Решение б/н Решение и предписание по делу №06-11/39-17 по признакам нару... от 3 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №06-11/39-17

Оглашена резолютивная часть 02 июня 2017 года

Изготовлено в полном объеме 11 июня 2017 года                                                         г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,

члены Комиссии: Ташпулатова Г.М. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Е.П. Фоминых — главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев материалы дела №06-11/39-17 по признакам нарушения законодательства требований ч.1, п.2 ч.2 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №-38 ФЗ «О рекламе», по факту распространения рекламы финансовых услуг ООО «Ломбард Злато-Серебро», с участием законного представителя ООО «Ломбард Злато-Серебро» <…>., действующего на основании устава, без участия заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило обращение гражданина, в котором указано на признаки нарушения законодательства при распространении рекламы услуг ломбарда. Из заявления следует, что в г. Томске по адресу ул. Новосибирская, 8 на рекламной конструкции размещена информация следующего содержания «ЛОМБАРД О,45% в день!».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе, в рамках рассмотрения обращения гражданина произведен осмотр наружной рекламы по адресу ул. Новосибирская, 8 в г. Томске (акт осмотра наружной рекламы от 28.04.2017 г.). Осмотром установлено, что в г. Томске на наружной стене здания по адресу ул. Новосибирская, 8 размещены баннеры с надписью «ЛОМБАРД 0,45% в день!» и «ломбард».

Определением от 11 мая 2017 г. исх.№ЕФ/3775 от 11.05.2017 возбуждено производство по делу №06-11/39-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Ломбард Злато-Серебро».

            В ходе рассмотрения дела директор ООО «Ломбард Злато-Серебро» пояснил, что договор на производство рекламы не заключался, реклама была произведена в гараже в районе Центрального рынка по устной договоренности с физическим лицом. Персональные данные лица, изготовившего рекламу, не сохранились. Реклама «ЛОМБАРД 0,45% в день!» распространялась с 2015 г. Отвечая на вопросы комиссии, директор юридического лица пояснил, что ломбардом под залог принимаются только изделия из драгоценных металлов, процентная ставка по займу зависит от размера займа: от 0 до 9 999 руб. – ставка 0,44% в день, от 10 000 до 29 999 – ставка 0,4% в день, от 30 000 до 49 999 – 0,35% в день, от 50 000 и больше – 0,3% в день.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия считает установленным следующее.

В г. Томске 28 апреля 2017 г. на наружной стене здания по адресу ул. Новосибирская, 8 распространялась информация «ЛОМБАРД 0,45% в день!». Согласно договору аренды №8 от 01.01.2017 г., заключенному между ИП <…>. (арендодатель) и ООО «Ломбард Злато-Серебро» (арендатор), арендатору предоставлено помещение под ломбард (часть нежилого помещения площадью 5 квадратных метров) по адресу ул. Новосибирская, 8. ООО «Ломбард Злато-серебро» включен в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В соответствии с картой постановки на специальный учет в Западно-сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты от 17.02.2016 г. территориальное обособленное подразделение ООО «Ломбард Злато-Серебро» находится на ул. Новосибирской 8, г. Томск. Таким образом, ООО «Ломбард Злато-Серебро» осуществляет деятельность ломбарда по адресу ул. Новосибирской 8, г. Томск.

Согласно ч.1, ч.1.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

Таким образом, ООО «Ломбард Злато-Серебро» осуществляет кредитование граждан, следовательно, оказывает финансовые услуги.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.3 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация «ЛОМБАРД 0,45% в день!», размещенная на баннере в г. Томске по адресу ул. Новосибирская, 8, распространенная 28.04.2017 г. является рекламой, поскольку отвечает требованиям п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе».

Объектом рекламирования в соответствие с п.2 ст.3 ФЗ «О рекламе» является финансовая услуга кредитования (займа), оказываемая ООО «Ломбард Злато-Серебро».

Таким образом, требования ФЗ «О рекламе» распространяются на содержание указанной информации, на обстоятельства ее распространения.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно позиции Высшего арбитражного суда РФ (п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе") к условиям, влияющим на стоимость кредита, наряду с процентной ставкой, могут относиться условия о сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что рассматриваемая реклама ООО «Ломбард Злато-Серебро» содержит условие, влияющего на стоимость кредита – ставка по займу 0,45% в день. Следовательно, в силу требований вышеуказанных норм, такая реклама должна содержать сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, об иных условиях оказания услуги займа, все условия, определяющие полную стоимость займа. Отсутствие в содержании рекламы сведений о сумме и сроке кредита, платежей по договору, вводит потребителя в заблуждение о доступности рекламируемой услуги и, таким образом, искажает смысл рекламной информации.

Кроме того, комиссия Томского УФАС России находит информацию о том, что ООО «Ломбард Злато-Серебро» оказывает финансовую услугу исключительно под залог изделий из драгоценных металлов, существенной для потребителя, а ее отсутствие в рекламе, вводящим в заблуждение потребителя рекламы о доступности рекламируемой услуги по залог иного имущества.

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе»

Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5, ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Ломбард Злато-Серебро» (ИНН 1147017019027).

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «ЛОМБАРД 0,45% в день!», распространенную в г. Томске на наружной стене здания по адресу ул. Новосибирская, 8, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Ломбард Злато-Серебро» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                        Е.П. Фоминых

 

Г.М.Ташпулатова

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе по делу №06-11/39-17

 

02.06.2017                                                                                                                               г.Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,

члены Комиссии: Е.П. Фоминых — главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности; Г.М. Ташпулатова – специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

на основании своего решения от 02.06.2017 по делу №06-11/39-17 о признании ненадлежащей рекламы «ЛОМБАРД 0,45% в день!», распространенной в г. Томске на наружной стене здания по адресу ул. Новосибирская, 8, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард Злато-Серебро» в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы «ЛОМБАРД 0,45% в день!», поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. ООО «Ломбард Злато-Серебро» представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания в десятидневный срок с момента его получения.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                             Е.П. Фоминых

 

Г. М. Ташпулатова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны