Решение б/н Решение и предписание по делу №06-11/65-17 по признакам нару... от 4 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №06-11/65-17

Оглашена резолютивная часть 04 сентября  2017 года

Изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года                                                   г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,

члены Комиссии: Е.П. Фоминых — главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности; Г.М. Ташпулатова – специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

рассмотрев материалы дела №06-11/65-17 по признакам нарушения законодательства требований ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №-38 ФЗ «О рекламе», по факту распространения рекламы финансовых услуг ООО «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» (далее также - ООО МКК «КСФ», юридическое лицо), с участием представителя ООО МКК «КСФ» <…>, действующего на основании доверенности, без участия заявителя и заинтересованного лица, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление гражданина (вх.№2611 от 28.04.2017), в котором указано на признаки нарушения законодательства о рекламе, которые выразились в распространении рекламы финансовых услуг, часть текста которой приведена мелким нечитаемым шрифтом.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что в г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11 в непосредственно близости от остановочного комплекса городского транспорта размещена следующая информация: левый фасад здания «Доброденьги Займы без залога поручителей, 15 минут с подачи заявления от 2000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14 dobrozaym.ru». В нижней части рекламы мелким шрифтом на пестром цветном фоне (с явным использованием 4 цветовых оттенков) размещен текст, не поддающийся прочтению без использования специального средства. Размеры мелкого шрифта составляют 2,5% от шрифта, которым указана цифра 50 (50 тысяч), а также размер мелкого шрифта в 39 раз меньше, чем шрифт, которым указана цифра 50.

лицевой фасад здания - «за 15 минут нужен только паспорт dobrozaym.ru займы от 2 000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14». В нижней части рекламы также мелким текстом на пестром цветном фоне (с явным использованием 4 цветовых оттенков) размещен текст, не поддающийся прочтению без использования специального средства. Размеры мелкого шрифта составляют 4,7% от шрифта, которым указана цифра 50 (50 тысяч), а также размер мелкого шрифта в 21 раз меньше, чем шрифт, которым указана цифра 50.

Указанное подтверждается актом осмотра наружной рекламы от 28.04.2017 г., составленным должностными лицами Томского УФАС России в ходе проверки фактов, указанных в обращении гражданина.

Определением от 27.06.2017 г. (исх.№ЕФ/5175 от 28.06.2017) возбуждено производство по делу №06-11/65-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» с привлечением к рассмотрению дела заинтересованного лица. Определением от 25.07.2017 (исх.№ЕФ/5648 от 25.07.2017) срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено по ходатайству ООО «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» ввиду позднего получения юридическим лицом определения о возбуждении дела. Определением от 16 августа 2017 года рассмотрение дела отложено по причине непредставления юридическим лицом запрошенных сведений.

            В материалы дела поступили договор аренды нежилого помещения №01/06/2017/1/0 от 01.06.2017 г., договор на право установки и эксплуатации рекламной конструкции от 01.06.2016 г., договор оказания рекламных услуг от 03.09.2017 г., свидетельство о постановке на учет в налогом органе, свидетельство о государственной регистрации ООО «Деньги», приказ о расторжении трудового договора №71-л/с от 21.03.2017, приказ о приеме на работу №213-л/с от 08.06.2016, трудовой договор №89 от 08.06.2016 г., общие условия договора микрозайма, информация об условиях предоставления, использования и возврата микрозаймов, правила предоставления микрозаймов,  свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, устав юридического лица, платежные поручения по договору аренды, протокол №2 внеочередного общего собрания от 10.03.2017 г., решение №1 единственного участника юридического лица от 22.12.2016 г., решение №5 единственного участника юридического лица от 26.08.2015 г., решение №3 единственного участника юридического лица от 20.05.2015 г., пояснения представителя юридического лица от 11.08.2017 г. и от 31.08.2017 г., из которых следует, что ООО МКК «КСФ» использует помещение по адресу ул. Сергея Лазо, д.11 в Томске на основании договора аренды помещения от 01.07.2017, заключенного с ИП Чайковым В.О., макет рекламы выполнен <…>. на основании договора на оказание рекламных услуг от 03.09.2016 г. и размещен им же на основании договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции от 01.06.2017 года, рассматриваемая реклама распространялась только на офисе юридического лица по адресу ул. Сергея Лазо 11 в г. Томске, непредставленные в комиссию документы утеряны.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО МКК «КСФ» поддержал доводы, указанные в пояснениях, а также, отвечая на вопросы комиссии, пояснил, что реклама на офисе распространяется с декабря 2016 года, помещение офиса находится в аренде у ООО МКК «КСФ» на основании договора аренды от 2016 года с ИП <…>, при затруднениях в прочтении текста рекламы потребитель может непосредственно обратиться в офис, где ему будет представлена вся исчерпывающая информация о рекламируемой услуге; дизайнер ООО МКК «КСФ» разработал макет рекламы, согласовал его с руководителем юридического лица, производство рекламы было передано <…> для непосредственного изготовления и размещения рекламы; реклама услуг ООО МКК «КСФ» распространяется на всех офисах юридического лица, всего на 64 офисах выдачи займов в Сибири, реклама на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11 распространяется только в этом офисе, а также признал факт непредставления в Томское УФАС России запрошенной информации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия считает установленным следующее.

В г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11 в непосредственно близости от остановочного комплекса городского транспорта размещена следующая информация: левый фасад здания «Доброденьги Займы без залога поручителей, 15 минут с подачи заявления от 2000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14 dobrozaym.ru». В нижней части рекламы мелким шрифтом на пестром цветном фоне (с явным использованием 4 цветовых оттенков) размещен текст, не поддающийся прочтению без использования специального средства. Размеры мелкого шрифта составляют 2,5% от шрифта, которым указана цифра 50 (50 тысяч), а также размер мелкого шрифта в 39 раз меньше, чем шрифт, которым указана цифра 50.

лицевой фасад здания - «за 15 минут нужен только паспорт dobrozaym.ru займы от 2 000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14». В нижней части рекламы также мелким текстом на пестром цветном фоне (с явным использованием 4 цветовых оттенков) размещен текст, не поддающийся прочтению без использования специального средства. Размеры мелкого шрифта составляют 4,7% от шрифта, которым указана цифра 50 (50 тысяч), а также размер мелкого шрифта в 21 раз меньше, чем шрифт, которым указана цифра 50.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.3 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация в виде текста, указанного содержания, распространенная 28.04.2017 г. наружным способом на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11 в г. Томске, является рекламой, поскольку отвечает требованиям п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе».

Объектом рекламирования в соответствие с п.2 ст.3 ФЗ «О рекламе» является финансовая услуга займа (кредита), оказываемая ООО МКК «КСФ».

Таким образом, требования ФЗ «О рекламе» распространяются на содержание указанной информации, на обстоятельства ее распространения.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно позиции Высшего арбитражного суда РФ (п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе") к условиям, влияющим на стоимость кредита, наряду с процентной ставкой, могут относиться условия о сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что рассматриваемая реклама ООО МКК «КСФ» содержит условие, влияющие на стоимость займа, а именно, размер займа, предоставляемый ООО МКК «КСФ» потребителю - от 2000 рублей до 50000 рублей. Следовательно, в силу требований вышеуказанных норм, такая реклама должна содержать сведения об иных условиях оказания юридическим лицом услуги кредитования, все условия, определяющие полную стоимость займа.

Согласно Информации об условиях предоставления, использования и возврата микрозаймов, предоставляемых ООО МКК «КСФ», общим условиям договора микрозайма, правилам предоставления микрозаймов ООО МКК «КСФ», утвержденных приказом №45-у от 30.12.2016 г.) и введенных в действие с 01.01.2017 г., сроки возврата микрозайма от шести календарных дней до двадцати одного календарного дня, проценты за пользование микрозаймом составляют 730% годовых (в високосный год процентная ставка составляет 732% годовых), из четырех способов возврата заемщиком микрозайма три способа являются для заемщика платными. Указанные условия влияют на стоимость рекламируемой услуги для потребителя, отсутствие информации об указанных условиях в тексте рекламы свидетельствует о нарушении требований п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» обязывает в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование.

В читаемой части рассматриваемой рекламы отсутствует указание на наименование лица, оказывающего потребителю рекламируемую финансовую услугу, что свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пунктам 2, 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, об условиях приобретения товара.

Согласно Информации об условиях предоставления, использования и возврата микрозаймов, предоставляемых ООО МКК «КСФ», общим условиям договора микрозайма, правилам предоставления микрозаймов ООО МКК «КСФ» минимальный размер займа – 1 000 рублей, а не 2 000 рублей, как указано в тексте рекламы, время рассмотрения вопроса о предоставлении микрозайма, как правило, не должно превышать 30 минут, 15 минутный срок рассмотрения заявлений о предоставлении займа, указанный в рекламе, нормативными актами ООО МКК «КСФ» не установлен. Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления микрозаймов ООО МКК «КСФ», заявитель при обращении для заключения договора займа обязан предоставить документ, удостоверяющий личность гражданина РФ  (для пенсионеров, кроме пенсионеров по старости, требуется предоставление пенсионного удостоверения), подписанную анкету заемщика, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и иную информацию для предоставления микрозайма. Между тем, из содержания текста рекламы следует, что для получения займа нужен только паспорт <...> Из вышеизложенного следует, что текст рассматриваемой рекламы нарушает требования пунктов 2, 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», является недостоверным.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссией установлено, что согласно Информации об условиях предоставления, использования и возврата микрозаймов, предоставляемых ООО МКК «КСФ», общим условиям договора микрозайма, правилам предоставления микрозаймов ООО МКК «КСФ» займы выдаются лицам в возрасте не моложе 18 лет, имеющим постоянную регистрацию в муниципальном образовании РФ, в котором лицо обратилось в ООО МКК «КСФ», имеющим постоянный доход, достаточный уровень платежеспособности, не имеющим просроченной задолженности перед ООО МКК «КСФ» на момент обращения за займом, предоставившим достоверную анкетную информацию; микрозайм предоставляется исключительно наличными денежными средствами, в случае  нарушения срока возврата суммы микрозайма и уплаты на сумму микрозайма процентов, с 16 дня по 93 день такого нарушения начисляется пеня в размере 20% годовых от непогашенной суммы микрозайма, начиная с 94 дня с даты нарушения срока возврата суммы микрозайма и уплаты, начисленных на сумму микрозайма процентов, начисляется пеня в размере 0,1% в день от непогашенной суммы микрозайма, при решении вопроса о выдаче займа заявителю предстоит пройти собеседование, ООО МКК «КСФ» может отказать в выдаче займа удовлетворить заявление частично (выдать займ на меньшую сумму или на меньший срок). Общие условия договора микрозайма, правила предоставления микрозаймов ООО МКК «КСФ» предусматривают выдачу целевых займов и осуществление займодавцем контроля за соблюдением заемщиком целевого использования займа.

Указанная информация является существенной для потребителя, поскольку может повлиять на принятие решения им о заключении договора займа.

Отсутствие в содержании рекламы сведений об указанных условиях, как и об условиях, влияющих на стоимость рекламируемой услуги, как и достоверной информации о рекламируемой услуге вводит потребителя в заблуждение о доступности рекламируемой услуги и, таким образом, искажает смысл рекламной информации, что свидетельствует о нарушении требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из материалов дела следует, что ООО МКК «КСФ» использует помещение по адресу ул. Сергея Лазо, 11 в городе Томске на основании договора аренды, заключенного с ИП <…>., с целью размещения офиса выдачи займов, данный факт подтверждается пояснениями представителя юридического лица, платежными документами.

Изучив представленные юридическим лицом документы, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что материалами дела не подтверждается производство и распространение рассматриваемой рекламы <…>.

Комиссия признала информацию, приведенную в тексте рекламы мелким шрифтом, отсутствующей. Формальное значительно меньшим шрифтом присутствие в рекламе сведений о рекламируемой услуге не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «КСФ» (ИНН 5404503009).

Согласно статьей 12 ФЗ «О рекламе» рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

Отсутствие у ООО МКК «КСФ» макетов рассматриваемой рекламы со всеми вносимыми изменениями свидетельствует о нарушении требований статьи 12 ФЗ «о рекламе».

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований пп.2, 4 ч.3, ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч3 ст.28 ФЗ «О рекламе». Кроме того, ООО МКК «КСФ» нарушило ст.12 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пп.2, 4 ч.3, ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Доброденьги Займы без залога поручителей, 15 минут с подачи заявления от 2000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14 dobrozaym.ru», «за 15 минут нужен только паспорт dobrozaym.ru займы от 2 000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14», распространенную в г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11, поскольку в ней нарушены требования пп.2, 4 ч.3, ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2.  Признать Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» нарушившим требования ст.12 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Выдать ООО «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                              В.И. Шевченко

 

Члены Комиссии                                                                                                        Е.П. Фоминых

 

Г.М. Ташпулатова

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе по делу №06-11/65-17

 

04.09.2017                                                                                                                               г.Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,

члены Комиссии: Е.П. Фоминых — главный специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности; Г.М. Ташпулатова – специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

на основании своего решения от 04.09.2017 по делу №06-11/65-17 о признании ненадлежащей рекламы «Доброденьги Займы без залога поручителей, 15 минут с подачи заявления от 2000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14 dobrozaym.ru», «за 15 минут нужен только паспорт dobrozaym.ru займы от 2 000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14», распространенной в г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11, поскольку в ней нарушены требования пп.2, 4 ч.3, ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Обществу с ограниченной ответственностью «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» (ИНН 5404503009) в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы «Доброденьги Займы без залога поручителей, 15 минут с подачи заявления от 2000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14 dobrozaym.ru», «за 15 минут нужен только паспорт dobrozaym.ru займы от 2 000 рублей до 50000 рублей 8-800-707-77-14» в г. Томске на фасаде здания по адресу ул. Сергея Лазо 11, поскольку в ней нарушены требования пп.2, 4 ч.3, ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 ФЗ Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. ООО «Микрокредитной компании «Капитал Сибирь финанс» представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания в десятидневный срок с момента его получения.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   В.И. Шевченко

 

 

Члены Комиссии                                                                                                             Е.П. Фоминых

 

 

 Г.М. Ташпулатова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны