООО «Сибирский знахарь» не имеет отношения к рассматриваемой информации, размещенной в группе «Вконтакте». Создателем данной группы является Ф., с которым у ООО «Сибирский знахарь» заключен договор на создание сайта https://sibznahar.com/. До настоящего времени указанный сайт ООО «Сибирский знахарь» не передан.

Определением об отложении рассмотрения дела от 16.07.2015 исх.№ МП/3592 к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе привлечен Ф.

На заседании Комиссии 30.07.2015 Ф. пояснил, что занимается разработкой сайта https://sibznahar.com/ для ООО «Сибирский знахарь». По условиям договора было необходимо обеспечить определенную посещаемость данного сайта. С целью увеличения посещаемости сайта по собственной инициативе была создана группа в социальной сети «Вконтакте».  Для наполнения информации в данной группе использовались данные из сети Интернет без согласования с ООО «Сибирский знахарь». В настоящее время сайт https://sibznahar.com/ ООО «Сибирский знахарь» не передан.  С сайта https://sibznahar.com/ происходит переадресация на сайт http://сибирскийзнахарь.рф/.
           Представитель  ООО «Сибирский знахарь» пояснил, что адрес интернет-сайта http://сибирскийзнахарь.рф/ используется на упаковках продукции компании и визитках сотрудников, поскольку предполагалось, что к 23.06.2015 сайт https://sibznahar.com/ будет передан в пользование компании.

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»), в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Информация, размещенная в социальной сети «Вконтакте» в группе «Сибирский знахарь» о продукции торгово-производственной компании «Сибирский знахарь» по адресу в сети Интернет http://vk.com/sibznahar содержит указания на лечебные свойства товара  предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к  продукции ООО «Сибирский знахарь», формирует и поддерживает интерес к ней, следовательно, является рекламой.

            Из информации, размещенной в социальной сети «Вконтакте» в группе «Сибирский знахарь» следует, что Мёд с сосновой почкой лечит заболевания дыхательных путей: Иван-чай помогает при заболеваниях желудка, лечит привязанность к алкоголю; в рекламе указывается на положительное влияние Варенья из сосновой шишки на течение таких заболеваний, как грипп, простуда, кашель, ангина, бронхит, болезни желудочно-кишечного тракта,  авитаминоз, болезни дёсен.
           В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

            Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22.10.2012 №428н утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

            В соответствии с данным регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

           Материалами  дела установлено, что «Мёд с сосновой почкой», «Варенье из сосновой шишки», «Иван чай» производства ООО «Сибирский знахарь» являются пищевыми продуктами (Сертификат соответствия рег.№РОСС RU.АИ42.Н08568; Декларацией о соответствии  от 05.03.2015; Сертификат соответствия рег.№РОСС RU.АИ42.Н08358; Декларацией о соответствии от 11.03.2015).

           Указание в рекламе на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования не являющегося лекарственным средством свидетельствует о нарушении требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

            В соответствии с ч.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая реклама является ненадлежащей.

            Согласно чч. 6, 7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение указанных требований закона ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.

           Комиссия Томского УФАС России не находит в действиях  ООО «Сибирский знахарь» нарушения законодательства о рекламе, поскольку группа в социальной сети «Вконтакте» была создана Ф. по собственной инициативе.

            Рекламодателем, и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы  является Ф., что подтверждается письменными (вх.№3730 от 16.06.2015) и устными пояснениями ООО «Сибирский знахарь» (Протокол заседания Комиссии от 16.07.2015), договором на создание сайта от 23.01.2015; претензией ООО «Сибирский знахарь» от 06.07.2015; протоколом опроса от 13.07.2015; пояснениями Ф. (протокол заседания Комиссии от 30.07.2015).

            Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п.37-п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

                                                                       РЕШИЛА:

1.   Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в социальной сети «Вконтакте» в группе «Сибирский знахарь» о продукции торгово-производственной компании «Сибирский знахарь» по адресу в сети Интернет http://vk.com/sibznahar с указанием на лечебные свойства  пищевых продуктов, поскольку в ней нарушены положения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2.  Выдать Ф.  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии                                                                                                                 Н.В. Сакс

                                                                                                                                                

                                                                                                                                      М.Н. Петрова                                                                                                                                     

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе по делу №06-11/37-15

12.08.2015                                                                                                                        г.Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

       председатель Комиссии: И.В. Бутенко – заместитель руководителя-начальник отдела контроля монополистической деятельности; члены Комиссии: Сакс Н.В. — начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Петрова – специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования  на основании своего решения от 12.08.2015 по делу №06-11/37-15 о признании ненадлежащей рекламы товара с указанием на лечебные свойства с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.       Ф.  в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы, размещенной в социальной сети «Вконтакте» в группе «Сибирский знахарь» о продукции торгово-производственной компании «Сибирский знахарь» по адресу в сети Интернет http://vk.com/sibznahar с указанием на лечебные свойства  пищевых продуктов с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2.       Ф. представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания в десятидневный срок с момента его получения.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   И.В. Бутенко

 

Члены Комиссии                                                                                                           Н.В. Сакс

                                                                                             

                                                                                                                                     М.Н. Петрова                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны